О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 года пос. Колпна

Колпнянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Бондаренко М.И., при секретаре Гладковой Н.Н., с участием истицы Соколовой Т.А. и её представителя по доверенности Каменского А.А., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области Бухтияровой С.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Соколовой Т.А. к ГУ - Управление ПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Соколова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление ПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области, указав, что решением ГУ - Управление ПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области от 24 августа 2010 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Соколовой Т.А. не засчитан в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста от полутора до трёх лет, а именно с 27 ноября 1993 года по 31 июля 1995 года. Считая данный отказ незаконным, Соколова Т.А. просит в судебном порядке включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанный период времени, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 15 августа 2010 года, то есть с момента её обращения с заявлением в пенсионный орган о назначении пенсии.

В судебном заседании истица Соколова Т.А. её представитель по доверенности Каменский А.А. поддержали заявленные исковые требования в полном объёме. В обоснование заявленных требований пояснили, что считают отказ пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку педагогический стаж истицей заработан до принятия нового пенсионного законодательства и в специальный трудовой стаж должен быть включён период её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 27 ноября 1993 года по 31 июля 1995 года. В связи с чем, просят в судебном порядке включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения Соколовой Т.А. в отпуске по уходу за ребёнком и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 15 августа 2010 года, то есть с момента обращения в пенсионный орган.

Представитель ответчика Бухтиярова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что включение в специальный стаж периода нахождения Соколовой Т.А. в отпуске по уходу за ребёнком не предусмотрено действующим законодательством, поскольку отпуск по уходу за ребёнком, имел место в период времени с 27 ноября 1993 года по 31 июля 1995 года и в соответствии с действующим трудовым законодательством не подлежит зачёту в стаж, дающий право на льготную пенсию. В связи с чем, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Соколовой Т.А., так как оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

Суд, выслушав истицу Соколову Т.А. и её представителя Каменского А.А., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области Бухтиярову С.В., допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8 и ФИО9 суду пояснили, что работали вместе с истицей в Ушаковской средней школе. Им известно, что в период с 27 ноября 1993 года по 31 июля 1995 года Соколова Т.А. находилась в отпуске по уходу за ребёнком.

Согласно представленной копии трудовой книжки Соколова Т.А. с 13 августа 1985 года работает преподавателем, в настоящее время учителем русского языка и литературы в <данные изъяты> (л.д. 14-16).

Из свидетельства о рождении следует, что ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ и её родители отец – ФИО6, мать Соколова Т.А. (л.д. 13)

Приказом № по <данные изъяты> школе от 03 декабря 1993 года Соколовой Т.А. был представлен отпуск по уходу за ребёнком с 27 ноября 1993 года по 2 августа 1996 года.

Письмом Государственного Учреждения - Управление ПФ РФ в Колпнянском районе Орловской области от 24 августа 2010 года в назначении Соколовой Т.А. досрочной трудовой пенсии по старости отказано, по причине отсутствия требуемого 25 – летнего стажа педагогической деятельности. В стаж педагогической деятельности не засчитан период с 27 ноября 1993 года по 31 июля 1995 года – отпуск по уходу за ребёнком. По представленным к назначению документам, специальный стаж работы Соколовой Т.А. составляет на 06 сентября 2010 года 23 года 3 месяца 6 дней (л.д. 8-9).

Согласно ст. 256 Трудового Кодекса РФ отпуска по уходу за ребёнком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст. 55 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 Разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС «О порядке предоставления жёнщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранёния заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности при назначении государственных пенсий.

Согласно разъяснению Минтруда РФ № 5 от 22.05.96г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78, 78.1 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, который также применялся при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей по ст. 80 указанного закона, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 года

В то же время, исходя из положений вышеуказанных нормативных правовых актов, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевший место после 6 октября 1992 года, в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, включению не подлежит.

Пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, следует учитывать, когда такой отпуск предоставлялся. Если он имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого данный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При таких обстоятельствах в удовлетворении соответствующих требований истицы, о включении в стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 27 ноября 1993 года по 31 июля 1995 года следует отказать, поскольку нахождение истицы в отпуске по уходу за ребёнком имело место после 06 октября 1992 года.

В сооответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено судом, Соколова Т.А. обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в пенсионный орган 15 августа 2010 года. С учетом включённых пенсионным органом в стаж периодов работы у истицы как на момент обращения в пенсионный орган, так и в настоящее время отсутствует необходимый 25-летний специальный стаж, достаточный для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Соколовой Т.А. о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Соколовой Т.А. о включении в стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 27 ноября 1993 года по 31 июля 1995 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей и признании права на досрочное назначение и выплате досрочной трудовой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Колпнянский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения решения.

Председательствующий ________________