решение вступило в законную силу 10.08.2010 года



Дело № 2-752/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2010 года г. Колпашево

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Пойда А.Н.

при секретаре Федотовой Ю.И.

с участием: истицы Ластовской О.И., представителя ответчика Пушкаревой Ю.А., представителя третьего лица Хилько Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ластовской О.И. к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области об отмене решения, включении в специальный стаж определенного периода работы и назначении пенсии.

УСТАНОВИЛ:

Ластовская О.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области об отмене решения Номер обезличен от 07.05.2010 г., обязании ответчика включить период работы в должности старшей медицинской сестры в ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района» и в ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района» с 01.09.98 года по 09.02.10 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и назначении трудовой пенсии со дня обращения с 09.02.2010 года.

В судебном заседании истица Ластовская О.И. уточнила исковые требования, просила включить в специальный стаж период ее работы с 02.09.1998 года по 09.02.2010 года, на иске настаивала и пояснила, что 09 февраля 2010 года она обратилась в Пенсионный Фонд РФ с заявлением о назначении пенсии в связи с работой в особых условиях по ст.27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области от 07.05.2010 г. № 274 в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. А именно в специальный стаж не был включен период работы с 02.09.98 года по 09.02.10 года в ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района» и в ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района» в должности старшей медицинской сестры, так как наименование учреждения не соответствует учреждениям, предусмотренным Списками.

В областном государственном учреждении «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района» она работает с 02.09.98 года. С 01.01.2010 года ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района» переименовано в ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района», которое соответствует пункту 31 списка учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости лицам осуществляющих лечебную и иную деятельность..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. Номер обезличен. Согласно своих должностных обязанностей она выполняла в основном ряд диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима, все эти обязанности требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Она так же делала инъекции, проводила процедуры, и другие манипуляции, то есть в основном работала как медсестра. На протяжении всей работы в Центре, функции старшей медсестры не изменялись. Она работала и работает ежедневно с 8 часов до 16 часов. На дому она помощь никогда не оказывала, для этого существовала другая служба. Основной деятельностью Учреждения является оказание разносторонней социально-бытовой и медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянной и временной посторонней помощи (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, инвалиды).

При этом функциональные обязанности и категория обслуживаемых больных до и после переименования никак не изменилось. Кроме того, считает, что к периоду работы с 02.09.98 года по 09.02.10 года должно быть применено льготное исчисление, так как работа протекала в сельской местности, в с. Тогур Колпашевского района. Считает, что все необходимые условия для назначения трудовой пенсии в день обращения за ней со своей стороны она выполнила. В случае включения вышеуказанного периода в специальный стаж у неё будет 30-летняя продолжительность специального стажа, что является основанием для назначения пенсии не зависимо от возраста.

Представитель ответчика – ГУ Управление ПФ РФ в Колпашевском районе Томской области Пушкарева Ю.А., действующий на основании доверенности, исковые требование не признала, пояснив, что в специальный стаж не может быть включен период работы истицы со 02.09.1998 г. по 09.02.2010 г. В МУ « Центр социального обслуживания населения» и ОГУ « Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района», т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений, дающих право для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Кроме того ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не допускает подтверждение характера работ путем свидетельских показаний, то есть данные доказательства являются недопустимым доказательством в связи с чем истица не может подтвердить при помощи свидетельских показаний свой характер работы, а потому в иске Ластовской О.И. должно быть отказано.

Представитель третьего лица, действующая на основании доверенности Хилько Н.В. пояснила, что Ластовская О.И. была принята на работу старшей медсестрой в МУ «Центр социального обслуживания населения». Постановлением Губернатора Томской области № 243 от 17.12.2004 года МУ «Центр социального обслуживания населения» переименовано в ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района». С 01.01.2010 года ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района переименован в ОГУ «Дом–интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района». При этом, обязанности Ластовской О.И., как старшей медсестры, в период работы с 1998 года по 2010 год в зависимости от наименования учреждения не изменялись, оставался и остается прежним и контингент поступающих в учреждение лиц. Ластовская О.И. непосредственно обслуживает больных находящихся в Центре - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение инъекций, процедур, манипуляций и т.д. Согласно Устава ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района», целями деятельности данного Учреждения является оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянной и временной посторонней помощи. Такие же положения содержатся и в Уставе ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района».

