Дело 2-709/10РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2010 года г.Колпашево
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Ольховской Е.В.,
при секретаре Петроченко Ю.А.,
а также истца Сергеевой Л.В., её представителя Форак Е.С.
представителя ответчика – ГУ УПФР по ... ... –Пушкарёвой Ю.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сергеевой Л.В. к ГУ – УПФ РФ в ... ... о назначении трудовой пенсии по п.19, п.1, ст.27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» и включении в специальный стаж периодов работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена года и с Дата обезличена г. по Дата обезличена года, взыскании услуг представителя в размере 6 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФРФ по ...у и просила обязать ответчика включить период работы в должности подменного воспитателя детского сада « Колокольчик» с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и период работы воспитателем в ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» (раннее до реорганизации – детский сад «Колокольчик»; Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Колокольчик») с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и назначить ей трудовую пенсию со дня обращения за ней, то есть с Дата обезличена года, а также взыскании услуг представителя в размере 6 000 рублей.
В обосновании своих требований Сергеева Л.В. и её представитель Форак Е.С. в суде пояснила, что Дата обезличена года истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии по п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от Дата обезличена г. Номер обезличен. Решением Номер обезличен от Дата обезличена г. ответчик отказал истцу в назначении пенсии, мотивируя свой отказ тем, что наименование должности - подменный воспитатель и учреждения – Областное государственной учреждение « Центр социальной помощи семье и детям ...» ( далее по тексту «ОГУ ЦСПСД» ) в которых истец работала в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.- и с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. не соответствуют должности и наименованию учреждения, предусмотренных Списком, на основании сведений индивидуального учёта, признав только специальный стаж 15 лет 1 мес. 19 дней. С решением Номер обезличен истица не согласна.
С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. истица работала подменным воспитателем в детском саду «Колокольчик», где функции подменного воспитателя тождественны функциям воспитателя: тот же режим работы и такие же обязанности: воспитание детей.
Дата обезличена г. детский сад «Колокольчик» реорганизован в МУ «Центр социальной помощи семье и детям» и с Дата обезличена г. переименован в ОГУ «ЦСПСД», где она по прежнему работала воспитателем с Дата обезличена г. по Дата обезличена ... на указанные реорганизации её трудовые функции в должности подменного воспитателя и воспитателя, а именно организация жизнедеятельности воспитанников учреждения и их воспитание, не менялись.
Пунктами 2.1, 2.2 Устава ОГУ ««ЦСПСД», предусмотрено, что целями деятельности Учреждения является оказание семье, детям попавшим в трудную жизненную ситуацию помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, психологического статуса, осуществление мероприятий по социальному обслуживанию семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. При этом, в том числе Центр предоставляет (постоянно, временно, на разовой основе) конкретные виды и формы социально- экономических, медико-социальных, социально- психологический, социально- педагогических и иных социальных услуг. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( утверждённого Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года), а именно п.1 раздела «наименование должностей», а также п. 1.13 раздела «наименование учреждений», предусмотрена должность воспитателя учреждения социального обслуживания - Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей.
Считает, что её трудовые функции, в указанной должности, а именно должности подменного воспитателя детского сада «Колокольчик», воспитателя ОГУ «ЦСПСД» тождественны функциям воспитателя Центра помощи детям оставшимся без попечения родителей, вследствие чего спорный период работы подлежит включению в специальный стаж. Такой вывод, по её мнению, можно сделать, проведя сравнительный анализ представляемых: должностной инструкции воспитателя, Устава ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» и «Примерного положения о Центре помощи детям оставшимся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в ... ... Пушкарева Ю.А., действующий на основании доверенности, исковые требование не признала, пояснив, что период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. не учтен в специальный стаж так как наименование должности- подменный воспитатель не соответствует наименованию должности предусмотренным Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Период с Дата обезличенаг. по Дата обезличена г. не учтен в специальный стаж на основании индивидуального (персонифицированного) учета, так как наименовании учреждения и наименование учреждения – ОГУ ««ЦСПСД» не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Помимо непризнания исковых требований, представитель ответчика сослался на то, что согласно ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается, поэтому суд не должен допрашивать явившихся свидетелей.
