Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р. <адрес>
Федеральный суд общей юрисдикции <адрес> в составе:
Председательствующего судьи НИКУЛИНОЙ О.В.
При секретаре ДИСЕНОВОЙ Б.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тибиряковой ФИО7, Тибиряковой ФИО8, Тибиряковой ФИО9, Тибирякова ФИО5 к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, Тибиряковой ФИО10 о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Тибирякова М.А., Тибирякова Е.В., Тибирякова О.В., Тибиряков Н.Ю. обратились в районный суд с исковым заявлением к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, Тибиряковой Л.В. о признании права собственности.
По утверждению истцов, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После его смерти осталось наследственное имущество - жилой дом, общей площадью 55,9 кв.м. и земельный участок площадью 2111 кв.м. по <адрес> в <адрес>-<адрес>.
Наследственное имущество принадлежало ФИО1 при жизни на праве собственности. В частности, право собственности на жилой дом подтверждается выпиской из решения № президиума <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Земельный участок предоставлен ФИО1 в собственность на основании выписки из решения администрации <адрес> <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, и свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ
При жизни ФИО1 не распорядился принадлежащим имуществом. Поэтому, в соответствии с положениями ст. 1111 ГК РФ, наследование имущества осуществляется по закону.
На основании ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Согласно п.1 ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Супруга ФИО1 - Тибирякова ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла до открытия наследства, ДД.ММ.ГГГГ
На момент открытия наследства наследниками по закону первой очереди на имущество ФИО1 выступали два его сына - Тибиряков ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Тибиряков ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Других детей у ФИО1 не было.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
С заявлением к нотариусу или уполномоченному законом лицу о принятии наследства дети ФИО1 не обращались.
Вместе с тем, согласно п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
ФИО3 и ФИО4. фактически приняли наследство после смерти своего отца, однако по причине своей смерти не оформили право на имущество. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер.
Решением Федерального суда общей юрисдикции <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия ФИО4 наследства после смерти отца - ФИО1, а также факт принадлежности сберегательной книжки при жизни ФИО1
После смерти ФИО1 его дети - ФИО4 и ФИО3, приезжали в <адрес>-<адрес>, используя жилой дом отца по <адрес> «под дачу», временно в весенне-летний период проживали в нем, делали J текущий ремонт, обрабатывали приусадебный земельный участок, выращивая овощи. ФИО4 получил денежные средства по вкладу отца.
В соответствии с п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит регистрации.
Таким образом, после смерти ФИО4 и ФИО3 в состав наследственной массы может быть включено право общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес>-<адрес> <адрес>, как фактически принятое ими после смерти их отца, ФИО1
После смерти ФИО3 наследниками по закону первой очереди выступают его супруга, Тибирякова ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын, Тибиряков ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справки ЖЭУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 постоянно проживал и состоял на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>. Совместно с ним по указанному адресу на день смерти проживали его супруга, Тибирякова Л.В. и сын, Тибиряков Н.Ю.
Проживая по последнему месту жительства ФИО3, его сын пользовался вещами и предметами, оставшимися после смерти его отца. Кроме того, наследник ФИО3 продолжил пользоваться земельным участком и жилым домом по <адрес> в <адрес>-<адрес> <адрес>, используя «под дачу», временно проживая в доме и обрабатывая землю, установил новые въездные ворота. Таким образом, Тибиряков Н.Ю. на основании п.2 ст. 1153 ГК РФ, фактически принял наследство после смерти ФИО3
Тибирякова Л.В. не желает оформлять свою долю в праве на наследство, оставшееся после смерти ее супруга.
В соответствии с п. 2 ст. 1157 ГК РФ, если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (пункт 2 статьи 1153) - Тибирякова Л.В. проживает в квартире по последнему месту жительства ФИО3 суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока.
С заявлением о принятии наследства после смерти ФИО3 наследники не обращались.
На основании п.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В связи с этим положением возможность осуществления Тибиряковой Л.В. права наследования может осуществляться по ее усмотрению.
