Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГр. <адрес>
Федеральный суд общей юрисдикции <адрес> в составе:
Председательствующего судьи КОРОЧИНОЙ Т.И.
При секретаре КОВАЛЕНКО В.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинеева ФИО13 к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Бикинеев М.З. обратился в районный суд с исковым заявлением к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью 17,6 кв.м., в том числе жилой площадью 11.5 кв.м., расположенный по <адрес> <адрес>.
По утверждению истца, ДД.ММ.ГГГГ умер его отец, Бикинеев ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После его смерти осталось наследственное имущество - 1/5 доля в праве общей собственности на <адрес> в <адрес> и жилой дом по <адрес> <адрес>.
Наследниками по закону первой очереди на момент открытия наследства после смерти отца выступали: его супруга (мать истца), Бикинеева ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также истец, их сын. Других детей у родителей истца, в том числе Бикинеева З.С., не было.
После смерти отца ни один из наследников не обращался с заявлением к нотариусу о принятии наследства. Истец с матерью проживали одной семьей в <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ умерла Бикинеева ФИО15. После ее смерти осталось имущество - 1/5 доля в праве общей собственности на <адрес> в <адрес>.
В частности, вышеуказанная квартира по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ была передана в общую совместную собственность Бикинеева З.С., Бикинеевой Г.Г., истцу, его супруге, Бикинеевой Ф.Р., и их сыну, Бикинееву Т.М.
Являясь единственным наследником первой очереди по закону к имуществу отца и матери, истец обратился к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу обоих родителей. Однако нотариусом ему в этом было отказано в связи с тем, что пропущен установленный законом срок для принятия наследства.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом на 1/10 долю в праве на квартиру истцу выдано свидетельство о праве на наследство по закону, как фактически принятое его матерью наследственное имущество, после смерти ее супруга.
Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия Бикинеевым М.З. наследства после смерти матери.
На 1/5 долю в квартире после смерти Бикинеевой Г.Г. нотариусом истцу выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ
Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом в порядке наследования после смерти его отца признано право собственности на 1/10 долю в праве общей собственности на <адрес> в <адрес>.
Таким образом, в учреждении юстиции за истцом зарегистрировано право общей долевой собственности на квартиру в размере 3/5 доли, из расчета 1/3 доля принадлежащая ему по договору приватизации, 2/3 - в порядке наследования после смерти его родителей.
Судом было установлено, что фактически истец вступил во владение наследственным имуществом, так как принял к его сохранению, содержанию, осуществлению всех необходимых коммунальных платежей. Кроме того, прожития по последнему месту жительства родителей, в его владение и пользование перешли принадлежавшие им на праве собственности вещи.
На основании выписки из домовой книги по <адрес> в <адрес> Бикинеев З.С. постоянно проживал и были зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, Бикинеева Г.Г. - с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, Бикинеев М.З. - с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ
Как указано выше, после смерти Бикинеева З.С. также осталось наследственное имущество - одноэтажный брусчатый жилой дом, общей площадью 17,6 кв.м., в том числе жилой площадью 11,5 кв.м., 1981 года постройки, расположенный по <адрес> в <адрес>-<адрес>.
Однако оформление указанного объекта недвижимости в нотариальном порядке является невозможным, поскольку договор купли-продажи жилого дома не был удостоверен нотариально и зарегистрирован в БТИ <адрес>.
Так, в соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Жилой дом в д<адрес> был приобретен родителями истца для использования «под дачу», где их семья в весенне-летний период года временно проживала, используя приусадебный земельный участок для выращивания овощей, плодов и ягод. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был оформлен в простой письменной форме, в присутствии свидетелей. ДД.ММ.ГГГГ БТИ <адрес> на имя Бикинеева М.З., как собственника жилого дома, выдан технический паспорт на жилой дом в д. <адрес>.
В соответствии с требованиями п.2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ, в случае когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
До ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> государственную регистрацию г прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляли Бюро технической инвентаризации по месту нахождения недвижимости и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, в случае регистрации прав на земельный участок.
Однако договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не был Бикинеевым З.С. при жизни зарегистрирован в БТИ <адрес>.
На основании Информации о наличии, местоположении, составе недвижимого имущества, выданной ОГУП «Техцентр по <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> в д. <адрес>-<адрес> расположен жилой дом.
В соответствии с постановлением № муниципального образования <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены названия улиц и номера домов в д. <адрес>, и жилому дому, принадлежащему Бикинееву З.С, присвоен адрес: <адрес>.
