Решение вступило в законную силу 20.07.2010



Дело № 2-477/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2010 года Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.

при секретаре Махалесовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова С.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, в котором, с учетом дальнейших изменений и уточнений, просил взыскать с ООО «Росгосстрах» деньги в сумме 67613 рублей и судебные расходы, указав в обоснование заявленных требований, что Номер обезличен года около 09 часов на пересечении улиц Ц. и Ю. в Номер обезличен произошло дорожно- транспортное происшествие, с участием автомобиля марки «Тойота Номер обезличен», Номер обезличен принадлежащего Ефременко А.С. и автомобиля «Ssang Yong» Номер обезличен, принадлежащего истцу на праве собственности.

По данному факту сотрудниками ДПС Номер обезличен РОВД была проведена проверка, по результатам которой виновником ДТП был признан водитель автомобиля «Тойота Номер обезличен», Номер обезличен Ефременко А. С., который проехал на запрещенный сигнал светофора. В связи с чем в отношении Ефременко А.С. вынесено постановление по делу об административном правонарушении Номер обезличен от Номер обезличен года о привлечении к административной ответственности по ст. 12.12 КоАП РФ, которое вступило в законную силу.

В результате ДТП автомобилю были причинены повреждения, стоимость восстановления автомобиля «Ssang Yong» Номер обезличен с учетом износа согласно отчета Номер обезличен от Номер обезличен года, составила 119 732 рубля.

Ответственность владельца транспортного средства Ефременко А.С. была застрахована по страховому полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в ООО «Х» Управления по Томской области. В установленный законом срок истцом были поданы надлежащие документы, необходимые для выплаты страховой суммы. Номер обезличен года Росгосстрах перечислил 52 119 руб. в счет причиненного вреда. С данной суммой истец не согласен, считает ее заниженной. Просит взыскать с ООО «Росгосстрах в счет возмещения материального ущерба от дорожно-транспортного происшествия (страховое возмещение) 67613 рублей, расходы на проведение экспертизы в сумме 3500 рублей, возврат госпошлины 1952 рублей 62 копейки.

Истец Захаров С.С. в судебное заседание не явился, представив письменные пояснения по делу, указав, что Номер обезличен года по перекрестке ул. Ц. и Ю. произошло ДТП виновником которого был признан водитель Ефременко А.С. Данное происшествие ООО «Росгосстрах» признало страховым случаем. По оценке экспертного учреждения ООО «ХХ» ему была выплачена сумма материального ущерба в размере 52119 рублей. Не согласившись с указанной суммой он обратился в Центр независимой экспертизы и оценки, где была проведена экспертиза и составлен отчет материального ущерба от ДТП с учетом рыночной стоимости запчастей и восстановительных работ. Повреждения указанные в актах осмотра экспертных учреждений не отличаются между собой, а сумма восстановительного ремонта согласно заключения Центра НЭО составила 119732 рублей. Просит взыскать с ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Томской области страховое возмещение в сумме 67613 рублей.

Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Ранее, будучи опрошенным в порядке исполнения судебного поручения представитель ответчика ООО «Росгосстрах» Голоманский М.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представив письменный отзыв, доводы которого сводятся к следующему. Номер обезличен года произошло столкновение автомобиля марки «SSANG YONG» Номер обезличен под управлением истца и автомобиля марки «TOYOTA» Номер обезличен под управлением Ефременко А.С.

Согласно справки ГИБДД дорожно-транспортное происшествие произошло в результате нарушения ПДД водителем марки «TOYOTA» Номер обезличен Ефременко А.С. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств марки «TOYOTA» Номер обезличен застрахована в страховой компании филиале ООО «Росгосстрах» в Томской области, о чем свидетельствует страховой полис серии ВВВ Номер обезличен.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (сокращенно ОС АГО) от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ и правил страхования по ОС АГО утвержденных постановлением Правительства РФ от «07» мая 2003 г. № 263, владелец пострадавшего в результате ДТП автомобиля «SSANG YONG» Номер обезличен обратился в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП по страховому полису стороны, нарушавшей правила ПДД.

Данное происшествие было признано страховой компанией, как страховой случай. Для проведения осмотра в соответствии с правилами страхования по ОС АГО утвержденных постановлением Правительства РФ от «07» мая 2003 г. № 263 Был составлен акт осмотра транспортного средства автомобиля марки «SSANG YONG» Номер обезличен. По повреждениям, указанным в акте осмотра автомобиля «SSANG YONG» Номер обезличен независимыми экспертами ООО «ХХ» была рассчитана и выплачена сумма материального ущерба, причиненного собственнику транспортного средства в результате ДТП в размере 52119 рублей.

В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства. Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждается Правительством РФ или в установленном им порядке (п. 7 ст. 12 ФЗ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ № 238 от 24 апреля 2003 г. утверждены «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Пунктом 4 Правил организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства установлено, что проведение экспертизы организуется страховщиком в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников. Страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которым заключает договор о проведении экспертизы. Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке. Правительство России своим Постановлением от 24 апреля 2003 г. № 238 возложило на Минтранс России координацию деятельности органов исполнительной власти в области организации независимой технической экспертизы. До настоящего времени целостной системы и нормативной правовой базы, регулирующих данную сферу, Минтрансом не создано.