После смерти ФИО4 наследниками по закону первой очереди выступают - его супруга, Тибирякова ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дети - Тибирякова ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Тибиряков ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Тибирякова ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В установленный законом срок после открытия наследства на имущество ФИО4 его наследники в порядке п.1 ст. 1153 ГК РФ - Тибирякова М.А., Тибирякова Е.В. и Тибирякова О.В. обратились к нотариусу г. Новосибирска с заявлениями о принятии наследства. Тибиряков А.В., не желая оформлять долю наследства, не принял его: не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца, а также не совершал фактических действий, свидетельствующих о принятии наследства.
Кроме того, Тибирякова М.А., Тибирякова Е.В. и Тибирякова О.В. фактически приняли наследство после смерти ФИО4 путем пользования имуществом по последнему его месту жительства (что подтверждается выпиской из домовой книги по <адрес>), а также используя жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес> <адрес> «под дачу».
Таким образом, на основании п.4 ст. 1152 ГК РФ на жилой дом и земельный участок по <адрес> в д<адрес>-<адрес> <адрес> приобрели право общей долевой собственности - Тибиряков Н.Ю. (в размере 1/2 доли после смерти ФИО3, с учетом приращения доли от Тибиряковой Л.В.), и Тибирякова М.А., Тибирякова Е.В. и Тибирякова О.В. (в размере 1/6 доли за каждой после смерти ФИО4).
В соответствии со ст. 1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.
На основании ст. 1165 ГК РФ наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, может быть разделено по соглашению между ними.
При этом, согласно п.2 ст.245 ГК РФ соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
В соответствии со справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Тибиряков А.Н. постоянно проживал и состоял на регистрационном учете в жилом доме по <адрес> в д<адрес>-<адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанный жилой дом, общей площадью 40,5 кв.м. был приобретен ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ г. по простой письменной сделке. Его дети, проживая в <адрес>, ФИО4 и ФИО3, со своими членами семьи часто приезжали к отцу в деревню, где проживали в доме и на приусадебном земельном участке выращивали овощи. Поскольку жилой дом состоял из одной комнаты и кухни, ФИО3, с разрешения отца, в конце ДД.ММ.ГГГГ годов возвел жилую пристройку к дому, с отдельным входом, общей площадью 15.4 кв.м. По плану строения дома, выданного БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ после обследования объекта в натуре, видно, что жилой дом по <адрес> в <адрес>-<адрес> состоит из двух самостоятельных жилых помещений, общей площадью 40,5 кв.м. и 15,4 кв.м., имеющих отдельные входы, системы отопления, и не сообщающиеся между собой.
На протяжении более двадцати пяти лет сложился порядок пользования жилым домом - в жилом помещении общей площадью 40,5 кв.м. проживал Тибиряков А.Н., куда приезжала семья ФИО4, жилое помещение общей площадью 15,4 кв.м. находилось в пользовании семьи ФИО3
Поэтому в настоящее время наследники продолжают пользоваться имуществом, доли в котором выделены в натуре, и при определении размера долей каждый согласен с указанным распределением. Тибиряков Н.Ю. не требует от Тибиряковой М.А., Тибиряковой Е.В. и Тибиряковой О.В. предоставления денежной компенсации за несоразмерность выделенной доли в жилом доме в натуре. Тибирякова Л.В. не заявляет самостоятельные требования о признании права на долю в совместно нажитом во время брака имуществе с ФИО3 на возведенную пристройку к дому общей площадью 15,4 кв.м., и признает исковые требования истцов.
К соглашению о разделе наследства применяются правила ГК РФ о форме сделок и форме договоров (стю1165 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 г. право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ. Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Вместе с тем, поскольку право собственности на жилой дом по <адрес> <адрес>-<адрес> не было при жизни зарегистрировано за наследодателем - ФИО1 (не получено регистрационное удостоверение БТИ), не установлены факты принятия наследства ФИО3 после смерти отца, Тибирякова А.Н., факт принятия наследства Тибиряковым Н.Ю. после смерти ФИО3, составление сделки между наследниками о разделе наследственного имущества и государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество являются невозможными.
На основании постановления № администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому по <адрес> в д<адрес>-<адрес> <адрес> присвоен статус двухквартирного, и юридический адрес самостоятельных жилых помещений: <адрес>, общей площадью 40,5 кв.м., <адрес>, общей площадью 15,4 кв.м.
