Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2012 года <адрес>
Федеральный суд общей юрисдикции <адрес>
в составе:
Председательствующего судьи ФЕОФАНОВОЙ В.Ю.
При секретаре КУЛИКОВОЙ Н.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Метаевой Р. У. к Василевской Н. У. о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Метаева Р.У. обратилась в районный суд к Василевской Н.У. с иском о признании права собственности на одноэтажный индивидуальный жилой дом, общей площадью 37,1 кв.м., в том числе жилой площадью 24,5 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес>.
Согласно доводам истицы, ДД.ММ.ГГГГ ею по договору купли – продажи у Василевской Н. У. и ФИО4, приобретены в собственность земельный участок площадью 1900 кв.м. и одноэтажный бревенчатый жилой дом, общей площадью 37,1 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес>.
Однако при заключении между истицей и Василевской Н.У., ФИО4 договора купли-продажи вышеуказанных объектов недвижимости не соблюдена его форма. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4. умер. В связи с утратой правоустанавливающих документов на жилой дом, его наследники не могут оформить право наследования и совместно с истицей обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о проведении регистрации договора купли-продажи и перехода на Метаеву Р.У. права собственности на жилой дом по вышеуказанному адресу.
В сложившейся ситуации истица вынуждена обратиться в суд с иском о признании за собой права собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>, поскольку получить документы во внесудебном порядке является невозможным.
Исковые требования, а также невозможность оформления прав на объект недвижимости по вышеуказанному адресу подтверждается следующими обстоятельствами.
Метаева Р.У. является уроженкой <адрес>. Много лет они с супругом, ФИО2, проживали в <адрес> Республики Казахстан. Родная сестра истицы, Василевская Н.У., проживавшая в <адрес>, сообщила истице, что они с ее супругом ФИО4. намерены продать жилой дом и земельный участок в <адрес>, и переехать на постоянное место жительство в <адрес>. В связи с чем истица с мужем решили переехать на постоянное место жительство в <адрес>, где приобрести у Василевских жилой дом и земельный участок по <адрес>.
Земельный участок по <адрес> в <адрес> принадлежал на праве собственности ФИО4 на основании решения № Пихтовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ
Жилой дом по вышеуказанному адресу принадлежал ФИО4 на основании технического паспорта домовладения, выданного ДД.ММ.ГГГГ БТИ <адрес>.
Условия сделки, в том числе цена, предложенная Василевскими за продажу жилого дома и земельного участка, истицу с супругом устроили, поэтому они договорились о заключении купли-продажи.
Заключение договора купли-продажи квартиры и земельного участка осуществлялось ДД.ММ.ГГГГ в администрации <адрес> сельсовета <адрес>, в присутствии специалистов сельсовета. Истицей продавцу передана в счет оплаты по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка по вышеуказанному адресу установленная Василевскими денежная сумма - пятнадцать тысяч рублей. Продажа жилого дома и земельного участка и передача денег оформлена распиской, с подписями сторон договора.
По сделке купли-продажи стороны исполнили свои обязательства, истице переданы жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес>, продавец получил от нее определенную договором денежную сумму.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4. и члены его семьи были сняты с регистрационного учета по прежнему месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ истица и ее супруг зарегистрированы по месту нового жительства - жилом доме по <адрес> в <адрес>.
При обсуждении условий сделки стороны договорились, что после переезда Василевских в <адрес>, обустройства их в новом доме и оформления соответствующих документов, они по мере возможности, подготовят все необходимые документы для оформления сделки и ее государственной регистрации.
У истицы не возникло каких-либо сомнений в намерении Василевских продать ей жилой дом и земельный участок, и отсутствии у них оснований для расторжения отношений по продаже. При этом ФИО4 передал Метаевой Р.У. все имеющиеся подлинники документов на проданные объекты недвижимости.
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Однако, в связи с наличием между сторонами родственных доверительных отношений истица не настаивала на скорейшем оформлении отношений по государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок.
В 2004 г. Василевский Э.Ф. заболел, ДД.ММ.ГГГГ он умер. После его смерти наследство приняла его супруга, Василевская Н.У. Дочь умершего, ФИО3, отказалась от принятия наследства в пользу матери - Василевской Н.У. В частности, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Василевская Н.У. получила в порядке наследования после смерти супруга одну вторую долю в праве на земельный участок и жилой дом по <адрес> в р<адрес>.
В настоящее время истица обратилась к сестре для оформления документов о переходе права собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес> на нее.
Как указано выше, земельный участок принадлежал при жизни ФИО4 на основании решения № Пихтовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Поэтому, по просьбе истицы, Василевская Н.У. в рамках открытого наследственного дела, ДД.ММ.ГГГГ получила свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок по <адрес> в <адрес>, и по договору дарения передала его Метаевой Р.У. в собственность, о чем документы переданы в учреждение юстиции.
Однако оформление прав на жилой дом аналогичным способом является невозможным, поскольку у Василевской Н.У. не сохранился договор приема-передачи жилого дома от <адрес> авиапредприятия ФИО4, и регистрационное удостоверение БТИ на домовладение.