Определением от Дата обезличена года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...». Представитель третьего лица, Седых Л.Т. пояснила, что она является директором ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» с 2000 года. До этого она была директором детского сада «Колокольчик», Муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Колокольчик». В 1996 году истица пришла работать подменным воспитателем в детский сад «Колокольчик». Должностные обязанности подменного воспитателя идентичны обязанностям воспитателя, разница заключается в том, что подменный воспитатель работает на разных группах мальчиков и девочек, а воспитатель закреплён за одной группой. Обязанности Сергеевой остаются одними и теми же как подменного воспитателя за период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года, так и простого воспитателя в этот же период, а именно:
- планирование и организация жизнедеятельности детей детского сада и их воспитание, обеспечение и создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации; на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирование и проведение с детьми коррекционно-развивающей работы; совместно с медработниками обеспечение сохранение и укрепление здоровья детей и т.д.
В период работы истца с Дата обезличена года по настоящий момент воспитателем в ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» функции Сергеевой оставались прежними, а именно:
- планирование и организация жизнедеятельности воспитанников учреждения и их воспитание, обеспечение и создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации; на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками коррекционно-развивающую работу; совместно с медработниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, отвечает за их жизнь и здоровье; способствует проявлению интереса воспитанников к определенному виду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению и др. В Учреждение круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет оставшиеся без попечения родителей, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившиеся или подкинутые, не имеющие места жительства, оказавшиеся в иной трудной ситуации. Совместно с учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних от 6 месяцев до 1 года и больше, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности и др. Работа воспитателя, осуществляется посменно с 9-00 до 15-00 часов. Есть закрепление воспитателя за определённой группой либо мальчиков, либо девочек. В группе у воспитателя находятся дети разного возраста (от3-х до 18 лет). С каждым из детей воспитатель должен заниматься, делать домашние задания, заданные в школе, организовать досуг, сделать занятым каждого ребенка и т.д.
В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, направленные (поступившие) по другим основаниям. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации. На работу в центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку. Педагогические работники регулярно проходят аттестацию на категорию. Работа воспитателя, очень сложная, так как дети поступают в Центр в основном в запущенном состоянии. К каждому необходимо найти подход. Ею неоднократно задавался вопрос в ... о том, что наименование учреждения не соответствует наименованию учреждения, предусмотренного Списком для назначения в будущем пенсии. На что ей отвечали, что в ... Центра социальной помощи семье и детям больше нет, поэтому такое наименование. Она считает, что цели, задачи, функции ОГУ «Центра социальной помощи семье и детям в ...» полностью соответствуют «Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Ст.46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.1, ст.2 ГПК РФ Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Как и другие кодифицированные акты, ГПК РФ является федеральным законом. Конституция РФ не предусматривает приоритета одних федеральных законов над другими. Но в силу сложившейся практики кодексы имеют приоритет над федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства регулируется не только ГПК РФ, но и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним. Это означает, что другие федеральные законы не должны противоречить ГПК РФ, а в случае противоречия приоритет должен иметь Кодекс.
В соответствии со ст.55 ГПК РФ Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Поэтому, заслушав истца, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований и представителя ответчика, в том числе пояснения свидетелей, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств представленных сторонами и исследованных в судебном заседании в их совокупности, суд не может согласиться с выводами ГУ УПФР в ... ..., по следующим основаниям.
Решением ГУ УПФР в ... ... от Дата обезличена года Сергеевой Л.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по ст.Дата обезличена Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. При этом период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. не учтён в специальный стаж, так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Период с 01.06. 2000 г. по 23.04. 2010 г. не был включен в специальный стаж, так как наименование учреждения ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» не соответствует учреждениям, предусмотренным Списком, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от Дата обезличена года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", (п. 22) подчеркивает, что право на социальное обеспечение относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии закон, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определяет механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, закон связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов (это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ), повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.п. 19 п. 1 ст. 27 (ранее – п.п. 19 п. 1 ст. 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования педагогических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от Дата обезличена года N 84-О, от Дата обезличена года N 67-О-О).
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от Дата обезличена года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста не менее 25 лет.
Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов и другие документы.
Согласно трудовой книжке, Сергеева Л.В. Дата обезличена года была принята в детский сад «Колокольчик» подменным воспитателем, и проработала в этой должности до Дата обезличена года л.д.11) Дата обезличена г. переведена в детский сад «Колокольчик» воспитателем постоянно. (л.д.11)
Согласно, имеющейся справки МУ «Архив» Номер обезличен от Дата обезличена года, предоставить штатное расписание и тарификационные списки по детскому саду «Колокольчик» за 1995-2001 года нет возможности, так как их местонахождение неизвестно л.д.47).
