Дело 2-1377/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2010 года г.Колпашево
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Кузнецовой Е.А.
при секретаре Махалесовой Н.С.
с участием заявителя Артамонова Е.Г., представителя военного комиссариата <адрес> Мартынова А.Н. (действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ)
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Артамонова Е.Г. об обжаловании действий призывной комиссии по призыву на военную службу незаконным и обязании призывной комиссии предоставить отсрочку от призыва на военную службу на период службы в органах внутренних дел,
УСТАНОВИЛ:
Артамонов Е.Г. обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с заявлением об обжаловании действий призывной комиссии по призыву на военную службу незаконным и обязании призывной комиссии предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на период службы в органах внутренних дел. В обосновании своих требований Артамонов Е.Г. указал, что он состоит на воинском учете и является призывником Колпашевского военного комиссариата <адрес>. Так же является сотрудником милиции и проходит службу в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. По прохождении им медицинской комиссии, на заседании призывной комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в отношении него принято решение: призвать на военную службу. Предназначить в части МВД, единогласно. С решением призывной комиссии он не согласен, считает, что в отношении него должно было быть принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу как лицу не имеющему высшего профессионального образования, но поступившего на службу в ОВД до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Артамонов Е.Г. поддержал доводы своего заявления в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении в дополнении пояснил, что о предоставлении ему отсрочки лишь на время обучения в школе милиции ему известно не было. Считает, что отсрочка сохраняет свое действие на все время прохождения им службы в органах внутренних дел.
Представитель военного комиссариата <адрес> Мартынов А.Н., не согласившись с доводами заявителя в полном объеме пояснил, что решение о призыве заявителя на военную службу принято согласно предоставленным им документам и изменениям, внесенным в ч. 1 п. «з» ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 3 ГПК РФ заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов в установленном законом порядке.
В частности, гражданским процессуальным законодательством предусмотрена возможность лица, чьи права, свободы и законные интересы оспорены либо нарушены, обратиться в суд в порядке искового производства (ст. 131 – 136 ГПК РФ), либо в порядке особого производства (262 – 267 ГПК РФ), а также по правилам главы 25 ГПК РФ относительно производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления...
В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, …, решений призывных комиссий (п.7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе, ст. 15 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»)…(п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, Государственных и муниципальных служащий».)
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано в ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее -ФЗ) решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения...
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" срок обращения в суд с жалобой составляет три месяца с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
При разрешении требования Артамонова Е.Г. об обязании призывной комиссии предоставить отсрочку от призыва на военную службу на период службы в органах внутренних дел, необходимо проверить законность и обоснованность решений (действий и бездействия) призывной комиссии с момента поступления заявителя на службу в ОВД; принимая во внимание, что Артамонову отсрочка от призыва не была предоставлена решением призывной комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, судом сделан вывод о том, что срок на обращение в суд с изложенными требованиями им не пропущен.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что Артамонов Е.Г. согласно выписки из приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ был зачислен на обучение очной формы обучения с ДД.ММ.ГГГГ с присвоением специального звания рядового и младшего начальствующего состава и личным номером в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирская специальная средняя школа милиции.
ДД.ММ.ГГГГ Артамонову Е.Г. по окончании учебного заведения присвоена квалификация – юрист, по специальности – правоохранительная деятельность, о чем свидетельствует копия диплома о среднем профессиональном образовании серии СБ 5322278 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из книги протоколов заседаний призывной комиссии <адрес>, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ Артамонову Е.Г. установлено, что заявитель при первоначальной постановке на воинский учет имел отсрочку в соответствии со ст. 24 ч.1 п.З ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно справке заместителя начальника ОВД – начальника <данные изъяты>, Артамонов Е.Г., 1987 года рождения начал службу в МВД Росси с ДД.ММ.ГГГГ Приказом ГОУ СПО <адрес> ССШМ МВД России № л/с от ДД.ММ.ГГГГ зачислен на обучение в <адрес> ССШМ МВД России. ДД.ММ.ГГГГ приказом УВД по <адрес> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ прикомандирован к отделу внутренних дел по <адрес>, где проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции по настоящее время.
Статьей 22, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ)) установлено, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ)) в редакции от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что отсрочка от призыва граждан на военную службу предоставляется гражданам … окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» п.п. З ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" изложен в новой редакции: поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях;". Данное изменение вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ (ст. 7, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ ), кроме того установлено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соотвествии со ст.ст. 23 и 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до ДД.ММ.ГГГГ, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований (ст. 5).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в п.п. З п.1 ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» вновь внесены изменения, дополнив его после слов "при наличии у них" словами "высшего профессионального образования и", и установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до ДД.ММ.ГГГГ, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Настоящий Федеральный закон вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Из учетной карточки призывника установлено, что Артамонов Е.Г. принят на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ. Данная карточка содержит сведения о заключении врачей-специалистов как при первоначальной постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ, так и сведения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в карточке содержится сведение о решении призывной комиссии района по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в соответствии со ст. 24 ч.1 п З ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на время прохождения обучения. После поступления на службу отсрочка по основанию, указанному в подп. «з» п. 1 Закона заявителю не предоставлялась.
В то же время, из анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что призывной комиссией до ДД.ММ.ГГГГ должны приниматься решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу лицам, закончившим образовательные учреждения профессиональною образования Министерства внутренних дел, имевшим специальные звания и поступившим на службу в органы внутренних дел, но при этом не имеющим высшего профессионального образования; на время службы в соответствующих органах, а не на время обучения. То есть призывная комиссия не вправе была ограничивать срок действия отсрочки лишь периодом обучения заявителя.
Согласно п.п. Д п. 4 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 663) (далее - Положение) в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар соответствующей территории: вносит в призывную комиссию предложение о.. . необходимости предоставления призывнику отсрочки от призыва на военную службу.
П. 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение.. . о предоставлении призывнику отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
П. 18 Положения контроль за наличием у призывника оснований для отсрочки от призыва на военную службу возложен на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.
Аналогичные правила закреплены были закреплены действующем до принятия настоящего Положения Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 587.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, продолжая службу в органах внутренних дел непосредственно по окончании образовательного учреждения профессионального образования, имея специальное звание, Артамонов Е.Г. имеет право, как гражданин, которому до ДД.ММ.ГГГГ должна была быть предоставлена отсрочка по основанию п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пользоваться указанной отсрочкой на время службы в соответствующих органах.
И, поскольку в настоящем судебном заседании установлено, что основания для предоставления заявителю отсрочки не отпали, Артамонов Е.Г. имеет отсрочку от призыва на военную службу на период его работы в органах ОВД.
В связи с чем, суд считает, требования Артамонова Е.Г. заявлены, обосновано, решение призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части призыва заявителя на военную службу является незаконным и подлежит отмене.
В соотвествии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 254 - 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Артамонова Е.Г. удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Артамонова Е.Г. на военную службу.
Обязать призывную комиссию <адрес> устранить допущенное нарушение и предоствить Артамонову Е.Г. отсрочку от призыва на военную службу на основании п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время его службы в органах внутренних дел.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд <адрес> в течение 10 дней.
Судья Е.А.Кузнецова
Решение вступило в законную силу: 25 декабря 2010 года