решение вступило в законную силу 08.10.2010 года



Дело № 2-778 /10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2010 года г.Колпашево

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.А.,

с участием прокурора - помощника Колпашевского городского прокурора Вихрова А.С.

представителя ответчика – Первичной профсоюзной организации авиационных диспетчеров ... Черняка С.В., действующего на основании выписки из протокола Номер обезличен Профсоюзного собрания профсоюза авиадиспетчеров ... от Дата обезличена года,

при секретаре Алешиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Томского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Первичной профсоюзной организации авиационных диспетчеров ... о признании незаконным п.9.9 Положения первичной профсоюзной организации авиадиспетчеров ..., в части предоставления профсоюзной организации полномочий и прав по принятию решений о проведении забастовок, определения органа, возглавляющего забастовки, определения состава представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах,

у с т а н о в и л:

Томский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Первичной профсоюзной организации авиационных диспетчеров ... о признании незаконным п.9.9 Положения первичной профсоюзной организации авиадиспетчеров ..., в части предоставления профсоюзной организации полномочий и прав по принятию решений о проведении забастовок, определения органа, возглавляющего забастовки, определения состава представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах.

В обоснование заявленных требований указывается, что Конференцией членов первичной профсоюзной организации авиационных диспетчеров ... Дата обезличена утверждено положение профсоюзной организации.

Дата обезличена первичная профсоюзная организация авиадиспетчеров ... была зарегистрирована в Федеральной профсоюзной организации авиационных диспетчеров России.

Согласно п. 1.1. Положения ПАД первичная профсоюзная организация авиационных диспетчеров ... является первичной профсоюзной организацией Федеральных профсоюзов авиационных диспетчеров.

Пунктом 2.1 Положения ПАД определена основная цель деятельности профсоюза - защита гражданских, социально-трудовых, профессиональных, экономических и других законных прав членов профсоюза, состоящих на учет в профсоюзной организации, и представление интересов членов профсоюза в отношениях с работодателем (их представителями), а также в государственных и иных органах.

Пунктом п. 9.9 Положения ПАД закреплено право Профсоюза на коллективные действия направленные на поддержку выдвинутых требований, в том числе, принимать решение о проведении забастовки, а также определять орган, возглавляющий забастовку и состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах.

Полномочия первичной профсоюзной организации, изложенные в п.9.9 Положения ПАД, предоставляющие профсоюзной организации полномочия и право принятия решения о проведении забастовки, являются незаконными.

Работодателем по смыслу закона в отношениях с авиационными диспетчерами филиала «Аэронавигация Западной Сибири» является Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения Российской Федерации», предоставляющее услуги по аэронавигационному обслуживанию российскими и иностранными пользователями воздушного пространства Российской Федерации.

Таким образом, авиационный диспетчер, как работник филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОВД», является непосредственным участником предоставления. государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения гражданских и военных судов, пользователей воздушного пространства Российской Федерации, в том числе при выполнении специальных полетов.

В соответствии с п. 1.1 коллективного договора филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОВД» работники обязуются не допускать трудовых конфликтов и других коллективных действий, в том числе забастовок, по обязательствам, включенным в коллективный договор, в период его действия при условии их выполнения.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов (преамбула Воздушного кодекса РФ).

Согласно ст. 1.4 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 п.1 Положения о единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен «О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации», единая система организации воздушного движения предназначена для обеспечения безопасного, экономичного, регулярного воздушного движения и другой деятельности по использованию воздушного пространства Российской Федерации в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства, а также обслуживания воздушного движения (управления полетами) над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации.

При этом пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что единая система имеет стратегическое значение для безопасности государства и ее деятельность в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации не подлежит ограничению или прекращению.

Вместе с тем, в соответствии со ст.52 Воздушного кодекса РФ в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки и иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание воздушного движения.

