Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р. <адрес>
Федеральный суд общей юрисдикции <адрес>
В СОСТАВЕ:
Председательствующего судьи СТЕПАНОВОЙ Т.П.
С участием представителя ответчика: ФИО 4, представителя отдела опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО 3
При секретаре ВИЧУГОВОЙ Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозолевского Ю.В. к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,
У С Т А Н О В И Л:
Мозолевский Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с сентября ДД.ММ.ГГГГ года имел статус сироты, так как его родители ФИО 1 и ФИО 2 решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Мозолевский Ю.В., полагая, что он имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к администрации <адрес>, и просил обязать ответчика предоставить ему вне очереди, в черте <адрес> жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв. метров. В обоснование требований указал, что с сентября ДД.ММ.ГГГГ года по июнь ДД.ММ.ГГГГ года истец находился на полном государственном обеспечении, обучался и проживал в <адрес> специальной (коррекционной) школе-интернате.
В ДД.ММ.ГГГГ году при обращении в <адрес> для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, истцу было отказано в устной форме, так как он достиг возраста 23 лет. Мозолевский считает отказ незаконным, так как в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации и п.1 ст.8 Федерального закона № №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числе детей, оставшихся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, обязанность по внеочередному обеспечению возникает непосредственно после наступления первого из указанных юридических фактов. Достижение лицом, оставшегося бес попечения родителей, возраста 23 лет, и не получившим социальной поддержки, в частности, в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, не влечет прекращения соответствующих прав таких лиц и обязанностей органов власти по реализации мер социальной поддержки. В противном случае, отказ в реализации этих мер фактически означает произвольное неисполнение обязанностей государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению поддержки детства и гарантий социальной защиты, противоречит ст. 2, 7 Конституции РФ, декларирующих, человека, его права и свободы являются высшей ценностью, а Российскую Федерацию, как социальное государство.
Согласно ч. 3-5 ст.57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, которые в свою очередь являются основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением: по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.1 ст.50 Жилищного Кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению главы Администрации <адрес> района предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <адрес> на одного человека составляет 15 кв. метров общей площади.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления. Соответственно, органы местного самоуправления обязаны исполнить обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В противном случае нарушаются гарантии конституционного принципа независимости местного самоуправления, в том числе и финансовой его основы, недопущения возложения на органы местного самоуправления самостоятельного финансирования расходов на реализацию отдельных государственных полномочий, (ст. 12, 132-133 Конституции РФ). Федеральное законодательство не предусматривает каких - бы то ни было условий, в том числе финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.7, 39, 40 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в РФ обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом; гарантируется право на жилище, указанным в законе гражданам оно предоставляется бесплатно, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Органы власти не вправе отказываться от ранее взятых на себя обязательств, в том числе, издавать законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина, поскольку это противоречит положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации. Таким образом, отказ исполнительного органа местного самоуправления - администрации <адрес> от предоставления истцу жилого помещения является незаконным и не обоснованным.
Мозолевский Ю.В. просил обязать администрацию <адрес> предоставить ему вне очереди в черте <адрес> жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв. метров.
