Дело о признании права собственности



    Дело №    

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Федеральный суд общей юрисдикции <адрес> в составе:

Председательствующего судьи КОРОЧИНОЙ Т.Н.

    При секретаре КОВАЛЕНКО О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свирина ФИО7 к администрации <адрес> сельского совета <адрес> района <адрес> области о признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Свирин Ю.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> сельского совета <адрес> района <адрес> области о признании права собственности на одноэтажный индивидуальный жилой дом, общей площадью 25,7 кв.м., в том числе жилой площадью 14,5 кв.м., по улице <адрес> в деревне <адрес> области.

По утверждению истца, на основании ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился в <адрес> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО по вопросу оформления права собственности на жилой дом по <адрес> <адрес>.

Однако в устной форме истцу разъяснили, что проведение государственной регистрации права собственности на жилой дом является невозможным, поскольку у него отсутствуют правоустанавливающие документы.

В сложившейся ситуации истец вынужден обратиться в суд с иском о признании права собственности на жилой дом, поскольку получить правоустанавливающие документы во внесудебном порядке является невозможным.

Невозможность получения документов во внесудебном порядке, а также обоснованность заявленных исковых требований подтверждается следующими обстоятельствами.

Так, летом ДД.ММ.ГГГГ г., по окончании <адрес> педагогического института, истцу и его супруге, ФИО1, предложили работу учителя в неполной средней <адрес> школе <адрес> НСО, и обеспечить жильем. Свирины проживали в общежитии института, не имели собственного жилья и работы, поэтому согласились на предложение администрации <адрес> сельсовета и РОНО <адрес> района, и переехали на постоянное место жительства в деревню <адрес> НСО.

Свободного жилого помещения для проживания в <адрес> НСО не имелось. Поэтому администрация <адрес> сельсовета предложила истцу построить бревенчатый жилой дом для проживания.

На основании постановления администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома был отведен земельный участок по <адрес> НСО.

Первоначально планировалось осуществить строительство жилого дома за счет финансирования администрации <адрес> сельсовета <адрес>, после чего предоставить Свириным в пользование жилое помещение. Однако финансирование строительства жилого дома производилась администрацией лишь на его начальных этапах. Так, за счет администрации <адрес> сельсовета в ДД.ММ.ГГГГ г. истцу предоставлен    круглый лес на пиломатериал, и в ДД.ММ.ГГГГ г. шифер. Все остальные материальные затраты по строительству дома производились на счет личных денежных средств. Как истцу поясняли в администрации сельсовета, обеспечить финансирование строительства жилого дома в полном объеме они не могут, поэтому предложили ему осуществлять строительство самостоятельно. При этом по окончании строительства жилой дом администрацией <адрес> сельсовета будет передан истцу бесплатно в собственность в порядке приватизации. Поэтому, не сомневаясь в правомерности своих действий и предложений администрации, истец начал строительство жилого дома по <адрес> в <адрес>.

Истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., постепенно, по мере материальной возможности, и частичного финансирования со стороны администрации <адрес> сельсовета, был возведен одноэтажный бревенчатый жилой дом, общей площадью 25,7 кв.м., в том числе жилой площадью 14,5 кв.м., состоящий из одной жилой комнаты, по <адрес> в <адрес> НСО.

В частности, осенью ДД.ММ.ГГГГ г. сооружен фундамент жилого дома на отведенном для строительства земельном участке, весной ДД.ММ.ГГГГ г. вывезены из леса бревна, как указано выше предоставленные администрацией <адрес> сельсовета, произведена их распиловка, поставлена коробка дома, в ДД.ММ.ГГГГ г. - сооружена крыша дома, установлены двери и оконные рамы, настелен пол, весной ДД.ММ.ГГГГ г. оборудована отопительная печь, подключено электроэнергия, проведены необходимые внутренние отделочные работы. Строительство жилого дома осуществлялось истцом личным, и в части тяжелого и квалифицированного труда наемным трудом. Летом ДД.ММ.ГГГГ г. истец со своей семьей - супругой и сыном ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заселились в построенный жилой дом. В период строительства Свирины проживали в жилой пристройке к школе, имеющей отдельный вход от основного.