Аналогичные положения закреплены в ст.55 Конституции Российской Федерации и ст.413 Трудового кодекса РФ, а именно запрещено проведение забастовок в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Таким образом, содержание п.3.2 положений Устава Томской Региональной организации профсоюза авиационных диспетчеров Томского центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предоставляющих право профсоюзной организации полномочия и право принятия решения о проведении забастовки, объективно могут повлечь за собой нарушение обеспечения безопасности и регулирования полетов воздушных судов в ... и создают реальную угрозу наступления вредных последствий в виде прекращения оказания государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов, чем нарушаются экономические интересы Российской Федерации как государства.

В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Вихров А.С. заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – председатель Первичной профсоюзной организации авиационных диспетчеров ... Черняк С.В., заявленные требования не признал в полном объёме, представив письменный отзыв, доводы которого сводятся к следующему.

В обоснование своей позиции прокурор ссылается на положения ст. 52 Воздушного кодекса РФ, в соответствии с которой в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством Российской Федерации.

Между тем, согласно ст. 413 Трудового кодекса РФ являются незаконными и не допускаются забастовки в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), лишь в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Таким образом, исходя из положений ст. 413 ТК РФ, работники авиационного транспорта, в т.ч. отнесенные к авиационному персоналу, наделены правом на проведение забастовки, при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст. 412 ТК РФ на период проведения забастовки в предприятиях авиационного транспорта, авиационный персонал должен соблюдать выполнение минимума необходимых работ (услуг), который разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5 Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса", утвержденного Приказом Минтранса РФ от Дата обезличена г. N 197 в гражданской авиации к минимуму необходимых работ отнесено обеспечение, обслуживание и производство полетов воздушных судов:

выполняющих полеты в интересах обороны страны и безопасности государства, охраны государственной границы, а также литерные и контрольные;

выполняющих полеты по санитарным заданиям, а также по заданиям, связанным с выполнением аварийно-спасательных и поисковых работ;

выполняющих полеты по заданиям, связанным с проведением работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

терпящих бедствие или передавших сигнал бедствия;

находящихся в воздухе и установивших связь с органом воздушного движения;

выполняющих авиационные перевозки грузов, направляемых в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера;

выполняющих ограниченное количество рейсов по магистральным и местным воздушным линиям, согласованное Министерством транспорта Российской Федерации с соответствующим органом, возглавляющим забастовку, для обеспечения необходимого минимального воздушного сообщения;

имеющих в числе пассажиров лиц, которым по состоянию здоровья требуется своевременное получение медицинской помощи и уход, в том числе в пунктах прилета, а также лиц, следующих в пункты прилета в целях своевременного обеспечения больных медицинской помощью и необходимым уходом.

Понятие «Забастовка» определена в ст. 398 ТК РФ, как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Выбор между полным или частичным отказом от работы может быть поставлен в зависимость не только от воли работников, но и от ситуаций, когда полный отказ от работы невозможен. Имеется в виду проведение забастовок в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К такой работе относится и организация (управление) воздушного движения.

Из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим. Забастовки в виде частичного прекращения работы на предприятиях по организации (управлению) воздушного движения не создают угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг), обеспечивает справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.

Налицо противоречие норм ст. 52 В К РФ с нормами ст. 412-413 ТК РФ.

Указанное противоречие разрешается ст. 423 ТК РФ, которая определяет, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от Дата обезличена года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Согласно ст. 422 ТК РФ, законы и иные нормативно-правовые акты, действующие на территории РФ до издания ТК РФ, подлежат приведению в соответствие с положениями ТК РФ.

Норма Воздушного кодекса (ч. 1 ст. 52 ВК РФ), запрещающая проведение забастовок авиационному персоналу, действует с Дата обезличенаг., при этом Трудовой кодекс РФ, в т.ч. его ст. 413, вступил в силу с Дата обезличенаг.

Таким образом, ч. 1 ст. 52 ВК РФ, применима к правоотношениям, регулирующим право работников авиационного транспорта, в т.ч. авиационного персонала на проведение забастовки, только в части, не противоречащей положениям ст. 413 ТК РФ, а следовательно законодательство РФ, не вводит полный запрет на проведение забастовок авиационным персоналом, к которому относятся диспетчеры, занятные управлением воздушным движением.