Заслушав истицу, представителя ответчика, представителя третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора со стороны истицы, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области от 07.05.2010 года № 274 Ластовской О.И. было отказано в назначении досрочно пенсии по пп.20 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. При этом период со 02.09.1998 года по 09.02.2010 года не был включен в специальный стаж, так как наименование учреждения МУ « Центр социального обслуживания населения» и ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района», не предусмотрено Списком учреждений, дающих право для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (п. 22) право на социальное обеспечение относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч.1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии закон, как это следует из ч.2 ст. 39 Конституции РФ, определяет механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, закон связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов (это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ), повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (п.п. 20 п. 1 ст. 27 (ранее – п.п. 11 п. 1 ст. 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О).

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. А, п.5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы…» Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов и другие документы.

Согласно трудовой книжке Ластовская О.И. л.д.7-14) с 01.09.1998 года была принята в МУ « Центр социального обслуживания» села Тогур на должность старшей медицинской сестры. 19.01.2005 года на основании Постановления Губернатора Томской области № 243 от 17.02.2004 года муниципальное учреждение « Центр социального обслуживания населения» переименовано в Областное государственное учреждение « Центр социального обслуживания населения Колпашевсого района» в связи с передачей Муниципального учреждения в Областную государственную собственность. 01.01.2010 г. На основании Приказа Департамента социальной защиты населения Томской области № 194 от 28.09.2009 г. Областное государственное учреждение « Центр социального обслуживания населения Колпашевсого района» переименовано в Областное государственное учреждение «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевсого района».

Вышеуказанные сведения так же подтверждается справкой ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевсого района» от 16.04.2010 года л.д.17).

В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Следовательно, суд приходит к выводу, о том, что период с 02.09.1998 года по 09.02.2010 года подлежит включению в специальный стаж Ластовской О.И. с исчислением в льготном порядке (работа в сельской местности) в должности старшей медицинской сестры как за 1 год работы - 1 год и 3 месяца.

Решением ГУ УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области от 07.05.2010 г. № 274 установлено, что специальный стаж истицы составил 19 лет 8 месяцев 28 дней, следовательно с учетом оспоренного периода работы истицы со 02.09.1998 года по 09.02.2010 года в льготном исчислении 1 год работы - 1 год и 3 месяца, специальный стаж истицы составил более 30 лет, что соответствует требованию закона и является достаточным для назначения пенсии по пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как установлено в судебном заседании с 01.01.2010 года ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района» переименован в ОГУ «Дом–интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района».

В должностные обязанности Ластовской О.И., как старшей медсестры, с 1998 года работы в Центре и по настоящее время входит следующее: проводить ежедневный обход по комнатам граждан, проживающих в учреждении, организовать труд младшего и среднего медицинского персонала, контролировать выполнение ими должностных обязанностей, обеспечивать условия для нормальной работы врачей, следить за дисциплиной медицинского персонала, следить за правильностью использования медикаментов, вести журнал расходования и выдачи медикаментов, обеспечивать сохранность имущества и медицинского инвентаря в отделении, осуществлять противоэпидемиологическое и санитарно-гигиенические мероприятия в учреждении, во время отсутствия на время отпусков и по другим причинам медицинских сестер осуществлять обслуживание престарелых и инвалидов, проживающих в учреждении, выполнять обязанности постовой медицинской сестры, проводить процедуры назначенные врачом (при необходимости оказывает первую медицинскую помощь, производит раздачу таблеток, внутривенные и внутримышечные инъекции, капельницы), следить за качественной обработкой всех вновь поступивших на обслуживание граждан, обеспечивать правильную организацию питанием, вести контроль в пищеблоке за качеством продуктов, их хранением и закладкой при приготовлении блюд, раздачей блюд с предварительным снятием пробы, санитарным состоянием кухни, составлять меню и т.д.