В связи с сокращением численности населения деревни <адрес>, количество учеников в школе значительно уменьшилось, что соответственно отразилось на снижении педагогической нагрузки и заработной плате. ФИО9 тяжело заболел, поэтому истец вынужден был уволится из школы, и трудоустроиться в <адрес>. За период с ДД.ММ.ГГГГ г. сыну истца было сделано пять хирургических операций в различных больницах <адрес>. В связи с чем, для обеспечения ухода за ребенком, его лечения, в ДД.ММ.ГГГГ г. Свирины сняли квартиру в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ г. в жилом доме по <адрес> в д. <адрес>, по просьбе истца, для сохранности недвижимого имущества, проживала его мать, ФИО2, умершая в феврале ДД.ММ.ГГГГ г. До настоящего времени Свирины проживают в <адрес> по договору коммерческого найма, используя жилой дом в <адрес> для временного проживания в весенне-летний период, обрабатывая приусадебный земельный участок. За время отсутствия истца за жилым домом осуществляют надзор соседи. Школа в деревне <адрес> закрыта.

До ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> государственную регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляли БТИ <адрес>.

После окончания строительства истец не обращался в бюро технической инвентаризации для проведения правовой регистрации домовладения на праве собственности. Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время истец зарегистрирован в жилом доме по <адрес> в <адрес>, поэтому предполагал, что в любой момент сможет оформить право собственности на указанный жилой дом.

Согласно справке администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес> в <адрес>, не балансе администрации не стоит и муниципальной собственностью <адрес> сельсовета не является. Поэтому приобретение истцом жилого помещения в порядке приватизации является невозможным. Ранее истцом право на бесплатное получение в собственность занимаемого жилого помещения в домах муниципального и государственного жилищного фонда реализовано не было.

По заявке истца <адрес> отделом ОГУП «Техцентр по НСО» проведено обследование и обмер созданного в ДД.ММ.ГГГГ г. объекта недвижимости - жилого дома по <адрес> в д.<адрес> НСО, и в подтверждение факта создания жилого дома, общей площадью 25,7 кв.м., в том числе жилой площадью 14,5 кв.м., выданы план объекта и информация о его стоимости и месте положения.

Однако при этом у истца не имеется правоустанавливающего документа на земельный участок для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости - жилой дом.

Сведения об отводе истцу земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в отдел архивной службы администрацией <адрес> сельсовета в ДД.ММ.ГГГГ г. не передавались, сохранились лишь записи в похозяйственной книге о предоставлении земельного участка на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, сведения о финансировании строительства не сохранены, поскольку шифер для крыши по распоряжению главы администрации <адрес> сельсовета истцом демонтировался в ДД.ММ.ГГГГ г. с разрушающегося здания сельского клуба. Заготовка пиломатериала в лесу осуществлялась администрацией и на другие объекты, поэтому бухгалтерский учет не конкретизировался на каждый объект строительства.

Таким образом, жилой дом по вышеуказанному адресу в силу ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой.

В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Вместе с тем, земельный участок для строительства по <адрес> в <адрес> истцом самовольно не занимался, а как указано выше, предоставлен фактически уполномоченным на указанный момент времени органом - администрацией Вьюнского сельсовета. Разрешение в виде отдельного документа на строительство не выдавалось. Однако какие-либо претензии к истцу по вопросу строительства жилого дома со стороны органов власти и государственного строительного контроля не предъявлялись. Споров о границах земельного участка не имеется.

Более того, по данным выписки из похозяйственной книги администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что жилой дом по <адрес> в д. <адрес> НСО принадлежит истцу на праве собственности.

Ответчик - администрация МО <адрес> сельсовета обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Против признания за истцом права собственности на квартиру не возражают.

        Третье лицо Свирина Т.А. в судебном заседании пояснила, что признает заявленные требования в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.

Изучив предъявленные доводы, заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что знает семью истца длительное время. В <адрес> им был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома. Строительство осуществлялось Свириным Ю.П. на собственное средства, ему был выдан только лес для сруба. В настоящее время они проживают в <адрес>, однако пользуются домом и земельным участком.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании дал аналогичные показания.