Таким образом, по соглашению наследников о разделе наследственного имущества и фактического выдела долей в натуре в соответствии с данным технического учета <адрес> ОГУП «Техцентр <адрес>» на основании положений ст.ст.245, 1152, 1164, 1165 ГК РФ с момента открытия наследства <адрес> в д. <адрес> <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности, с равным распределением долей, по 1/3 доли за каждой, Тибиряковой М.А., Тибиряковой О.В. и Тибиряковой Е.В. Соответственно, <адрес> по указанному адресу принадлежит на праве собственности Тибирякову Н.Ю. Право общей долевой собственности наследников на жилой дом по <адрес> <адрес> <адрес> прекращается.
Как указано выше, в состав наследственного имущества также входит земельный участок площадью 2111 кв.м., с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, с местоположением по <адрес> в <адрес>-<адрес> <адрес>.
На указанный объект недвижимого имущества, с учетом положений ст. 1164 ГК РФ наследники с момента открытия наследства приобрели право общей долевой собственности - Тибиряков Н.Ю. (в размере 1/2 доли после смерти ФИО3, с учетом приращения доли от Тибиряковой Л.В.), и Тибирякова М.А., Тибирякова Е.В. и Тибирякова О.В. (в размере 1/6 доли за каждой после смерти ФИО4.).
Вопрос о разделе земельного участка в натуре, его размежевание по соглашению сторон, постановка на государственный учет отдельных земельных участков, будет решаться наследниками после регистрации права общей долевой собственности на имущество. Владение и пользование земельным участком осуществляется наследниками по соглашению.
На основании п. 1 ст. 43 ЗК РФ граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Представитель территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно, причину неявки не сообщил.
Ответчик Тибирякова Л.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования признает в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Изучив предъявленные доводы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Заявленные требования подтверждаются также письменными материалами дела: свидетельством о смерти ФИО1 (л.д. 10); справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11); свидетельством о смерти ФИО2 (л.д. 12); свидетельством о рождении Тибирякова В.А. (л.д. 13); свидетельством о рождении Тибирякова Ю.А. (л.д. 14); свидетельством о смерти ФИО3 (л.д. 15); справкой ЖЭУ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17); свидетельством о заключении брака между ФИО3 и ФИО6 (л.д. 18); свидетельством о рождении ФИО5 (л.д. 19); копиями паспортов сторон (л.д. 20-21, 28-31); Решением Федерального суда общей юрисдикции <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23); свидетельством о смерти ФИО4 (л.д. 24); выпиской из домовой книги (л.д. 25); свидетельством о рождении Тибиряковой О.В. (л.д. 27); решением № президиума <адрес> Совета народных депутатов НСО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32); техническим паспортом на жилой дом (л.д. 33-34); техническим паспортом домовладения (л.д. 35); постановлением № администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37); информацией БТИ (л.д. 38-39); планом объекта (л.д. 40-45); выпиской из решения администрации Вьюнского сельсовета <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46); свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 47); кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 48-50); уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 51-53).
Спора о наследстве нет. Имущество в собственность государства не перешло.
Право собственности на жилой дом и земельный участок ни за кем не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Суд считает, что на основании вышеуказанных норм, истцы могут приобрести право собственности на наследственное имущество, и удовлетворение настоящих исковых требований не противоречит требованиям закона, не нарушает права и интересы третьих лиц, а также позволит осуществить наследственные права. Избранный способ защиты путем признания права обеспечит его реализацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 209 ГК РФ, ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Тибиряковым ФИО5 право собственности на <адрес>, общей площадью 15,4 кв.м., в том числе жилой площадью 15,4 кв.м., расположенную в одноэтажном жилом доме по <адрес>. <адрес>-<адрес>.
Признать за Тибиряковой ФИО7, Тибиряковой ФИО8 и Тибиряковой ФИО9 право общей долевой собственности, по одной третьей доли за каждой, на <адрес>, общей площадью 40,5 кв.м., в том числе жилой площадью 22,9 кв.м., расположенную в одноэтажном жилом доме по <адрес>. <адрес>-<адрес>.
Признать право общей долевой собственности на земельный участок площадью 2111 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, с местоположением по <адрес> <адрес> на одну вторую долю за Тибиряковым ФИО5, на одну шестую долю за Тибиряковой ФИО7, Тибиряковой ФИО8 и Тибиряковой ФИО9, за каждой.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд в течение 10 дней после его вынесения.
Судья: О.В. Никулина