В соответствии с вышеизложенным, проведение независимой технической экспертизы согласно Правилам организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства общество не может, так как в настоящий момент отсутствуют эксперты-техники, прошедшие профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенные в государственный реестр экспертов-техников.

Не согласившись с суммой страховой выплаты истец обратился за оценкой
стоимости восстановительного ремонта автомобиля марки «SSANG YONG» Номер обезличен

Представленный отчет основанием для взыскания в судебном порядке страхового возмещения быть не может, т.к. противоречит п. 47 правил ОСАГО № 263 от 07 мая 2003 года. Так целях выяснения при повреждении транспортных средств обстоятельств причиненного вреда, установления характера повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 правил организации и проведении независимой технической экспертизы транспортного средства (далее правила) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства поводится независимая техническая экспертиза.

Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее именуется - экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

Исходя из вышеизложенного считает, что отчет Номер обезличен об оценки восстановительного ремонта автомобиля недопустимым доказательством при рассмотрении вопроса о выплате страхового возмещения в рамках законодательства ОСАГО.

Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Суд, оценив представленные доказательства, считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. (ст. 1064 ГК РФ).

Согласно ст. 1 ФЗ от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" по договору обязательного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В силу п. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, лицо в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 25.04.2002. N 40-ФЗ страховая сумма, в пределах которой возмещается вред, причиненный имуществу одного потерпевшего, составляет 120.000 рублей.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ основными принципами обязательного страхования являются гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.

Как следует из представленных материалов об административном правонарушении Номер обезличен года произошло столкновение автомобиля марки «SSANG YONG» Номер обезличен под управлением истца и автомобиля марки «TOYOTA» Номер обезличен под управлением Ефременко А.С.

Согласно справке ГИБДД дорожно-транспортное происшествие произошло в результате нарушения ПДД водителем марки «TOYOTA» Номер обезличен Ефременко А.С.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств марки «TOYOTA» Номер обезличен застрахована в страховой компании филиале ООО «Росгосстрах» в Томской области, о чем свидетельствует страховой полис серии ВВВ Номер обезличен.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (сокращенно ОС АГО) от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ и правил страхования по ОС АГО утвержденных постановлением Правительства РФ от «07» мая 2003 г. № 263, владелец пострадавшего в результате ДТП автомобиля «SSANG YONG» Номер обезличен обратился в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП по страховому полису стороны, нарушавшей правила ПДД.

Данное происшествие было признано страховой компанией как страховой случай, и, для проведения осмотра в соответствии с правилами страхования по ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от «07» мая 2003 г. № 263, Номер обезличен года истцу было выдано соответствующее направление Номер обезличен для осмотра транспортного средства в филиал ООО «ХХ» по Томской области.

По результатам осмотра автомобиля марки «SSANG YONG» Номер обезличен от Номер обезличен года экспертом техником ООО «ХХ» составлен соответствующий акт, зафиксировавший имевшиеся повреждения автомобиля.

На основании приведенного акта независимыми экспертами ООО «ХХ» по Томской области была рассчитана сумма материального ущерба, которая, согласно представленного ответчиком ООО «Росгосстрах» экспертного заключения составила 52119.00 рублей.

Не согласившись с суммой страховой выплаты истец обратился за оценкой
стоимости восстановительного ремонта автомобиля марки «SSANG YONG» Номер обезличен

Так, согласно Отчета Номер обезличен, произведенного «Оценка транспорта и собственности» ИП Ж. рыночная стоимость услуг по восстановительному ремонту повреждений автомобиля «SSANG YONG» Номер обезличен

Причем, как следует из приведенного отчета оценки, подготовленного экспертом-оценщиком Ж. имеющим соответствующее образование и стаж экспертной работы, прошедшим переподготовку по специальности «Оценочная деятельность», целью оценки являлось определения стоимости услуг по восстановительному ремонту повреждений автомобиля, тогда как наличие и характер технических повреждений принадлежащего истцу транспортного средства и причины возникновения технических повреждений этого транспортного средства установлены экспертом-техником Филиала ООО «ХХ» по Томской области У. чье право осуществлять соответствующую экспертную деятельность подтверждается свидетельством о включении в единый федеральный реестр экспертов-техников, и изложены в указанном выше акте осмотра транспортного средства от Номер обезличен года.

Более того, изложенные в названном акте осмотра транспортного средства технические повреждения автомобиля и их характер, приняты за основу и экспертом оценщиком Ж. (отчет Номер обезличен), и экспертом Филиала ООО «ХХ» по Томской области, подготовившим экспертное заключение Номер обезличен от Номер обезличен года.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, полагавшего приведенный выше отчет «Оценки транспортного средства» недопустимым доказательством.

В силу статьи 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" порядок реализации определенных данным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в Правилах обязательного страхования. Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя порядок определения размера подлежащих возмещению убытков и осуществления страховой выплаты (пункт 1, подпункт "г" пункта 2 статьи 5).