По данному периоду работы Сергеевой Л.В. были допрошены в судебном заседании в качестве свидетелей Х.Г. которые пояснили, что знают истицу по совместной работе в детском саду «Колокольчик» и ОГУ «ЦСПСД». Сергеева была принята в 1996 г. в детский сад «Колокольчик» подменным воспитателем. Функции подменного воспитателя и воспитателя одинаковые, разница заключается в том, что у подменного воспитателя нет закрепления за определенной группой, также подменный воспитатель заменяет воспитателей, которые находятся в отпусках или больничных. Сергеева работал в детском саду постоянно. Планировала и организовывала жизнедеятельность детей детского сада, обучала и воспитывала их.
Периоды совместной работы с истцом, вышеуказанных свидетелей, подтверждаются копиями трудовых книжек л.д.30-35).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Сергеева, работая подменным воспитателем детского сада «Колокольчик», занималась педагогической деятельностью, тождественной деятельности воспитателей детских садов.
Для исчисления стажа Сергеевой, дающего право на пенсию по старости по нормам п.19, ч.1, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.Дата обезличена в редакции Федерального закона от Дата обезличена N 319-ФЗ) за период с Дата обезличена г. по 19.101998 года необходимо применить Список, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от Дата обезличена года Номер обезличен.
Дата обезличена года Детский сад «Колокольчик» реорганизован в Центр социальной помощи семье и детям на основании постановления Главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена г.
Дата обезличена года Сергеева уволена переводом в Центр социальной помощи семье и детям. Дата обезличена года Сергеева принята переводом в Центр социальной помощи семье и детям на должность воспитателя. Данный факт подтверждается выпиской из приказа ОГУ «ЦСПСД» Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д.22) Дата обезличена года Муниципальное учреждение Центр социальной помощи семье и детям «Колокольчик» переименовано в Областное государственное учреждение Центр социальной помощи семье и детям ... в связи с передачей муниципального учреждения в областную государственную собственность. Дата обезличена г. Областное государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям ...» передано в ведение Департамента по вопросам семьи и детей ... (л.д.11-13).
Разрешая доводы ответчика о невозможности включения указанного периода с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в льготный стаж вследствие представления работодателем в органы Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведений об этом периоде как об обычных условиях труда, со ссылкой на ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 15 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а так же отсутствия должности « подменный воспитатель» в Списке, суд приходит к следующему.
Действительно, лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», трудовая пенсия, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от Дата обезличена года «О трудовых пенсиях в РФ» назначается при соблюдении ими определенных условий. К их числу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» относит наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п.2 ст.13 указанного закона при подсчете страхового стажа работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии со ст.14 ФЗ от Дата обезличена г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанность предоставления документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения возложена на работодателя (страхователя).
Согласно выписке из лицевого счета Сергеева была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования Дата обезличена г. За вышеуказанный период в графе «условия для досрочного назначения трудовой пенсии» - отсутствует указание на педагогическую деятельность.
Из конституционно-правового толкования норм о пенсионном обеспечении, содержащихся в определении Конституционного суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличенО, от Дата обезличена г. Номер обезличенО, следует, что правовым основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся, к каковым относятся и педагогические работники, является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, обусловленной спецификой и характером труда. При этом, Правительство РФ не наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий, Правительство РФ обязано учитывать общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип всеобщности, а также предписания ч.1 ст.15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
В должностные обязанности Сергеевой, как воспитателя с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., работы в Центре и по сегодняшний день входит следующее:
- планирование и организация жизнедеятельности воспитанников учреждения и их воспитание, обеспечение и создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации; на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками коррекционно-развивающую работу; совместно с медработниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, отвечает за их жизнь и здоровье; способствует проявлению интереса воспитанников к определенному виду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению и др.
Свидетель Х.. в судебном заседании пояснила, что знает Сергееву по совместной работе с 1996 года как подменного воспитателя и как воспитателя. Она также работает воспитателем в ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» с 2000 года. Раннее это учреждение именовалось детский сад «Колокольчик»; Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Колокольчик». В 1994 году она пришла работать воспитателем в детский сад «Колокольчик». В её должностные обязанности, как и в обязанности Сергеевой входило и входит планирование и организация жизнедеятельности воспитанников учреждения и их воспитание, обеспечение и создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации; на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками коррекционно-развивающую работу; совместно с медработниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, отвечает за их жизнь и здоровье; способствует проявлению интереса воспитанников к определенному виду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению и др. В Учреждение круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет оставшиеся без попечения родителей, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившиеся или подкинутые, не имеющие места жительства, оказавшиеся в иной трудной ситуации. Совместно с учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних от 6 месяцев до 1 года и больше, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности и др. Работа воспитателя осуществляется посменно с 9-00 до 15-00 часов. У воспитателя есть закрепление за определённой группой либо мальчиков, либо девочек. У подменного воспитателя закрепления за группой нет, он работает как на группе мальчиков, так и на группе девочек. В группе у воспитателя находятся дети разного возраста (от3-х до 18 лет). С каждым из детей воспитатель должен заниматься, делать домашние задания, заданные в школе, организовать досуг, сделать занятым каждого ребенка.
