решение вступило в законную силу 09.11.2010 года



Дело № 2- 846/10

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

24 августа 2010 года г. Колпашево

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Базуевой Н.Б.

при секретаре Дубовцевой Л.А.

а также истца Фетюхина С.Т., представителя ответчика Крылова А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Фетюхина С.Т. к Кемеровской КЭЧ, ОАО «Томская энергосбытовая компания» о возложении обязанности по оплате общедомовых нужд, перерасчете начисления оплаты за общедомовые нужды, возложении обязанности по заключению договора на проведение энергоаудита и передаче документации, а также отчета о полученных и израсходованных средствах на техническое обслуживание,

УСТАНОВИЛ:

Фетюхин С.Т. первоначально обратился в суд с иском к Кемеровской КЭЧ, Северному отделению ОАО «Томская энергосбытовая компания» (далее ОАО «ТЭК») о перерасчете оплаты за электрическую энергию индивидуальных потребителей, исключении из нее оплаты за ОДН с января 2010 года до выполнения ответчиком необходимого объема работ. Кроме того, просит обязать Кемеровскую КЭЧ компенсировать Северному отеделению ОАО «ТЭК» расходы за потребленную электроэнергию мест общего пользования жилого <адрес> в <адрес> до устранения всех недостатков по внутреннему энергообеспечению жилого дома, обязать Северное отделение ОАО «ТЭК» провести энергоаудит дома по указанному адресу и выполнить работы по устранению недостатков в связи с уклонением Кемеровской КЭЧ своих обязанностей по обслуживанию дома с возложением на Кемеровскую КЭЧ всех произведенных Северным отделением затрат, связанных с проведением энергоаудита и ремонта внутренней системы энергообеспечения жилого дома. В обоснование иска Фетюхин указал, что с января 2010 года Северным отделением ОАО «ТЭК» производятся начисления на общедомовые нужды индивидуально для каждого квартиросъемщика. Ранее оплата за потребление на общедомовые нужды производилась непосредственно Кемеровской КЭЧ за счет платы на содержание жилья. В заключенном им с ответчиком договоре не содержится указаний на оплату за ОДН, следовательно, начисление данной платы без внесения изменений в договор, по его, мнению, незаконно. На период допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета, военный городок утратил статус закрытого, в оперативном управлении Кемеровской КЭЧ находились только 15 квартир (менее 50%). Акт начальником электрохозяйства Кемеровской КЭЧ был подписан ДД.ММ.ГГГГ от имени собственников жилья без достаточных полномочий. Величина потребления электроэнергии на общедомовые нужды свидетельствует о больших утечках в контактных соединениях, что приводит к увеличению температуры и способствует возгоранию. Устранение подобного – прямая обязанность обслуживающей организации, а именно – Кемеровской КЭЧ, которая самоустранилась от выполнения данных работ и возложила оплату за собственную бесхозяйность на конкретных потребителей. Северное отделение ОАО «ТЭК» гарантировало проведение энергоаудита жилого дома, последующее изменение оплаты, однако данное обещание не выполнено. Поскольку жители дома не были уведомлены об установке общедомового прибора учета, они не могли принять меры к недопущению его преждевременного ввода в эксплуатацию без предварительного выполнения работ по приведению в соответствии с нормативными требованиями системы внутреннего электроснабжения дома.

Впоследствии Феюхин С.Т. изменил и увеличил исковые требования, а именно: просит обязать ОАО «ТЭК» снять начисления за ОДН с жильцов <адрес> в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ Оплату ОДН за указанный период времени возложить на Кемеровскую КЭЧ. Также просит обязать Кемеровскую КЭЧ заключить договор с ОАО «ТЭК» на проведение энергоаудита и последующее выполнение работ по устранению выявленных недостатков и приведению в надлежащее состояние внутренней системы энергообеспечения жилого <адрес> КЭЧ предоставить жильцам всю документацию по энергоаудиту и другим вопросам, касающихся обслуживания дома, включая отчет о полученных средствах от жильцов дома и расходовании их на конкретное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту жилого дома (л.д.84). В судебном заседании Фетюхин уточнил, что отчет он просит предоставить ему как старшему дома, избранному таковым общим собранием жильцов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена ненадлежащего ответчика – Северного отделения ОАО «ТЭК» на надлежащего «ОАО «ТЭК» (л.д.85).

