Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(З А О Ч Н О Е)
ДД.ММ.ГГГГр.п. Колывань
Федеральный суд общей юрисдикции <адрес>
В СОСТАВЕ:
Председательствующего судьи НИКУЛИНОЙ О.В.
При секретаре ДИСЕНОВОЙ Б.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баклановой ФИО9 к Клементьевой ФИО10 о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Бакланова В.А. обратилась в районный суд с исковым заявлением к Клементьевой Г.М. о признании права собственности на земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов площадью 1100 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по <адрес>.
По утверждению истца, ДД.ММ.ГГГГ ею по договору купли-продажи у Клементьевой ФИО10 приобретены в собственность жилой дом, общей площадью 27,5 кв.м., в том числе жилой площадью 17,1 кв.м., и земельный участок площадью 1100 кв.м., расположенные по <адрес>. Данный договор удостоверен нотариусом Колыванской государственной нотариальной конторы и зарегистрирован в БТИ <адрес>, что на указанный момент заключения сделки соответствовало в части установленному порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С момента приобретения жилого дома и земельного участка по вышеуказанному адресу по настоящее время проживает и зарегистрирован в жилом помещении сын истца, Бакланов ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В настоящее время истец решила воспользоваться закрепленным федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правом на регистрацию раннее возникшего права на жилой дом и земельный участок по <адрес>.
Однако проведение государственной регистрации за истцом права собственности на земельный участок является невозможным, поскольку право собственности на земельный участок по указанному адресу зарегистрировано за прежним собственником недвижимого имущества - Клементьевой Г.М. В частности, для перехода права собственности на покупателя на земельный участок необходимо было зарегистрировать договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по <адрес>.
На основании выписки № решения <адрес> поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ, Клементьевой Г.М. бесплатно предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,11 га для ведения личного подсобного хозяйства по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> поссоветом Клементьевой Г.М. (в свидетельстве ошибочно указана фамилия как Климентьева) выдано свидетельство № о праве собственности на указанный земельный участок.
Более того, по данным выписки из государственного земельного кадастра недвижимости Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Климентьевой Г.М. (фамилия ошибочно указана в соответствии с данными свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, правильно необходимо писать Клементьева Г.М.) на праве собственности зарегистрирован земельный участок площадью 1100 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства с местоположением <адрес>.
При проведении переговоров в ДД.ММ.ГГГГ г. с Клементьевой Г.М. о заключении сделки по продаже жилого дома в предмет договора было включено не только жилое помещение и надворные постройки, но и приусадебный земельный участок. Поскольку индивидуальный жилой дом по <адрес>, с надворными постройками, расположен на земельном участке, то приобретение истцом только одного жилого дома и построек без земельного участка не имело бы своего смысла.
Истец добросовестно заблуждалась в выполнении ею всех предусмотренных законом требований, предъявляемых к оформлению прав на недвижимое имущество. Так, договор купли-продажи был удостоверен нотариусом и зарегистрирован в БТИ <адрес>. Однако в земельный комитет за регистрацией перехода права собственности на приобретенный земельный участок истец своевременно не обратилась. При этом до настоящего времени ошибочно полагала в необязательности выполнения указанного действия в ДД.ММ.ГГГГ., поэтому не предпринимала по этому поводу никаких мер.
Поэтому в сложившейся ситуации истец вынуждена обратиться в суд за защитой своего нарушенного права собственности на земельный участок, поскольку во внесудебном порядке получить правоустанавливающие документы на объект недвижимости не представляется возможным.
Истец Бакланова В.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Ответчик Клементьева Г.М. в судебное заседание не явилась.
Изучив предъявленные доводы, письменные материалы дела, заслушав свидетелей, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так, свидетель ФИО14 в судебном заседании пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Бакланова В.А. приобрела жилой дом с земельным участком в <адрес> у Клементьевой Г.М. До настоящего времени она проживает в указанном жилом доме. Клементьева Г.М. уехала из <адрес>, где она находится в настоящее время, не известно.
Свидетель ФИО15 в судебном заседании дала аналогичные показания.
Обоснованность требований подтверждается также письменными материалами дела: копией паспорта истца (л.д. 7); договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8); планом участка (л.д. 9); выпиской № решения Колыванского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10); свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 11); кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 12); копией домовой книги (л.д. 13); сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о том, что право собственности на вышеуказанное недвижимое имущество ни за кем не зарегистрировано (л.д. 14-15); паспортом домовладения (л.д. 16); квитанциями об оплате налоговых платежей (л.д. 17-18).
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Проведение государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время возможно при наличии заявления правообладателя имущества, то есть Клементьевой Г.М. Однако истцу неизвестно ее место проживания. Последняя в ДД.ММ.ГГГГ г. продала принадлежащее ей имущество - жилой дом и земельный участок по <адрес>, вывезла все свои вещи и уехала из <адрес> к своей дочери. Истец не интересовалась, куда она переезжала. С ДД.ММ.ГГГГ г. Клементьева Г.М. ни разу не приезжала в проданный ею дом.
Исключить на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ из государственного земельного кадастра сведения о Клементьевой Г.М., как правообладателе земельного участка, Управление федеральной регистрационной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> самостоятельно не вправе. Получить истцу в собственность земельный участок, как собственнице жилого дома, путем выкупа у администрации <адрес>, является недопустимым, поскольку право индивидуальной собственности на объект зарегистрировано за Клементьевой Г.М. <адрес> не обладает какими-либо правомочиями на указанный земельный участок.
С момента заключения договора купли-продажи, 1995 г., истец считает себя собственником жилого дома и земельного участка, поддерживает земельный участок в надлежащем состоянии, несет бремя расходов по его содержанию, уплачивая налоги, выращивает совместно с сыном овощи и плодово-ягодные растения.
Таким образом, истец, как собственник, открыто, непрерывно на протяжении около 15 лет, добросовестно владеет и пользуется недвижимостью в соответствии со ст.ст.209, 210 ГК РФ.
Более того, в соответствии с п.1 ст.552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В соответствии с подп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков.
Таким образом, на основании вышеизложенного за истцом судом может быть признано право собственности на земельный участок по <адрес> <адрес>.
Спора о принадлежности на праве собственности либо иного вещного права на земельный участок другим лицам не имеется. Каких-либо претензий со стороны Клементьевой Г.М. на земельный участок не имеется.
Согласно п.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ Клементьева Г.М. передала Баклановой в том числе в собственность земельный участок по <адрес>. Стороны по договору купли-продажи исполнили свои обязательства в полном объеме: продавец передал истцу в собственность жилой дом и земельный участок, Бакланова В.А., как покупатель, в свою очередь, приняла объекты недвижимости и оплатила Клементьевой Г.М. установленную договором денежную сумму за земельный участок и жилой дом.
Указанный договор купли-продажи не оспаривался, и исполнен Баклановой В.А. и Клементьевой Г.М. в соответствии с его условиями.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> право собственности, а также ограничения права собственности, на земельный участок по <адрес> не зарегистрированы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Баклановой ФИО9 право собственности на земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов площадью 1100 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами так же в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 дней по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:О.В. Никулина