Свидетель Г., допрошенная в судебном заседании дала пояснения, аналогичные пояснениям Х.. добавив, что в центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, направленные (поступившие) по другим основаниям. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации. На работу в центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку. Педагогические работники регулярно проходят аттестацию на категорию. Работа воспитателя очень сложная, так как дети поступают в Центр в запущенном состоянии в основном. К каждому необходимо найти подход. Она считает, что цели, задачи, функции ОГУ «Центра социальной помощи семье и детям в ...» полностью соответствуют «Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей». По её мнению, функции подменного воспитателя и воспитателя тождественны, поскольку Сергеева работала тем же воспитателем, только без закрепления за ней группы, что она и делает до сих пор.
П.1 и п.1.13 Постановления Правительства РФ от Дата обезличена N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривает наименование должности «воспитатель», и наименование пункта «центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
П.1 и п.1.13 Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года N 781 предусматривает наименование должности «воспитатель», и наименование пункта «центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Для исчисления стажа Сергеевой, дающего право на пенсию по старости по нормам п.19, ч.1, ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.Дата обезличена в редакции Федерального закона от Дата обезличена N 319-ФЗ) за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена года необходимо применить выше названные Списки.
Согласно Устава полное наименование учреждения: Областное государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям ...», то есть часть наименования учреждения соответствует п. 1.3. Списка, (а именно указание на центр помощи детям). Наименование занимаемой истицей должности – воспитатель – соответствует наименованию должности, предусмотренной Списком.
Основной деятельностью данного учреждения, судя по содержанию устава, является обучение и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, создание условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию детей, обеспечение социальной защиты, оздоровления, социальной адаптации детей, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей, охрана и зашита прав и интересов детей. Участниками образовательного процесса являются, в том числе и педагогические работники (воспитатели, социальный педагог). Учреждение работает круглосуточно, круглогодично.
Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен (ред. от Дата обезличена) "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с "Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних", "Примерным положением о социальном приюте для детей", "Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей") утверждено «Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Настоящее положение разработано на основании Федерального закона от Дата обезличена г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в целях временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В данном Положении указано, что оно регулирует деятельность центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.
Согласно п.9, гл.2 В соответствии со своими задачами центр:
а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей;
б) обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
в) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство;
г) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
д) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
е) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
В материалах дела имеется должностная инструкция воспитателя от Дата обезличена года л.д.20-21). Как пояснила представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Седых Л.Т., данные должностные инструкции существуют очень давно. В них ничего не меняется с конца 90-х годов. Инструкция постоянно пролонгируется. При образовании «Центра социальной помощи семье и детям ...» его основной деятельностью являлось, и является по сегодняшний день, предоставление временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых, самовольно оставивших семью, не имеющих места жительства в возрасте от 3 до 18 лет. Данное положение содержится в Уставе «Центра социальной помощи семье и детям ...» п.5.4.
Согласно имеющегося в материалах дела Примерного положения «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей», целями деятельности данного Учреждения является так же предоставление временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых, самовольно оставивших семью, не имеющих места жительства в возрасте от 3 до 18 лет (Гл.2, 3).
В судебном заседании истец, свидетели пояснили, что всегда несовершеннолетних они принимали временно до решения вопроса их дальнейшего устройства.
Представитель ответчика в судебном заседании утверждал, что работа не в любом учреждении социальной помощи дает право на льготное пенсионное обеспечение.
С данным утверждением суд согласится не может, поскольку, действительно в ст.17 Закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» перечислены виды учреждений, но в п.5 этой статьи указаны центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Из анализа вышеназванных положения и устава усматривается, что, несмотря на именование ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» осуществляет те же цели и задачи, функции, что и «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», являясь учреждением с осуществлением педагогической деятельности.