В судебном заседании Фетюхин заявленные исковые требования с учетом их изменений и уточнений поддержал и дополнительно к обстоятельствам, изложенным в иске, пояснил, что является нанимателем <адрес> в <адрес>. Общим собранием жильцов он избран старшим по дому. Ранее дом входил в состав закрытого военного городка, дом находился на обслуживании Кемеровской КЭЧ. В связи с утратой статуса закрытого военного городка, жильцы стали приватизировать квартиры и в настоящее время собственники квартир обязаны самостоятельно нести расходы на содержание общего имущества. В настоящее время они решают вопрос о способе управления домом с привлечением иной обслуживающей организации. Они провели общее собрание, заключили договор с ООО «Глеб», но данный договор не вступил в силу, поскольку Кемеровской КЭЧ не переданы необходимые документы. До настоящего времени квитанции за техническое обслуживание дома поступают из Кемеровской КЭЧ, в другую управляющую организацию они платежи не вносят. Письменный договор на техническое обслуживание мест общего пользования с Кемеровской КЭЧ не заключался. Ими с привлечением иных организаций был проведен осмотр дома, было выявлено неудовлетворительное состояние энергообеспечения мест общего пользования, стоимость ремонтных работ требует значительных затрат. Собственники дома не уполномочивали Кемеровскую КЭЧ подписывать от их имени акт приема в эксплуатацию общедомового прибора учета.

Представитель Кемеровской КЭЧ в судебное заседание не явился, согласно представленного в суд заявления, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.92). В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика. В письменном отзыве на иск, представителем ответчика указано о том, что исковые требования они не признают. Кемеровская КЭЧ не состоит в договорных отношениях с Северным филиалом ОАО «ТЭК». Все расчеты за электроэнергию производятся жильцами непосредственно с поставщиком, в том числе и за освещение мест общего пользования. С ДД.ММ.ГГГГ в связи с исключением из статьи расходов - расходов на освещение мест общего пользования, тариф на содержание и текущий ремонт был уменьшен до 18, 52 руб. за 1 кв.м. <адрес> КЭЧ, его обслуживает структурное подразделение Кемеровской КЭЧ – домоуправление №. За период обслуживания претензии, заявки о неисправности системы электроснабжения и указанном доме не поступали (л.д.33,92).

Представитель ответчика - ОАО «ТЭК» Крылов А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ начисление оплаты за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования в доме, где проживает истец, производится непосредственно потребителям, ранее данную оплату производила Кемеровская КЭЧ за счет внесения жильцами платы за техобслуживание. В их обязанности входит поставка электрической энергии до ввода в дом, за остальное отвечает обслуживающая организация. Они свою обязанность выполнили, что подтверждается показаниями общедомового прибора учета. Они вправе проводить энергоаудит, имеются все необходимые разрешения, но Кемеровская КЭЧ договора на проведение энергоаудита с ними не заключала. Акт о приемке счетчика в эксплуатацию был подписан представителем Кемеровской КЭЧ как обслуживающей организацией.