Свидетели И., Н. и А. в судебном заседании подтвердили, что Ластовская О.И. является их коллегой по работе, с 1998 года в учреждении работает И., с 2005 года работает Н. и с 1998 года работает А. все они также работают медсестрами в ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района». Раннее это учреждение именовалось ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района». В их должностные обязанности, как и в обязанности Ластовской О.И. входило осуществление ухода и наблюдения за престарелыми и инвалидами, санитарно-гигиеническое обслуживание, выдача лекарственных средств, слежение за своевременным снабжением больных престарелых и инвалидов медикаментами, средствами ухода и питания, а так же выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима, все эти обязанности требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Ластовской О.И. так же делает инъекции, проводит процедуры, и другие манипуляции. На протяжении всей работы в Центре, функции старшей медсестры не изменялись. Ластовской О.И. работала и работает ежедневно с 8 часов до 16 часов. На дому она помощь никогда не оказывала, для этого существовала другая служба. Категория лиц, поступающих к ним, никогда не менялась. Основной деятельностью Учреждения является оказание разносторонней социально-бытовой и медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянной и временной посторонней помощи (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, инвалиды).

Сомневаться в достоверности вышеуказанных показаний свидетелей у суда нет оснований, так как показания свидетелей не имеют противоречий между собой и дополняют друг друга, кроме того показания свидетелей подтверждены их трудовыми книжками.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства регулируется не только ГПК РФ, но и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним.

Часть 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая порядок Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, действительно исключает возможность подтверждения характера работы показаниями свидетелей.

Однако, как следует из смысла ч.ч. 3 – 4 ФЗ «О трудовых пенсиях» и п.п. 28-32 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", утв. Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена N 555 (ред. от Дата обезличена), указанные ограничения по подтверждению страхового стажа гражданина касаются процедуры принятия соответствующего решения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

В то же время, в соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При этом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

С учетом анализа приведенных положений ФЗ «О трудовых пенсиях» оснований сомневаться в допустимости показаний свидетелей в данном случае не имеется в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что показания свидетелей являются недопустимым доказательством в соответствии со ст.13 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» является несостоятельными.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением совета Министров РСФСР от Дата обезличена года N 464, предусматривалось, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В п.32 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года N 1066 указано: «Учреждения социального обслуживания:» и далее идет перечисление учреждений, в том числе указан «дом-интернат для престарелых и инвалидов».

П.31 Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года N 781 предусматривает также наименование пункта «Учреждения социального обслуживания:» и далее, также, идет перечисление учреждений, в том числе указан «дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Для исчисления стажа Ластовской О.И., дающего право на пенсию по старости по нормам пп.20, п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.Дата обезличена в редакции Федерального закона от Дата обезличена N 319-ФЗ) за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года необходимо применить выше названные Списки, так как за период работы до Дата обезличена года применяется – Постановление Совета Министров РСФСР от Дата обезличена г. Номер обезличен « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», за период работы после Дата обезличена года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающей право на пенсию… и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен. Ко всем периодам работы могут применяться правила исчисления периодов работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и Список …, утвержденные Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен.

Согласно имеющегося в материалах дела Устава ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района», целями деятельности данного Учреждения является оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянной и временной посторонней помощи. Проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи. В стационарное отделение принимаются на государственное обеспечение престарелые граждане (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60) и инвалиды 1 и 2 группы старше 18 лет на постоянное или временное проживание, нуждающиеся в постороннем уходе и т.д. Место нахождения данного учреждения п. Тогур, Колпашевского района (сельская местность).