При таких условиях суд полагает, что не предоставление работодателем соответствующих сведений не может являться препятствием для включения спорных периодов в льготный стаж работы истца, так как в указанный периоды она осуществляла деятельность, дающую право на назначение пенсии по старости досрочно, что подтверждено объективными данными, представленными истцом в качестве доказательств и исследованными в судебном заседании. Ущемление, в данном случае, прав истицы вследствие невыполнения в полной мере работодателем своих обязанностей, учитывая отсутствие в этом ее вины, может привести к необоснованному ущемлению ее конституционных прав на пенсионное обеспечение. Как указал Конституционный суд в своем определении от Дата обезличена г. Номер обезличенО различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличен «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при рассмотрении спора между гражданином и пенсионным органом о включении в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Правовые последствия установления такого тождества на основании соответствующего постановления уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минтруд России, Минздравсоцразвития России) и установления тождества судебным решением существенно отличаются.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от Дата обезличена г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соответствующие федеральные министерства вправе устанавливать такое тождество для всех работников, причем действует такое постановление только на будущее время. Решение же суда принимается в отношении конкретного гражданина и подтверждает тот факт, что его фактическая работа дает право на досрочное назначение пенсии.
По мнению Конституционного Суда РФ, из положения п. 3 ст. 28 (ст.27 п.2 в редакции Федерального закона от Дата обезличена N 319-ФЗ) Закона о трудовых пенсиях, согласно которому списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством РФ, не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. Установлению такой тождественности указанная норма не препятствует: исключение соответствующей возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ (Определение от Дата обезличена года).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от Дата обезличена г Номер обезличенп, а также в ряде определений, ч.2 ст.5, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст. ст. и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Истцом в суде были приобщены к материалам дела решение Колпашевского городского суда от Дата обезличена года о назначении пенсии Х., оставленное без изменения кассационной инстанцией с целью формирования единообразия в сложившейся судебной практике по аналогичным делам.
Противоположный подход к оценке доказательств по рассматриваемой категории дел нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.
Единый подход в правоприменительной практике для сходных дел является гарантией обеспечения одного из основополагающих принципов судопроизводства - равенства всех субъектов права перед законом и судом.
Поддержание единообразия в толковании и применении норм права судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции РФ.
Таким образом, работа Сергеевой в должности подменного воспитателя в детском саду «Колокольчик» в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и воспитателя с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. года в ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» и «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», в котором оказывается помощь семье, детям попавшим в трудную жизненную ситуацию, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанной должности.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписание ст.19, ч.1,2 и ст.55, ч.2,3 Конституции РФ.
Периоды работы истца в должности подменного воспитателя с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. ( 2 года, 5 месяцев 10 дней) и с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя ( 09 лет, 10 месяцев, 23 дня) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с п.19, п.1, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Спорный период составляет 12 лет 4 месяца 3 дня.
С учетом неоспариваемого периода – 15 лет 1 месяца 19 дней – специальный стаж Сергеевой на момент обращения за назначением пенсии составляет 27 лет 05 месяцев 22 дня, что достаточно для назначения пенсии.
В соответствии с п.15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР Дата обезличена года Номер обезличен, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от Дата обезличена г. и статье 23 Закона от Дата обезличена года, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии со ст.19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из текста решения ГУ УПФ РФ в ... ... от Дата обезличена года следует, что с заявлением об установлении досрочной пенсии по старости истец обратилась Дата обезличена года. А поскольку на указанную дату истец имела право на назначение пенсии, то, с учетом приведенных выше положений закона, пенсия должна быть ей назначена именно с этой даты.
В силу статьи 100 ч. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд полагает, что сумма 6000 рублей - расходы по оплате услуг представителя, подтвержденная представленной Сергеевой квитанцией, является разумной и подлежит взысканию с ответчика.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также необходимо взыскать судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в виде уплаченной истцом при подаче иска госпошлины.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Сергеевой Л.В. к ГУ – УПФ РФ в ... удовлетворить.
Отменить решение ГУ-УПФР по ...у от Дата обезличена года Номер обезличен.
Включить периоды работы Сергеевой Л.В. с Дата обезличена по Дата обезличена года, в должности подменного воспитателя детского сада «Колокольчик» и с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности воспитателя ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям ...» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с п.19, п.1, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение – УПФ РФ в ... ... назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с Дата обезличена года.
Взыскать с ГУ – УПФ РФ в ... в пользу Сергеевой Л.В. расходы на представителя в размере 6000 рублей.
Взыскать с ГУ – УПФ РФ в ... в пользу Сергеевой Л.В. возврат госпошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 23.08.2010 года.
Судья Е.В.ОльховскаяРешение вступило в законную силу: 3 сентября 2010 года