Представителем ответчика также представлен письменный отзыв на иск (л.д.45-49), в котором указано, что при проведении расчетов количества электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, предприятие руководствуется действующим законодательством, а именно: ЖК РФ, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, Правилами предоставления коммунальных услуг и тарифами, утвержденными приказом Региональной энергетической комиссии <адрес>. Размер платы за коммунальные услуги при наличии приборов учета, определяется исходя из показаний данных приборов учета. При определении размере платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Договор электроснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В данном случае, договор электроснабжения был фактически заключен и на него распространяются права и обязанности сторон, в том числе и императивная обязанность потребителя оплачивать потребленную электроэнергию исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Коллективный (общедомовой) прибор учета устанавливался на границе эксплуатационной ответственности сторон, то есть в строгом соответствии с требованиями законодательства. Общедомовой прибор учета принимался в эксплуатацию путем подписания соответствующего акта организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, ими как гарантирующим поставщиком и ОАО «ТРК», на чьих границах указанный прибор учета установлен. В соответствии с п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, они как гарантирующий поставщик вправе получать плату за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений. Во исполнение указанного пункта ОАО «ТЭК» производит начисления и взимает плату с граждан, проживающих в многоквартирных домах. Расчет платы за использование электроэнергии на общедомовые нужды производится в соответствии с Правилами №. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электроэнергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды. Таким образом, законодательство РФ не связывает способ расчета оплаты за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью общедомового прибора учета собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а связывает способ расчета оплаты только с наличием общедомового прибора учета либо его отсутствием. С учетом изложенного, их расчет стоимости потребленной жильцами дома электроэнергии с учетом данных общедомового прибора учета, является правомерным. Установку общедомовых приборов учета электрической энергии производили на основании соглашения о сотрудничестве, поэтому в Колпашевском городском поселении в многоквартирных домах имеются общедомовые приборы учета и на каждую квартиру установлены индивидуальные приборы учета. Возможными причинами большого начисления за электроэнергию на общедомовые нужды могут являться: нерациональное использование электроэнергии на общедомовые нужды, несанкционированное потребление электроэнергии в общедомовых электросетях, ветхость и неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей. В данном случае, возможно по заявлению граждан заключение договоров на проведение энергетического обследования электроустановок, расположенных в многоквартирном доме, на техническое облуживание внутридомовых электрических сетей, на энергосервисные работы. Данное бремя расходов на содержание общего имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Фетюхина подлежат удовлетворению только в части предоставления Кемеровской КЭЧ отчета о полученных и израсходованных средствах на проведение технического обслуживания дома. В остальной части иск не подлежит удовлетворению.

Фетюхин С.Т. является нанимателем квартиры по адресу: <адрес> (л.д.44), общим собранием собственников избран старшим дома (л.д.109-111). Данная квартира находится в оперативном управлении Кемеровской КЭЧ (л.д.97).

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п.1 Правил). В соответствии с п. 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в порядке, предусмотренном п.п.1 п.3 Приложения № к Правилам.

В силу п.1 ст.36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.

Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Жилищный Кодекс РФ в ч.3 ст.30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Исходя из указанных норм, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в соответствии с законом.

В соответствии с п.5 ст.13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета. Действия по установке приборов учета энергетических ресурсов вправе осуществлять лицо, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Как пояснил представитель ответчика Крылов А.С. ранее оплату за электроэнергию, используемую в местах общего пользования производила Кемеровская КЭЧ на основании заключенного государственного контракта энергоснабжения (л.д.60-76). С ДД.ММ.ГГГГ данный контракт расторгнут (л.д.56).

Соглашением о сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено оборудование многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии (л.д.53-55).

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электрической энергии (л.д.6). Акт допуска прибора учета в эксплуатацию подписан от имени собственников представителем Кемеровской КЭЧ.

В соответствии с п.2 ст.13 ФЗ № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ применение приборов учета должно начаться при осуществлении расчетов не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Как установлено в судебном заседании, начисление оплаты за электроэнергию с учетом общедомового прибора учета, производится с ДД.ММ.ГГГГ С указанного времени снижен тариф за содержание жилья, что подтверждается соответствующими приказами и исключением из статьи расходов статьи на освещение мест общего пользования (л.д.36-39). В соответствии с соглашением о порядке расчетов за электрическую энергию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103-105) оплата электроэнергии производится непосредственно потребителями, то есть гражданами. Условия данного соглашения не противоречат закону, в соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Представителем ответчика Крыловым А.С. представлен расчет оплаты начисляемой непосредственно потребителям с учетом оплаты за ОДН (л.д.50-51). Правильность данного расчета и показаний приборов учета истцом в судебном заседании не оспаривалась, в иске содержится требование о возложении обязанности по данной оплате на Кемеровскую КЭЧ.

Истец в судебном заседании подтвердил, что Кемеровская КЭЧ до настоящего времени является обслуживающей организацией. Ими были предприняты необходимее действия по привлечению к управлению домом иной обслуживающей организации, был заключен договор (л.д.114-116), но до настоящего времени он не вступил в силу, в связи с тем, что Кемеровской КЭЧ в судебном порядке было оспорено решение общего собрания.

Таким образом, управляющей организацией на момент ввода прибора учета в эксплуатацию являлась Кемеровская КЭЧ, соответственно именно данная организация обязана была выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества.

В соответствии с 7. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

С учетом этого, подписание акта ввода общедомового прибора учета в эксплуатацию представителем Кемеровской КЭЧ, не противоречит требованиям закона. Каких-либо специальных полномочий от собственников квартир для подписания данного акта не требуется.