2. Истец, обосновывая свои исковые требования в части признания незаконным права профкома первичной профсоюзной организации принимать решение о проведении забастовки, а так же определять орган, возглавляющий забастовку, ссылается на законодательный запрет диспетчерам УВД участвовать в проведении забастовки.

При этом истец ссылается на ч. 1 ст. 52 ВК РФ, устанавливающую запрет авиационному персоналу на участие в забастовке или ином прекращении работы.

Между тем, согласно п. 1.2 Положения ППО авиационных диспетчеров России ... - добровольное объединение членов ФПАД России, работающих в Колиашевском отделении Томского центра ОВД «Аэронавигации Западной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», действующая на основании Положения, принятого в соответствии с Уставом Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России и на основании типового Положения о первичной профсоюзной организации ФПАД России.

Согласно и. 3.2.1 Положения (Устава) ППО членами Профсоюза, могут быть -работники предприятий связанных с организацией, обеспечением и управлением воздушного движения, а также обучающиеся этим профессиям.

Таким образом, уставной документ профсоюзной организации предполагает право любого работника ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", работающего в Колиашевском отделении Томского Центра ОВД «Аэронавигации Западной Сибири» ФГУП "Госкорпорации по ОрВД" состоять на профсоюзном учете в ППО авиационных диспетчеров ....

Согласно справке, представленной суду ответчиком, на профсоюзном учете в ПГЮ авиационных диспетчеров ... состоит 19 работников ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", из которых только 17 работают в должностях, отнесенных ст. 52 В К РФ к авиационному персоналу.

Частью 4 ст. 37 Конституции РФ признается право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Таким образом, отказывая профкому ППО авиационных диспетчеров в праве принимать решение о проведении забастовки и определении органа, возглавляющего забастовку, нарушается право 2-ух работников ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", не отнесенных к авиационному персоналу, на проведение забастовки, гарантированному им ст. 37 Конституции РФ.

3. Право профсоюзной организации принимать решение о проведении забастовки, гарантировано национальным и международным законодательством.

Частью 4 ст. 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статьей 8 Международного Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» (Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от Дата обезличена г. Номер обезличенVIII. Вступил в силу для России с Дата обезличена г.) определено, что участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны.

Статьей 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Законодательное регулирование деятельности профессиональных союзов установлено в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Ст. 14 ФЗ «О профсоюзах», предусматривает, что профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Порядок проведения забастовок, устанавливается главой 61 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Частью 3 ст. 410 ТК РФ определено, что при невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

Часть 8 ст. 410 ТК РФ обязывает представительный орган работников, принявший решение о проведении забастовки, указывать в нем, помимо прочего наименование органа, возглавляющего забастовку.

В соответствии со ст. 411 ТК РФ забастовку возглавляет представительный орган работников, которым в соответствии со ст. 37 ТК РФ, является первичная профсоюзная организация.

Из вышеуказанных норм следует, что в случаях предусмотренных законом, первичная профсоюзная организация вправе:

- принимать решение об объявлении забастовки;

- предлагать общему собранию (конференции) работников утвердить решение об объявлении забастовки;

- определять орган, возглавляющий забастовку.

Таким образом, международным и национальным законодательством установлено право профессиональных союзов принимать решения о проведении забастовки и определять орган ее возглавляющий. При этом, ни каких специальных законодательных ограничений данного права не установлено.

Их этого следует, что исковые требования прокурора, не соответствуют международному и национальному законодательству.

4. Следует обратить внимание суда на контекст оспариваемой нормы п. 9.9
Положения НПО авиационных диспетчеров России ....

Указанная норма Положения предполагает право профсоюзного комитета в порядке, предусмотренном законодательством, организовывать и проводить коллек­тивные действия в поддержку выдвинутых требований, в том числе в соответствии с действующим законодательством, принимать решение об объявлении забастовки, а также определять орган возглавляющий забастовку и состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах.