Вместе с тем, полагает истица, что ФИО4. при жизни являлся собственником жилого дома по <адрес> в <адрес>.
Жилой дом по вышеуказанному адресу первоначально был предоставлен в пользование ФИО4 и членам его семьи <адрес> авиапредприятием в связи с наличием трудовых отношений. В частности, по данным трудовой книжки ФИО4 в 1984 г. он был зачислен радиооператором в аэропорт <адрес> объединения авиаотряда гражданской авиации. В 1994 г. Василевский Э.Ф. в порядке перевода из аэропорта <адрес> принят на должность радиотехника радионавигации в <адрес> в <адрес> филиал госпредприятия по ИВП и УВД «<данные изъяты> В 1989 <адрес> авиапредприятием жилой дом был передан в собственность ФИО4 по акту приема-передачи.
БТИ <адрес> жилой дом по <адрес> в <адрес> поставлен на инвентаризационный учет, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выдан технический паспорт домовладения. С момента вселения в жилое помещение, 1984 г., Василевский Э.Ф. и члены его семьи были зарегистрированы по месту своего жительства - жилом доме по <адрес> в <адрес>.
До ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляло Бюро технической инвентаризации по месту нахождения имущества. Выдача ФИО4 технического паспорта домовладения подтверждало государственную регистрацию права собственности на жилой дом за ФИО4.
Поэтому у ФИО4 не возникало сомнений в возникновении у него на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ и технического паспорта домовладения от ДД.ММ.ГГГГ права собственности на жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес>, и правомерности полномочий по распоряжению ими.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю.
Вместе с тем, истица не может обратиться в учреждение юстиции с заявлением о регистрации сделки купли-продажи и перехода права собственности, поскольку ФИО4. умер, и его наследница по вышеуказанным обстоятельствам не может оформить свои права.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является его признание.
Действия сторон по заключению сделки купли-продажи жилого дома не нарушают права и законные интересы третьих лиц, и могут быть установлены судом.
Право собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес> ни за кем не зарегистрировано, что подтверждается Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
На основании справки конкурсного управляющего <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> в <адрес> на балансе <данные изъяты> не стоит.
Согласно справке администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по вышеуказанному адресу муниципальной собственностью не является и не стоит на балансе администрации.
Вместе с тем, по данным выписки из похозяйственной книги администрации <адрес> сельсовета <адрес> жилой дом по <адрес> в <адрес> принадлежит истице на праве собственности.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ.24 постановления № Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и положений ФЗ № «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих право на занимаемое жилое помещение (ордер, свидетельство о государственной регистрации права и т.п.) выписку из похозяйственной книги следует считать документом, подтверждающим право гражданина на жилое помещение, в котором он проживает.
ФИО2 не желает оформлять долю в жилом доме и земельном участке, как в совместно нажитом в браке имуществе, и согласен, что право на указанное имущество будет признано только за Метаевой Р.У.
Признание за истицей права собственности на жилой дом не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц, самовольно не занимался, и был приобретен при указанных в настоящем заявлении обстоятельствах.
Истица Метаева Р.У. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Ответчик Василевская Н.У. в судебном заседании пояснила, что исковые требования признает и поддерживает в полном объеме.
Третье лицо Заворина Т.В. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть указанное дело в ее отсутствие, исковые требования признает, не возражает против их удовлетворения.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что знает истицу длительное время. Когда Метаевы в 2002 году переехали в <адрес>, они купили у Василевских дом и проживают в нем до настоящего времени.
Заявленные требования подтверждаются также письменными материалами дела: распиской Василевской Н.У. (л.д. 7); копиями паспортов сторон (л.д. 8-10, 32); выпиской из похозяйственной книги (л.д. 11); информацией БТИ (л.д. 12); планом объекта (л.д. 13-16); копией домовой книги (л.д. 1719); техническим паспортом на жилой дом (л.д. 20-30); свидетельством о заключении брака между ФИО2 и ФИО5 (л.д. 31); трудовой книжкой Василевской Н.У. (л.д. 32); решения № <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37); архивной справкой (л.д. 38); свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 39-40); свидетельством о смерти ФИО4 (л.д. 41); свидетельством о браке между ФИО4 и ФИО6 (л.д. 42); копией домовой книги (л.д. 43-44); свидетельством о праве на наследство по закону (л.д. 45-46); справкой <данные изъяты> (л.д. 47); уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 48-49); справкой администрации <адрес> сельсовета (л.д. 50) свидетельством о праве на наследство по закону (л.д. 51); договором дарения (л.д. 52-53).
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю.
Исковые требования Метаевой Р.У. признаются ответчиком, не противоречат действующему законодательству, не нарушают законных прав и интересов третьих лиц и подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Метаевой Р. У. право собственности на одноэтажный индивидуальный жилой дом, общей площадью 37,1 кв.м., в том числе жилой площадью 24,5 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.Ю. Феофанова