Решение о признании права собственности



Дело     

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2012 года                            <адрес>

    Федеральный суд общей юрисдикции <адрес> в составе:

Председательствующего судьи КОРОЧИНОЙ Т.И.

При секретаре АНИЩЕНКО М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зориной И.А., действующей по доверенности и в интересах Самойловой З.Д., к Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, Суставову А.Е. о признании права собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

Зорина И.А., действующая по доверенности и в интересах Самойловой З.Д., обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> сельского совета <адрес>, Суставову А.Е. о признании права собственности на <адрес>, общей площадью 63,8 кв.м., в том числе жилой площадью 37,6 кв.м., расположенную на первом этаже одноэтажного жилого дома по <адрес> в <адрес>.

Согласно доводам истца,    ДД.ММ.ГГГГ умер супруг Самойловой З.Д. ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После его смерти осталось наследственное имущество – 1/2 доля в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>, а также право на получение денежных средств о компенсации по вкладу в банке.

В установленный законом срок после открытия наследства Самойлова З.Д. обратилась к нотариусу <адрес> нотариального округа с заявлением о принятии наследства на имущество после смерти супруга. Нотариусом наследнице выдано свидетельство о праве на наследство по закону на получение денежных средств по вкладу в банке.

Вместе с тем, выдача свидетельства о праве на наследство по закону на одну вторую долю в праве на <адрес> в <адрес>, на основании положений ст. 1112 ГК РФ является невозможным, поскольку право собственности на указанное недвижимое имущество или его долю в установленном законом порядке не было зарегистрировано при жизни за ФИО 1

В сложившейся ситуации Самойлова З.Д. вынуждена обратиться в суд с иском о признании за собой права собственности на квартиру по вышеуказанному адресу по двум основаниям:

По праву наследования после смерти супруга на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру

По праву участия в приватизации на занимаемое жилое помещение на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру.

Ответчик Суставов А.Е. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть указанное дело в его отсутствие. Исковые требования признает в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.

    Представитель ответчика – администрации <адрес> сельского совета <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования истцов считают обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Изучив предъявленные доводы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Обоснованность требований подтверждаются также письменными материалами дела: копией паспорта истца (л.д. 9); выпиской из домовой книги (л.д. 10); ордером на жилое помещение (л.д. 11); распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилищного фонда <данные изъяты> в частную собственность граждан (л.д. 12); копией трудовой книжки (л.д. 13-14); свидетельством о заключении брака между ФИО 1 и ФИО (л.д. 15); свидетельством о смерти ФИО 1 (л.д. 16); свидетельством о смерти ФИО 2 (л.д. 17); планом объекта (л.д. 18-20); информацией БТИ (л.д. 21); исторический справкой <данные изъяты> (л.д. 22); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 23-28); уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 29-30); свидетельством о смерти ФИО 3 (л.д. 33).

В начале ДД.ММ.ГГГГ-х годов прошлого столетия ФИО 1. и ФИО начали проживать одной семьей, вели общее совместное хозяйство. ФИО 1. и ФИО воспитывали троих детей от первого брака ФИО., совместных детей не имели. В ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> предоставил семье ФИО 1 и ФИО для проживания <адрес> в <адрес>, в связи с наличием трудовых отношений. ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 и ФИО зарегистрировали брак, и ФИО присвоена фамилия мужа - Самойлова З.Д.

Квартира по <адрес> в <адрес> <адрес> состояла на балансовом учете <данные изъяты>», при этом, в установленным законом порядке указанное жилое помещение признано не было. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> сельсовета семье З.Д. выдан ордер на жилое помещение.

В соответствии с историческими сведениями отдела архивной службы администрации <адрес> <данные изъяты> на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в <данные изъяты>

На основании решения общего собрания членов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ разрешена передача жилых помещений <данные изъяты> безвозмездно в собственность их нанимателям. Указанное решение общего собрания закреплено распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилищного фонда <данные изъяты> в частную собственность граждан, в том числе передаче ФИО 1 <адрес> в <адрес> безвозмездно в его собственность. Однако, договор передачи квартиры в собственность ФИО 1. не заключался.

При этом, <данные изъяты> принимая решение о безвозмездной передаче жилищного фонда в собственность жильцам, применяя ст.6 ГК РФ, аналогию закона, руководствовалась положениями Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ

В частности, на основании ст.6 ГК РФ допускается применение права по его аналогии. Так, в соответствии со ст.ст.2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин, наниматель жилого помещения, имеет право на однократное участие в приватизации занимаемого жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Действительно, <адрес> в д. <адрес> находилась на балансе <данные изъяты>», и соответственно не являлась государственной или муниципальной собственностью. Однако, применяя ст.6 ГК РФ, аналогию закона, <данные изъяты> руководствуясь положениями Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», на основании решения общего собрания акционеров безвозмездно передало в собственность ФИО 1 квартиру по вышеуказанному адресу.

