Гражданское дело о признании права собственности в порядке наследования



Дело №

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГр. <адрес>

Федеральный суд общей юрисдикции <адрес> в составе:

Председательствующего судьи КОРОЧИНОЙ Т.И.

При секретаре КОВАЛЕНКО В.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавина Анатолия Георгиевича к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Лавин А.Г. обратился в районный суд с исковым заявлением к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> о признании права собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью 65,5 кв.м., в том числе жилой площадью 43,1 кв.м., и земельный участок на землях населенных пунктов площадью 1500 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по <адрес> в р.п. <адрес>.

По утверждению истца, ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После ее смерти осталось наследственное имущество - жилой дом с надворными постройками, и земельный участок, расположенные по <адрес> в р.п. <адрес>.

При жизни ФИО1 не распорядилась своим имуществом, поэтому наследование принадлежавшего ей имущества осуществляется по закону. Истец является единственным наследником по закону первой очереди имущества, оставшегося после смерти ФИО1 Других детей, кроме истца, у его матери не было, ее супруг, ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ

При сборе документов для оформления наследства на имущество после смерти ФИО1 было установлено, что в правоустанавливающих и технических документах на жилой <адрес> <адрес> имеются расхождения в квадратах его площади. А именно, по свидетельствам о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, реестры № и 892, ФИО1 получила в порядке наследования после смерти своей матери, ФИО4 и супруга, ФИО2, жилой дом, общей площадью 57,2 кв.м., в том числе жилой площадью 48,6 кв.м. по <адрес> в р.п. <адрес>. Когда как, в соответствии с Планом домовладения, выполненным <данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь указанного жилого дома составляет 65,5 кв.м., жилая - 43,1 кв.м.

Поэтому нотариус, руководствуясь принципом неизменности перехода наследственного имущества к его наследникам, вправе выдать свидетельство о праве на наследство в соответствии с данными площади по свидетельствам о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ реестры № и №, как документа, подтверждающего право собственности наследодателя на имущество. Однако наличие расхождений в площади объекта в правоустанавливающем и техническом документах сделает невозможным регистрацию права собственности на недвижимое имущество в учреждении юстиции.

В сложившейся ситуации истец вынужден обратиться в суд с иском о включении в наследственную массу после смерти ФИО1 жилого дома с площадью, согласно плана домовладения, и признании за собой права собственности на наследственное имущество.

Настоящие исковые требования, а также невозможность получения документов во внесудебном порядке подтверждаю следующим.

Как указано выше, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в порядке наследования приобретено право собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>. Свидетельства о праве на наследство удостоверены нотариусом по месту открытия наследства. Право собственности на жилой дом указанной площади зарегистрировано за ФИО1 в БТИ <адрес>.

Причиной расхождения в квадратах жилого дома явилось осуществление его переоборудования путем возведения к нему шлакоблочной пристройки. Так, в период лето-осень 2008 года к дому была возведена шлакоблочная пристройка путем утепления сеней, за счет которой изменилась общая площадь на 8,3 кв.м., а жилая - на 5,5 кв.м. Кроме того, была перемещена отопительная печь. Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из поэтажного жилого дома.

Вместе с тем, ФИО1 право собственности на переоборудованный жилой дом с возведенной пристройкой не было зарегистрировано в учреждении юстиции. Разрешения на возведение пристроя к жилому дому она не брала. В связи со смертью мать не успела обратиться в уполномоченные органы с заявлением по оформлению прав на переоборудованный жилой дом.

Таким образом, возведенный шлакоблочный пристрой к дому является самовольной постройкой.

Согласно решению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ приусадебный земельный участок площадью 1500 кв.м. по <адрес> <адрес> предоставлен ФИО1 в собственность.

В соответствии с подп. 5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков.

На основании п. 3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В частности, переоборудованный жилой дом по единству судьбы с земельным участком может быть включен в наследственную массу имущества, оставшегося после смерти ФИО1

На протяжении всего проживания в жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ. по день своей смерти, ФИО1 открыто и добросовестно владела и пользовалась жилым домом и земельным участком, вносила коммунальные платежи, выписывала уголь для отопления всей жилой площади дома, проводила ремонт в доме, таким образом, относилась при жизни к имуществу как его собственник.

Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла на регистрационном учете и постоянно проживала в <адрес> по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по день своей смерти.

По указанному адресу совместно с ней ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает Лавин А.Г., а также его супруга и сын.

Таким образом, проживая в наследственном жилом доме, а также пользуясь предметами и вещами, оставшимися после смерти матери, истец фактически принял наследство.

Оформление истцом в настоящее время разрешительных документов на возведение пристроя к жилому дому является невозможным, поскольку он не является собственником указанного жилого дома. Вместе с тем, оформление права собственности на жилой дом в связи с расхождением по размеру в площади также является невозможным.

На основании п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 28.04.2010 г. наследники, принявшие наследство имеют право требования признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности земельным участком, на котором осуществлена постройка.

Поскольку истцом принято наследство, в том числе на земельный участок по <адрес> в <адрес>, за ним может быть признано право собственности на переоборудованный жилой дом.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно, причину неявки не сообщил.

Третье лицо Лавин А.Н. в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.

Изучив предъявленные доводы, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Так, свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что истец – ее супруг. После смерти его родителей Лавин А.Г. принял наследственное имущество – дом и земельный участок.

Заявленные требования подтверждаются также письменными материалами дела: информацией о наличии, местонахождении, составе, техническом состоянии, оценке и принадлежности недвижимого имущества (л.д. 7); кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 8); свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 9); техническим паспортом на индивидуальный жилой дом (л.д. 10-15); планом объекта (л.д. 16-18); решением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19); свидетельством о рождении Лавина А.Г. (л.д. 20); уведомлением Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 21, 23-24); справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22); свидетельством о праве на наследство по закону (л.д. 25-26); свидетельством о смерти ФИО1 (л.д. 27); копией домовой книги (л.д. 28-37); копиями паспортов сторон (л.д. 38); сообщением нотариуса нотариального округа <адрес>.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит регистрации.

Спора о наследстве нет. Имущество в собственность государства не перешло. Право собственности на земельный участок и жилой дом ни за кем не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

На основании вышеуказанных норм за истцом судом может быть признано право собственности на наследственное имущество, и удовлетворение настоящих исковых требований не противоречит требованиям закона, не нарушает права и интересы третьих лиц, а также позволит осуществить наследственные права. Сохранение пристройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Ответчик не возражает против признания за Лавиным А.Г. права собственности, поэтому суд не усматривает препятствий в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 1152 ГК РФ, ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Лавиным Анатолием Георгиевичем право собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью 65,5 кв.м., в том числе жилой площадью 43,1 кв.м., и земельный участок на землях населенных пунктов площадью 1500 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по <адрес> в р.п. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес> в течение 10 дней после его вынесения.

Судья:Т.И. Корочина