Из приведенного текста видно, что указанное право профкома на принятие решения об объявлении забастовки, а так же об определении органа, возглавляющего забастовку, той же нормой ставиться в зависимость от порядка данных действий, предусмотренного законодательством.

Таким образом, при принятии соответствующих решений, профсоюзный комитет связан нормами, действующего законодательства. Он не может принимать решений, противоречащих действующему законодательству.

Например, при определении кол-ва предполагаемых участников забастовки, профсоюзный комитет не в праве включать в их число тех работников, кому законом прямо запрещено принимать какое-либо в ней участие.

В случае если профсоюзным комитетом будут соблюдаться все необходимые законодательные ограничения, при принятии решения об объявлении забастовки и определении органа возглавляющего забастовку, интересы Российской Федерации, а так же, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, подобным решением затронуты быть не могут.

5. Обращение Томского транспортного прокурора в суд, на несоответствие норм
Положения НПО авиационных диспетчеров России ..., противоречит
закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

При этом прокурор действует в рамках полномочий, установленных ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», а именно: В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

: надзор за исполнением законов федеральными министерствами,

государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Указанные нормы конкретизируются в ст.ст. 21 и 26 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Таким образом, прокурор вправе обращаться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации в пределах полномочий по прокурорскому надзору, установленным ФЗ «О прокуратуре РФ».

Исходя из норм ст.ст. 1, 21 и 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в праве обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, в случаях, если при реализации полномочий по прокурорскому надзору им выявлены нарушения:

- по исполнению законов органами управления и руководителями некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- по соблюдению прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями некоммерческих организаций.

Положение о НПО не является изданным органом управления и (или) руководителем НПО правовым актом. Следовательно, Положение о НПО не может являться объектом прокурорского надзора, в части соблюдения закона.

Органы управления ППО и его руководители не предпринимали никаких действий, которые могли бы быть объектом прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. А если бы и предпринимали, то именно эти действия возможно обжаловать в суде, а не норму Положения о НПО.

Иначе говоря, право прокурора на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ не возникло.

Таким образом исковое заявление подано с нарушением норм процессуального и материального права.

Третье лицо – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Западной Сибири» уведомлено о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом.

В отзыве на исковое заявление директор филиала «Аэронавигация Западной Сибири» просил рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала «Аэронавигация Западной Сибири», и, поддерживая заявленные прокурором требования, указал, что Члены первичной профсоюзной организации авиадиспетчеров ... являются работниками филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Предметом деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является обслуживание воздушного движения, обеспечение безопасности и регулярности полетов воздушных судов (п. 2.1, 2,2 Устава пред приятия). Согласно п. 2,2.6 Устава предприятие выполняет функции оперативных органов Единой системы организации воздушного движения, в установленных для него зонах и районах в соответствии с законодательством РФ.

Основной трудовой функцией диспетчера, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов, является обслуживание (управление) воздушным движением.

Таким образом, авиационный диспетчер как работник ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», является непосредственным участником предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию движения воздушных судов иностранных и российских (гражданских и военных) пользователей воздушного пространства РФ.

В соответствии с п. 4 Положения о Единой системе организации воздушного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 Номер обезличен «О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства РФ», деятельность ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» имеет стратегическое значение для безопасности государства, и в соответствии с воздушным законодательством РФ не подлежит прекращению или ограничению.

Согласно ст. 52 Воздушного кодекса РФ в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных, трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения. К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных, работ; организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Статьей 55 Конституции РФ и ст. 413 ТК РФ запрещено проведение забастовок в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (в т.ч. авиационный транспорт), в том случае если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Таким образом, п. 9.9 Положения первичной профсоюзной организации авиадиспетчеров ... в части предоставления профсоюзной организации полномочий и прав по принятию решений о проведении забастовок, определения органа возглавляющего забастовки, определению состава представителей, работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах, и с соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Соответственно, реализация профсоюзным комитетом, указанных полномочий повлечет за собой нарушение обеспечения безопасности и регулярности полетов воздушных судов и реальную угрозу наступления неблагоприятных последствий в виде ограничения иди прекращения оказания государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства, тем самым нарушатся нрава Российской Федерации.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения процессуального истца, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.398 Трудового кодекса РФ забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

В соответствии с ч.4 ст.37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора предусмотрено также ст.409 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и предполагаемых последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ч. 3 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.п. «м», «н» ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства.