     Обоснованность требований подтверждаются также письменными материалами дела: копиями паспортов сторон (л.д. 8-9); свидетельством о рождении ФИО5 (л.д. 10); свидетельством о заключении брака между Свириным Ю.П. и ФИО6 (л.д. 11); копией трудовой книжки Свирина Ю.П. (л.д. 12-17); копией трудовой книжки ФИО1(л.д. 18-21); выпиской из домовой книги (л.д. 23); информацией о наличии, местонахождении, составе, техническом состоянии, оценке и принадлежности недвижимого имущества (л.д. 24); планом объекта (л.д. 25-29); уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> о приостановлении государственной регистрации прав (л.д. 30-31, 41); справкой администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-34); архивной справкой (л.д. 35); копией расчетной книжки для внесения платежей за электроэнергию (л.д. 36-40); квитанциями к приходному кассовому ордеру (л.д. 42).

В силу п.1 ст.25 Федерального закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимости регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Согласно ст.25.3. вышеуказанного ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. До ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

По данным справки отдела архивной службы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведений о строительстве жилого дома по <адрес> в <адрес> НСО не обнаружено.

В государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке по вышеуказанному адресу также отсутствуют, что подтверждается уведомлением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по НСО от ДД.ММ.ГГГГ

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав, ограничений на земельный участок и жилой дом по <адрес> в д.<адрес> НСО, отсутствуют, что подтверждается уведомлениями УФРС по НСО от ДД.ММ.ГГГГ

Приобретение права на заключение договора аренды земельного участка в настоящее время является невозможным, поскольку на земельном участке располагается индивидуальный жилой дом. Объявление торгов или аукциона о выкупе права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляется в отношении свободных от застройки сформированных земельных участков.

В соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют собственники зданий, сооружений, строений.

При осуществлении строительства в ДД.ММ.ГГГГ г.г. истец действовал добросовестно, с разрешения администрации <адрес> сельсовета, и в части действий совместно.

По буквальному смыслу ст.222 ГК РФ, содержащаяся в ней санкция по сносу самовольной постройки может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Полагаю, что в действиях истца по неполному оформлению прав на строительство отсутствует вина.

На основании п.26 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд также должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Как указано выше, истцом собраны документы, направленные на оформление прав на земельный участок.

Сохранение постройки не угрожает жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в том числе собственника земельного участка -администрации <адрес>. Техническая пригодность жилого дома, соблюдение при его строительстве градостроительных норм и правил, строительных норм подтверждается документами Колыванского отделе ОГУП «Техцентр по НСО», - планом объекта и Информацией о техническом состоянии, выданных после обследования жилого дома специалистами в натуре.

В п. 3.4.4. Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" указано НАТО, что следует либерализовать правовой режим самовольной постройки (статья 222 ГК), на возведение которой не были оформлены, в том числе по вине уполномоченных органов, необходимые административные разрешения, если она возведена на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и отведенном под строительство в установленном порядке. Снос такой постройки целесообразен только тогда, когда ее сохранение нарушает права или охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, или когда постройка возведена на земельном участке, строительство на котором запрещено законом.

В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).

Выписка из похозяйственной книги администрации Вьюнского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок по <адрес> в <адрес> НСО, что, согласно ст.25.2. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», позволит истцу зарегистрировать право собственности на земельный участок.

Таким образом, проведение государственной регистрации права собственности на жилой дом, согласно имеющихся документов, является невозможным.

Вместе с тем, на основании вышеизложенных обстоятельств и норм, за истцом может быть признано право собственности на жилой дом.

Удовлетворение настоящих исковых требований не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц, и устранит препятствия в осуществлении права собственности. Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании п.1 ст.8 ГК РФ основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или местного самоуправления; судебное решение, установившее право и др.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 8, 12, 218, 234 ГК РФ, ст.ст.18, 25.2, 25.3. Федерального закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать за Свириным ФИО10 право собственности на одноэтажный индивидуальный жилой дом, общей площадью 25,7 кв.м., в том числе жилой площадью 14,5 кв.м., по <адрес> <адрес>.

                Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение 10 дней после его вынесения.

            Судья:                         Т.И. Корочина