Так, действительно согласно п. 47 Правил ОСАГО № 263 от 07 мая 2003 года (далее Правил) в целях выяснения при повреждении транспортных средств обстоятельств причиненного вреда, установления характера повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждается Правительством РФ или в установленном им порядке (п. 7 ст. 12 ФЗ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ № 238 от 24 апреля 2003 г. утверждены «Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

В соответствии с п.2 указанных правил при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства поводится независимая техническая экспертиза.

Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:

а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;

б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;

в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.

Пунктом 4 Правил организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства установлено, что проведение экспертизы организуется страховщиком в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников. Страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника (экспертную организацию), с которым заключает договор о проведении экспертизы.

Однако наличие и характер технических повреждений транспортного средства причины возникновения технических повреждений транспортного средства в отчете Номер обезличен экспертом не разрешались. Приведенные в указанном отчете при описании объекта оценки технология и объем ремонта транспортного средства соответствуют и акту осмотра транспортного средства от Номер обезличен года, и калькуляции Номер обезличен от Номер обезличен года, являющейся приложением к экспертному заключению Филиала ООО «ХХ» по Томской области, положенному в основу принятого ответчиком решения о выплате истцу страхового возмещения.

При этом, положения пунктов 45 и 46 Правил не исключают возможности проведения экспертизы самим потерпевшим, но заключения экспертиз, проведенных страховщиком и потерпевшим, являются лишь доказательствами, которые оцениваются судами наряду с другими доказательствами и обстоятельствами дела.

Данные обстоятельства с учетом приведенных выше положений ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правил и иных нормативных актов, не только не исключают право эксперта, подготовившего Отчет об оценке рыночной стоимости ремонтно-восстановительных работ принадлежащего истцу транспортного средства, представлять выводы о стоимости услуг по восстановительному ремонту повреждений автомобиля, но и подлежат оценке при определении сумм страховой выплаты в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.

Из анализа статьи 6 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следует, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Пунктом 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, также предусмотрено возмещение реального ущерба в пределах страховой суммы при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с Правилами.

Оценивая представленные сторонами экспертные заключения в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд принимает во внимание, что выводы экспертного заключения Номер обезличен от Номер обезличен года являются субъективным суждением эксперта о наиболее вероятных будущих (абстрактных) расходах, их предполагаемом размере, на что прямо указано в представленном заключении.

В то же время, при определении рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту принадлежащего истцу транспортного средства экспертом-оценщиком (отчет Номер обезличен) был использован затратный подход, предусматривающий определение стоимости услуг и материалов по восстановительному ремонту на основании действующих нормативов трудоемкостей технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств данной модели. В расчетах применялись средневзвешенная стоимость нормо-часа работ ТО и ремонта автотранспортных средств данного класса и среднерыночная стоимость основных и вспомогательных материалов в томской области в соответствии с результатами исследования рынка, полученными ТООО «ХХХ». При этом стоимость заменяемых деталей принята по данным, представленным магазином, осуществляющим торговую деятельность в данной сфере в Номер обезличен

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что возражений относительно установленной в результате оценки рыночной стоимости ремонтно-восстановительных работ принадлежащего истцу автомобиля (отчет Номер обезличен) суммы затрат на ремонт этого автомобиля с учетом его износа от ответчика не поступало, при разрешении настоящего спора суд полагает необходимым принять за основу выводы приведенного выше отчета Номер обезличен.

В соответствии с п. 48.1. Правил потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего (прямое возмещение убытков).

Право истца требовать от ответчика прямого возмещения убытков последним не оспаривалось, и страховая выплата в сумме 52119.00 рублей была выплачена истцу путем перечисления на его личный свет в отделении Сбербанка РФ, что подтверждается соответствующими сведениями по счету.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и приведенных требований законодательства, с ответчика с пользу истца подлежат взысканию деньги в сумме (119732-52119) 67613 рублей.

Кроме того, реальный ущерб, понесенный собственником автомобиля в результате ДТП, включает в себя не только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, но и другие понесенные потерпевшим расходы, вызванные причинением вреда, в том числе, расходы на проведение оценки стоимости восстановительного ремонта (п. 5 ст. 12 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"), т.к. потерпевший был вынужден их произвести для восстановления нарушенного права. Истцом представлены надлежащие доказательства того, что он понес расходы на оплату стоимости проведения независимой оценки в сумме 3500 рублей (договор от Номер обезличен года, квитанция), также подлежащие взысканию с ответчика.

Также в соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию оплаченная последним государственная пошлина в 1952 рубля 62 коп..

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Захарова С.С. удовлетворить.

Взыскать с ООО «Росгосстрах» в пользу Захарова С.С. в счет возмещения материального ущерба от дорожно-транспортного происшествия (страховое возмещение) 67613 (Шестьдесят семь тысяч шестьсот тринадцать) рублей, расходы на проведение экспертизы в сумме 3500 (Три тысячи пятьсот) рублей, возврат госпошлины 1952 (Одна тысяча девятьсот пятьдесят две тысячи) рублей 62 коп.; всего: 73065 рублей 62 копейки.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: Е.А.Кузнецова

Мотивированный текст решения изготовлен: «09» июля 2010 года.

Решение вступило в законную силу: 20 июля 2010 года