Закон РФ от Дата обезличена года Номер обезличенI «О безопасности» (с изм. от Дата обезличена года) закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В соответствии с ч.1 указанного Закона безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность – её права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Статьёй 7 Закона РФ «О безопасности» установлено, что при обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от Дата обезличена года Номер обезличенП «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от Дата обезличена года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (в редакции от Дата обезличена года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации", ограничение права на забастовку не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч.2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка для ограждения прав и свобод других лиц (п. «с» ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства.

Выработанный Конституционным Судом РФ подход к вопросу о возможности ограничения права на забастовку поддержан Верховным судом РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от Дата обезличена года Номер обезличен «О некоторых вопросах применения судами Конституции российской Федерации при осуществлении правосудия» отмечено, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является неправомерным.

Общие основания ограничения реализации права работников на забастовку установлены ст.413 ТК РФ, в силу которой являются незаконными и не допускаются забастовки в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Недопустимость забастовок авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения предусмотрена и п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Как следует из Общероссийского классификатора занятий ОК 010-93 (ОКЗ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, авиационные диспетчеры управляют движением самолетов в воздушном пространстве и на земле с использованием радиосвязи, радиолокаторных и световых систем, предоставляют необходимую информацию по полетам. Их обязанности включают: управление движением самолетов, его контролирование при приближении к аэропорту и при вылете из аэропорта, а также на земле; управление и контроль за движением самолетов в определенных секторах воздушного пространства; изучение и утверждение планов полетов; информирование экипажа и персонала самолетов о погодных условиях, работе аппаратуры, планах полетов и движения самолетов; применение теоретических и практических знаний и навыков в области управления и контроля за движением самолетов для решения всех возникающих в процессе работы проблем; при необходимости обеспечение координации деятельности аварийных и поисково-спасательных служб; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками.

Таким образом, авиационный диспетчер является непосредственным участником предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения гражданских и военных судов, пользователей воздушного пространства РФ.

В судебном заседании установлено, что работодателем в отношениях с авиационными диспетчерами филиала «Аэронавигация Западной Сибири» является Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» создано в целях обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения и другой деятельности по организации использования воздушного пространства Российской Федерации в установленных границах, обслуживания воздушного движения над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации, а также для формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения, что заложено в его Уставе.

В соответствии со ч.1 ст.14 Воздушного кодекса РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя, в том числе организацию воздушного движения, представляющую собой обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения.

Согласно п.4 Положения о Единой системе организации воздушного движения РФ, принятого в соответствии со ст.14 Воздушного кодекса РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен (с изм. от Дата обезличена года), единая система имеет стратегическое значение для безопасности государства и ее деятельность в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации не подлежит ограничению или прекращению.

Пунктом 11.1 Коллективного договора Филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОВД» на 2010-2013 годы предусмотрено, что работники обязуются не допускать трудовых конфликтов и других коллективных действий, в том числе забастовок, по обязательствам, включенным в коллективный договор, в период его действия при условии их выполнения.

При этом п.п. 2.1, 2.2 Договора установлено, что он вступает в силу с Дата обезличена года и действует до Дата обезличена года, а его действие распространяется на всех работников филиала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Дата обезличена года Конференцией членов первичной профсоюзной организации авиационных диспетчеров ... утверждено положение профсоюзной организации.

Дата обезличена года первичная профсоюзная организация авиадиспетчеров ... была зарегистрирована в Федеральной профсоюзной организации авиационных диспетчеров России.

Согласно п. 1.1. Положения ПАД первичная профсоюзная организация авиационных диспетчеров ... является первичной профсоюзной организацией Федеральных профсоюзов авиационных диспетчеров.