Поскольку Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает равное право каждого нанимателя жилого помещения на участие в приобретении права собственности на занимаемое жилое помещение, в число общих долевых собственников квартиры, наравне с ФИО 1 должна быть включена совместно проживающая с ним на указанный период времени его супруга - Самойлова З.Д.

Согласно данным выписки из домовой книги администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г. состоял на регистрационном учете по месту своего жительства ФИО 1 по день своей смерти, то есть ДД.ММ.ГГГГ Совместно с ним по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время зарегистрирована по указанному адресу его супруга, Самойлова З.Д. Кроме того, с ФИО 1 и Самойловой З.Д. проживали: сын Самойловой З.Д. - ФИО 3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по день своей смерти, ДД.ММ.ГГГГ, и дети последнего - Суставов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ год рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по день своей смерти, ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, на момент приватизации жилого помещения в квартире, кроме ФИО 1. и Самойловой З.Д., проживал Суставов А.Е. Последний не претендует на приобретение им права собственности на долю в <адрес> в <адрес>, и признает исковые требования Самойловой З.Д. в полном объеме. ФИО 3 и ФИО 2 при жизни не предъявляли требования о включении их в число долевых собственников квартиры по вышеуказанному адресу. Наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО 3 выступают его мать, Самойлова З.Д. и сын Суставов А.Е. Наследником по закону второй очереди после смерти ФИО 2 выступает его брат - Суставов А.Е. Других наследников не имеется.

На основании ст. 131 ГК РФ право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации. Получив выписку из распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче квартиры в собственность ФИО 1., и Самойлова З.Д., как его супруга, совместно с ним проживающая в указанной квартире, считали себя общими собственниками <адрес> в <адрес>. Они добросовестно заблуждались в необязательности их обращения в БТИ <адрес> за проведением государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение.

Проведение государственной регистрации права собственности на квартиру в настоящее время за ФИО 1 является невозможным, в связи прекращением его дееспособности.

В соответствии с данными справки от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> сельсовета <адрес> в <адрес> НСО не является собственностью муниципального образования <адрес> сельсовета и не стоит на балансе указанной администрации.

Согласно сообщению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО право собственности, обременения, ареста на <адрес> в <адрес> ни за кем не зарегистрировано.

В соответствии с исторической справкой отдела архивной службы администрации <адрес> <данные изъяты> на основании постановления территориальной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ перерегистрировано в <данные изъяты>. На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания акционеров <данные изъяты> путем выделения из последнего образовано <данные изъяты>

Решением арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> признано банкротом.

На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц выданной МИФНС по НСО ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ликвидировано вследствие банкротства ДД.ММ.ГГГГ

Поэтому оформление истцом правоустанавливающих документов на квартиру во внесудебном порядке, является невозможным. Ликвидация бывшего балансосодержателя жилого помещения препятствует заключению договора передачи жилого помещения в собственность. При прекращении деятельности <данные изъяты> по акту от ДД.ММ.ГГГГ передало объекты жилищного фонда в муниципальную собственность <адрес> сельсовета. Вместе с тем, <адрес> в <адрес> НСО не была включена в указанный выше акт, поскольку, согласно решению общего собрания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира передана в собственность ФИО 1 и снята с баланса <данные изъяты>. Отсутствие занимаемой Самойловой З.Д. квартиры в реестре собственности администрации <адрес> сельсовета <адрес> препятствует заключению договора приватизации.

Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время истец владеет и пользуется квартирой, с ДД.ММ.ГГГГ г. считает себя его долевым собственником. После смерти последнего ФИО 1 проживает в квартире, фактически вступила в наследство.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит регистрации.

Поэтому в сложившейся ситуации истец вынуждена обратиться в суд с иском о признании права собственности на квартиру по вышеуказанным обстоятельствам.

В соответствии с положениями ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

То обстоятельство, что Самойлова З.Д. не может реализовать свое право иметь в собственности занимаемую квартиру, нарушает установленные и гарантированные Конституцией РФ основные права. Ранее истцом не было реализовано право на бесплатное получение в собственность занимаемого жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда.

На основании ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является его признание судом.

Поскольку решение общего собрания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение главы администрации <адрес> НСО от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, решение принято добровольно, и не было оспорено ни одной из его сторон, в муниципальную собственность квартира не передана, снята с баланса <данные изъяты>, то, применяя ст.6 ГК РФ, ст.ст.2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», за истцом может быть судом признано право собственности на квартиру в порядке наследования и праву участия в приватизации.

Ответчик не возражает против признания за истцом права собственности на жилое помещение, поэтому суд не усматривает препятствий в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать за Самойловой З.Д. право собственности на <адрес>, общей площадью 63,8 кв.м., в том числе жилой площадью 37,6 кв.м., расположенную на первом этаже одноэтажного жилого дома по <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                Т.И. Корочина