С учетом вышеприведенных нормативных правовых актов, оснований для возложения на Кемеровскую КЭЧ обязанности по оплате электрической энергии, потребленной в местах общего пользования, не имеется, поскольку обязанность по внесению данной оплаты лежит непосредственно на потребителях данной энергии. Также не имеется оснований для возложения обязанности на ОАО «ТЭК» о перерасчете оплаты электроэнергии. Начисление оплаты произведено в соответствии с законом. Отсутствие в договоре электроснабжения, указание на начисление оплаты за ОДН (л.д.13-14), не является основанием для удовлетворения иска. Согласно п.3.1. данного договора, абонент оплачивает электроэнергию, расходуемую на личные нужды в квартирах и других объектах личного пользования, исходя из показаний расчетных электросчетчиков.

Таким образом, иск Фетюхина в этой части не подлежит удовлетворению.

Что касается исковых требований о возложении на Кемеровскую КЭЧ обязанности по проведению энергоаудита дома, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.7 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» энергетическое обследование (энергоаудит) представляет собой сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявлении возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Данный паспорт подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

В соответствии с п.5 ст.15 данного закона энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. При этом законом установлен срок проведения первого энергетического обследования (до ДД.ММ.ГГГГ) – п.2 ст.16 указанного закона.

Как указано выше, внутридомовая система электроснабжения, входит в состав общего имущества.

В соответствии со ст.162 ч.3 ЖК РФ, п.17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, определяются на общем собрании. Услуги и работы, предусмотренные утвержденными Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными доля управляющей или порядной организации только в случае указания на них в договоре. В других случаях указанные Правила в соответствии с ч.3 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» имеют рекомендательный характер.

В соответствии со ст.162-164 ЖК РФ управляющая или подрядная организация отвечают по договорам за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Невыполнение управляющей организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме является нарушением правил содержания общего имущества, если из договора следует обязанность выполнить такую услугу или работу за соответствующую ей плату.

Из пояснений истца следует, что письменного договора с Кемеровской КЭЧ не заключалось, соответственно договором на Кемеровскую КЭЧ не возложена обязанность по проведению энергоаудита дома за счет средств, уплачиваемых по тарифу за содержание жилья. Решения общего собрания о необходимости проведения такого аудита также не принималось. В данном случае, энергоаудит дома может быть проведен за дополнительную плату на основании решения общего собрания собственников. А основанием для проведения такого собрания может являться акт обследования дома, проведенный жильцами (л.д.106-107).

Исходя из этого, в настоящее время на Кемеровскую КЭЧ не может быть возложена обязанность по заключению договора с ОАО «ТЭК» на проведение энергоаудита и последующее выполнение работ по устранению выявленных недостатков, в связи с чем иск в этой части также не подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.40 Правил содержания общего имущества… собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц не позднее информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Энергоаудит дома не проводился, соответственно документация по энергоаудиту у ответчика отсутствует, поэтому на ответчика не может быть возложена обязанность по передаче данной документации.

Исковые требования о передаче отчета о полученных с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени средствах, касающихся обслуживания дома и их расходовании с указанием конкретного перечня работ по техническому обслуживанию и ремонту жилого дома, подлежат удовлетворению, поскольку право на получение такой информации предусмотрено законом.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фетюхина С.Т. к Кемеровской КЭЧ, ОАО «Томской энергосбытовой компании» о возложении обязанности по оплате общедомовых нужд, перерасчете начисления оплаты за общедомовые нужды, возложении обязанности по заключению договора на проведение энергоаудита и передаче документации, а также отчета о полученных и израсходованных средствах на техническое обслуживание удовлетворить частично.

Обязать Кемеровскую КЭЧ передать Фетюхину С.Т. отчет о всех полученных в счет оплаты за техническое обслуживание средствах за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и расходовании данных средств с указанием работ по техническому обслуживанию и ремонту жилого дома по адресу: <адрес>. В удовлетворении иска в остальной части Фетюхину С.Т. отказать.

Взыскать с Кемеровской КЭЧ госпошлину в доход муниципального бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 30 августа 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено: 30 августа 2010 года

Судья Н.Б.Базуева

Решение вступило в законную силу: 09 ноября 2010 года