Пунктом 2.1 Положения ПАД определена основная цель деятельности профсоюза - защита гражданских, социально-трудовых, профессиональных, экономических и других законных прав членов профсоюза, состоящих на учет в профсоюзной организации, и представление интересов членов профсоюза в отношениях с работодателем (их представителями), а также в государственных и иных органах.

Пунктом п. 9.9 Положения ПАД закреплено право Профсоюза на коллективные действия направленные на поддержку выдвинутых требований, в том числе, принимать решение о проведении забастовки, а также определять орган, возглавляющий забастовку и состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах.

Утверждая о законности п.п. 9.9. Положения ПАД, ответчик указал, что ч.1 ст.52 Воздушного кодекса РФ, запрещающая проведение забастовок авиационному персоналу, действует с Дата обезличена года, а Трудовой кодекс вступил в силу с Дата обезличена года. По мнению ответчика, ч.1 ст.52 ВК РФ применима к правоотношениям, регулирующим право работников авиационного транспорта, в том числе авиационного персонала на проведение забастовки только в части, не противоречащей положениям ст.413 ТК РФ, а следовательно, законодательство РФ не вводит полный запрет на проведение забастовок авиационным персоналом, к которому относятся диспетчеры, занятые управлением воздушного движения.

Однако, положения приведенных норм права не только находятся в полном соответствии друг с другом, устанавливая прямой запрет забастовок не для всех без работников, занятых в организациях, относящихся к системе гражданской авиации, а лишь на определенную их категорию, с учетом характера деятельности, а также значимости выполняемых ими работ, но находятся в рамках, определенных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55).

Транспорт, в том числе воздушный, относится к числу жизненно важных для страны отраслей экономики. Любые обстоятельства, нарушающие его нормальное функционирование, затрагивают интересы каждого человека и общества в целом.

Так, с учётом значимости работ, выполняемых авиационными диспетчерами, в случае принятия решения о проведении ими забастовки, может возникнуть реальная угроза нарушения безопасности и регулярности полётов воздушных судов и наступления иных вредных последствий в результате прекращения оказания государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства России, чем будут нарушены не только интересы Российской Федерации, как государства, но и права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Таким образом, проведение забастовки авиационными диспетчерами в любом случае создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

При этом, ст. 37 Конституции РФ, закрепляя право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, устанавливает, что они разрешаются с использованием способов, предусмотренных действующим законодательством. Действующее законодательство в соответствии с требованиями международных трудовых стандартов предусматривает возможность использования забастовки лишь при разрешении коллективного трудового спора. Процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров, установленная гл. 60 Трудового кодекса, не предполагает проведение забастовочных действий. То есть, право на забастовку – это коллективное право, предоставленное профсоюзу (объединению профсоюзов) и коллективу работников организации или его обособленного структурного подразделения. Именно коллектив работников (или его структурного подразделения) наделен правом принять решение об объявлении забастовки (ст. 410 Трудового кодекса РФ). В ином порядке и другими субъектами забастовка не может быть объявлена.

А потому запрет на проведение забастовки авиационными диспетчерами в настоящем случае не влияет на возможность реализации работниками ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", членами ПАД, не отнесенными к авиационному персоналу, конституционного права на проведение забастовки.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 52 Воздушного кодекса РФ и ст. 413 Трудового кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что п. 9.9 Положения ПАД в части предоставления профсоюзной организации полномочий и прав по принятию решений о проведении забастовок, определения органа, возглавляющего забастовки, определения состава представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Частью 1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При изложенных обстоятельствах суд находит законным и обоснованным обращение прокурора в суд с исковыми требованиями.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Томского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным п.9.9 Положения первичной профсоюзной организации авиадиспетчеров ..., в части предоставления профсоюзной организации полномочий и прав по принятию решений о проведении забастовок, определения органа, возглавляющего забастовки, определения состава представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах.

Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст судебного решения изготовлен 25 августа 2010 года.

Судья Е.А.Кузнецова

Решение вступило в законную силу: 08 октября 2010 года