Таким образом, полагает истец, что его отцу при жизни принадлежал на праве собственности указанный жилой дом. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стороны исполнили свои обязательства в полном объеме - продавец передал товар, в свою очередь Бикинеев З.С. принял жилой дом и оплатил установленную договором денежную сумму. Договор не был удостоверен у нотариуса и зарегистрирован в БТИ, поскольку Бикинеев З.С. полагал, что приобретает небольшой жилой дом в деревне для временного проживания, в связи с чем добросовестно заблуждался в необязательности указанных действий. Получив в ДД.ММ.ГГГГ г. в БТИ <адрес> технический паспорт домовладения, Бикинеев З.С. считал себя собственником жилого дома. Как собственник дома он проводил в нем ремонт, заключал договоры добровольного страхования указанного недвижимого имущества. На протяжении пятнадцати лет Бикинеев З.С. пользовался жилым домом, проживая в летний период. Истец совместно с отцом проживали на даче, обрабатывали земельный участок. После смерти Бикинеевой Г.Г. истец отремонтировал забор и перестроил веранду к дому. До настоящего времени жилой дом находится в его владении и пользовании.
Проведение государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности Бикинеева М.З. на указанный жилой дом является невозможными, поскольку с его смертью его право и дееспособность прекращены.
В сложившейся ситуации истец вынужден обратиться в суд с иском о включении вышеуказанного жилого дома в наследственную массу, оставшуюся после смерти родителей, и признании права собственности за собой в порядке наследования. Полагает, что не имеется необходимости выделять долю его матери в совместно нажитом имуществе во время брака, поскольку Бикинеев М.З. является единственным наследником после смерти родителей, и фактически принял наследство после смерти обоих родителей.
В жилом доме по вышеуказанному адресу никто не зарегистрирован и не проживает. Жилой дом не стоит на балансе администрации <данные изъяты> сельсовета и не является муниципальной собственностью. Права на приусадебный земельный участок по <адрес> в д. <адрес> не зарегистрированы.
В документах архивной службы администрации <адрес> сведения о правовой регистрации домовладения по <адрес> в <адрес>-<адрес> не обнаружены.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований не возражают.
Изучив предъявленные доводы, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Так, свидетель ФИО18. в судебном заседании пояснила, что семью Бикинеевых знает с ДД.ММ.ГГГГ г., когда они приобрели дом в д. <адрес>. Родители истца в настоящее время умерли, он принял наследство после их смерти Бикинеев М.З. является единственным сыном у своих родителей. Он до настоящего времени пользуется домом, обрабатывает земельный участок.
Свидетель ФИО21 в судебном заседании дала аналогичные показания.
Заявленные требования подтверждаются также письменными материалами дела: справкой архивной службы администрации <адрес> (л.д. 7); выпиской из домовой книги (л.д. 8); договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9); свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10-12); техническим паспортом на жилой дом (л.д. 13-14); планом объекта (л.д. 15-17); решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-20); свидетельством о смерти Бикинеева З.С. (л.д. 21); свидетельством о смерти Бикинеевой Г.Г. (л.д. 22); свидетельством о заключении брака между Бикинеевым З.С. и Бегаевой Г.Г. (л.д. 23); свидетельством о рождении Бикинеева М.З. (л.д. 24); о наличии, местонахождении, составе, техническом состоянии, оценке и принадлежности недвижимого имущества (л.д. 25); уведомлением Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 26, 30-31); постановлением № муниципального образования <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-28); копией паспорта истца (л.д. 29); справкой администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой жилой дом не стоит на балансе администрации <данные изъяты> сельсовета и не является муниципальной собственностью (л.д. 32); выпиской из домовой книги (л.д. 33); копиями страховых свидетельств (л.д. 34-53); сообщением нотариуса нотариального округа <адрес>.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании п.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Спора о наследстве нет. Имущество в собственность государства не перешло. Право собственности на жилой дом и земельный участок ни за кем в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не зарегистрировано.
Удовлетворение настоящих исковых требований не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Ответчик не возражает против признания за Бикинеевым М.З. права собственности, поэтому суд не усматривает препятствий в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 209 ГК РФ, ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Бикинеевым ФИО13 право собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью 17,6 кв.м., в том числе жилой площадью 11,5 кв.м., расположенный по <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней после его вынесения.
Судья:Т.И. Корочина