В судебном заседании, поддерживая свои требования в полном объеме, Мозолевский пояснил, что он, проживая и обучаясь в Колыванской специальной коррекционной школе-интернат с сентября ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, находился на полном государственном обеспечении. Когда родителей лишили родительских прав, за Мозолевским Ю.В. жилье в селе <адрес>, где проживала их семья, не закрепили. В ДД.ММ.ГГГГ году после службы в рядах армии устно он обратился в органы опеки и попечительства по поводу обеспечения жилья, но положительного ответа не получил. В ДД.ММ.ГГГГ году Мозолевский обращался в администрацию <адрес> с тем же вопросом дважды, но опять безрезультатно. На тот период времени Мозолевский состоял на регистрационном учете по месту жительства в <адрес>. Его семья, состоящая из супруги, а также их общих трех детей, по заявлению супруги была поставлена в <адрес> на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, о чем имеется постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, никакого строительства социального жилья в селе <адрес> не ведется, поэтому Мозолевский считает, что ему, как сироте, жилье должно быть предоставлено вне очереди именно в черте <адрес>, поскольку ему удобно из райцентра добираться до работы в <адрес>. Мозолевский не отрицает того обстоятельство, что его семье по государственной программе обеспечения многодетных семей жильем, выделена субсидия на строительства дома в размере 300 тысяч рублей, а так же бесплатно в собственность предоставлен земельный участок под строительство в <адрес>, однако, по его мнению данное обстоятельство не является основанием для отказа предоставления ему, как сироте, вне очереди жилья в <адрес>.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО 4 в судебном заседании не признала заявленные требования в полном объеме, и пояснила, что внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в черте рабочего поселка <адрес> Мозолевскому Ю.В. не возможно. В соответствии со статьей 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданин имеет право на социальную гарантию в виде предоставления жилой площади. Верховный суд Российской Федерации указывает на то, что достижение возраста 23 лет лицом, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Поэтому достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Однако, до достижения двадцатитрехлетнего возраста истец не обратился с заявлением о принятии на учет как нуждающегося в получении жилой площади по договору социального найма в Отдел по опеки и попечительству Администрации <адрес> района. Со слов истца, первый раз он обратился в орган опеки и попечительства в ДД.ММ.ГГГГ году. На данное обращение не имеется записей в книге приема граждан за данный год. Повторное обращение было ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме у Главы <адрес> района, о чем свидетельствует запись в регистрационно-контрольной карточке личного приема граждан. Краткое содержание обращения - жилищный вопрос. Результатом обращения - дана резолюция по обращению в виде устных разъяснений, запись об этом указана в журнале информации о проведении единого дня приема граждан в <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 3 статьи 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина, в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. Следующее обращение Мозолевского Ю.В. было ДД.ММ.ГГГГ по тому же вопросу. Отказ в предоставлении жилого помещения был получен в соответствии с законодательством. За весь период времени Мозолевский Ю.В. не обращался для постановки на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий по месту выявления его в <адрес>, следовательно, данным правом не воспользовался, однако получил субсидию на строительство жилья для своей семьи.
В настоящее время Мозолевский Ю.В. проживает со своей семьей в доме супруги. В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а так же обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Для постановки на учет гражданина, в качестве нуждающегося в жилом помещении, необходимо установить истца в законном порядке малоимущим. Однако Мозолевский Ю.В. не может считаться нуждающимся и по этому факту, поскольку он получил земельный участок для строительства жилого дома и субсидию на строительство жилья для своей семьи.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО 3 в судебном заседании в заключении также не признала исковые требования, и в обоснование своей позиции изложила те же самые доводы, которые представила администрация <адрес>.
Свидетель Свидетель 1 в судебном заседании пояснил, что он является главой <адрес> сельсовета. В селе <адрес> осуществляется постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Супруга истца Мозолевского Ю.В. подала заявление, и была поставлена на учет на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> сельсовета <адрес> «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Поскольку в <адрес> жилье не строится, на основании программы <адрес> № «О госудрственной поддержке застройщиков, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах области» истцу и его супруге был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, выделена субсидия для строительства жилья.
Заслушав стороны, показания свидетеля, заключение органа опеки и попечительства, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Положения Федерального закона № №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Как следует из материалов дела, Мозолевский с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа сирот, до достижения возраста 23 лет не обращался. На момент обращения в суд с настоящим иском Мозолевскому исполнилось 32 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд пришел к выводу, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста, в то время, как истец достиг возраста 32 лет.
Кроме того, в настоящее время Мозолевский Ю.В. проживает со своей семьей в <адрес>, а исковые требования заявляет о предоставлении ему жилья в <адрес>, что противоречит положениям ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, по месту жительства гражданина, в черте соответствующего населенного пункта
В силу части 2 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, гак и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими. Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 названного кодекса жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Судом установлено, что семье истца выделена государственная субсидия на строительство дома в <адрес>, а так же бесплатно предоставлен в собственность земельный участок для возведения жилья. При таких обстоятельствах истец не может считаться лицом, состоящим на учете по нуждаемости в жилом помещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мозолевского Ю.В. к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в черте <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.П. Степанова
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