В судебном заседании истица, представитель третьего лица и свидетели пояснили, что всегда престарелых и инвалидов они принимали на постоянное проживание. Согласно Устава, имелось социальное обслуживание на дому, но это было отдельное подразделение, со своим штатом. Там могли работать любые лица без специального медицинского образования. Ластовская О.И. не занималась обслуживанием населения на дому.

Согласно Устава ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов ...», утвержденного Приказом Департамента социальной защиты населения Томской области от 14.12.2009 года, целями деятельности данного Дома-интерната, является предоставление стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянной и временной посторонней помощи. В стационарное отделение принимаются на государственное обеспечение престарелые граждане (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60) и инвалиды 1 и 2 группы старше 18 лет на постоянное или временное проживание, нуждающиеся в постороннем уходе, а так же проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера.

Министерством труда и социального развития РФ постановлением от 12.05.2003 года Номер обезличен утверждены «Методические рекомендации по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов». Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в целях развития сети стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В данных Рекомендациях указано, что Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания "Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов" создаются для предоставления различной социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении, создания для них наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечения ухода и медицинской помощи, организации отдыха и досуга.

Согласно гл.2, п.6 Деятельность Учреждения малой вместимости направлена на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. В гл.3, п.15 сказано, что в Учреждение малой вместимости принимаются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (I и II групп старше 18 лет), нуждающиеся в постоянной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению и не имеющие медицинских противопоказаний к обслуживанию в стационарных учреждениях социального обслуживания. Также, гл.2, п.8 предусмотрено создание структурных подразделений, отвечающие целям и задачам Учреждения. В штатную численность данного учреждения входит должность фельдшера, старшей медсестры, медсестры.

Из анализа вышеназванных уставов усматривается, что, несмотря на изменение названия ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района» продолжает осуществлять те же цели и задачи, функции, что и ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района», являясь учреждением с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года Номер обезличен «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при рассмотрении спора между гражданином и пенсионным органом о включении в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Правовые последствия установления такого тождества, на основании соответствующего постановления уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минтруд России, Минздравсоцразвития России) и установления тождества судебным решением существенно отличаются.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соответствующие федеральные министерства вправе устанавливать такое тождество для всех работников, причем действует такое постановление только на будущее время. Решение же суда принимается в отношении конкретного гражданина и подтверждает тот факт, что его фактическая работа дает право на досрочное назначение пенсии.

По мнению Конституционного Суда РФ, из положения п. 3 ст. 28 (ст.27 п.2 в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) Закона о трудовых пенсиях, согласно которому списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством РФ, не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. Установлению такой тождественности указанная норма не препятствует: исключение соответствующей возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ (Определение от 18 июня 2004 года).

Таким образом, работа Ластовской О.И. в должности старшей медицинской сестры с 02.09.1998 года по 09.02.2010 года в ОГУ «Центр социального обслуживания населения Колпашевского района» и ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района», в котором осуществляется лечение инвалидов и престарелых, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности.

В соответствии со ст.19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из текста решения ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области от 07.05.2010 года следует, что с заявлением об установлении досрочной пенсии по старости истица обратилась 09.02.2010 года. А потому с учетом приведенных выше положений закона, пенсия должна быть ей назначена именно с этой даты.

Согласно ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы уплаченная при подаче иска госпошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ластовской О.И. к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области об отмене решения, включении в специальный стаж периода работы и назначение пенсии удовлетворить.

Решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области от 07 мая 2010 года Номер обезличен, об отказе в назначении пенсии Ластовской О.И., отменить.

Включить Ластовской О.И. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующий период работы: со 02 сентября 1998 года по 09 февраля 2010 года в ОГУ «Центр социального обслуживания населения ...» и в ОГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Колпашевского района» в должности старшей медицинской сестры.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Колпашевском районе Томской области назначить Ластовской О.И. в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовую пенсию по старости с 09 февраля 2010 года.

Взыскать с ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области в пользу Ластовской О.И. госпошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья: А.Н.Пойда

Решение вступило в законную силу: 10.08.2010 года