Дело 2-691/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 июля 2011 года г. Колпашево Томской области Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего судьи Музафаровой Г.Г., при секретаре Новиковой О.С., с участием представителя заявителя – Лаптева П.В., действующего на основании доверенности, представителя Управления государственного автодорожного надзора по Томской области Данилова Б.И., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Главы Колпашевского района Шафрыгина В.И. на действия должностного лица Управления государственного автодорожного надзора по Томской области, УСТАНОВИЛ: Глава Колпашевского района Шафрыгин В.И. обратился в суд с жалобой на действия должностного лица Управления государственного автодорожного надзора по Томской области, в которой просил признать действия старшего государственного инспектора отдела АТН и КМАП УГАДН по Томской области Данилова Б.И. по вынесению предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконными, а также просил отменить указанное выше предписание. В обоснование жалобы указал, что данное предписание вынесено по результатам внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посадку и высадку пассажиров при междугородных и пригородных перевозках на несанкционированном пункте прибытия (отправления) автотранспортных средств в г. Колпашево у магазина, расположенного по <адрес> в <адрес>, по соблюдению требований Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и требований и условий, регламентирующих пассажирские перевозки, на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со ст. 17 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Частью 1 ст. 17 указанного Закона предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическом улицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Глава Колпашевского района в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и <адрес>, является органом местного самоуправления и не обладает статусом юридического лица, в связи с чем деятельность Главы Колпашевского района не может являться предметом проверки старшего государственного инспектора отдела АТН и КМАП УГАДН по Томской области Данилова Б.И. в порядке Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и он не вправе выносить предписания в отношении Главы Колпашевского района, как лица, не являющегося субъектом указанных правоотношений. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ, внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 данного Закона. Однако, ни в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, ни в предписании нет информации о форме проведенной проверки, что делает невозможным анализ соблюдения в ходе проверки порядка, установленного законодательством, и отсутствия оснований для признания результатов проверки недействительными, определенных статьей 20 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ. В нарушение пунктов 6 и 7 части 2 статьи 16 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ, в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют сведения о дате, времени, продолжительности и месте проведения проверки, сведения о лицах, допустивших нарушения обязательных требований. Акт проверки составлен ДД.ММ.ГГГГ, а проверка, как указано в акте, проводилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о нарушении части 4 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ, которой установлено, что акт проверки составляется непосредственно после окончания проведения проверки. Кроме прочего, в полномочия органов местного самоуправления МО «Колпашевский район» не входит организация посадки (высадки) пассажиров в транспортные средства, что делает невозможным исполнение предписания в рамках действующего законодательства. В судебном заседании представитель Администрации Колпашевского района Лаптев П.В., действующий на основании доверенности, жалобу поддержал по основаниям, изложенным выше. Дополнительно указал, что, поскольку Глава Колпашевского района не является ни юридическим лицом, ни индивидуальным предпринимателем, в отношении него не могут быть вынесены предписания на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, в полномочия Главы Колпашевского района не входит установление запрета посадки (высадки) пассажиров в транспортные средства в границах Колпашевского городского поселения. Вынесенное старшим инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Томской области предписание не содержит указания на механизм его выполнения, в связи с чем исполнить его также не представляется возможным. Представитель Управления государственного автодорожного надзора по Томской области – государственный инспектор отдела автотранспортного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Данилов Б.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал письменный отзыв на заявление, суть которого сводится к следующему. В соответствии с «Положением об управлении государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 года №ВП-917фс Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Далее – Управление) является региональным территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории Томской области. В соответствии с п.п. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 года №184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» одной из основных функций в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицам, юридическими лицами и гражданами установленных законодательством Российской Федерации общеобязательных правил поведения. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28.01.2011 года №Пр-216 по вопросам обеспечения безопасности людей на транспорте и в местах их массового пребывания, указанием начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора №3.15-231 от 08.02.2011 года, начальникам территориальных Управлений госавтодорнадзора было указано провести контрольно-надзорные мероприятия на несанкционированных пунктах прибытия (отправления) пригородных, междугородных и международных пассажирских автобусов и выдать предписания органам местного самоуправления по ликвидации указанных пунктов. Для осуществления проверок несанкционированных пунктов прибытия (отправления) пригородных междугородных и международных пассажирских перевозок автобусов в Колпашевском районе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был направлен старший инспектор Управления Данилов Б.И. В ходе проверки был установлен несанкционированный пункт прибытия (отправления) междугородных автобусов по адресу: <адрес>, собраны необходимые доказательства работы несанкционированного пункта. ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором Даниловым Б.И. результаты проведенной проверки были оформлены актом №, содержащим полные сведения по проверке с учетом собранных доказательств и выводами о несоответствии пункта прибытия (отправления) междугородных автобусов требованиям действующего федерального законодательства. В соответствии с предоставленными полномочиями (п. 4 «Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 года №409; п. 22.2 «Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 года №ВП-917фс), главе МО Колпашевский район было выдано предписание о запрете посадки (высадки) пассажиров в транспортные средства на несанкционированном месте. Предписание было выдано Главе Муниципального образования, т.к. в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Заслушав представителя заявителя, представителя Управления государственного автодорожного надзора по Томской области, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ на Главу Муниципального образования «Колпашевский район» возложена обязанность устранить выявленные нарушения и выполнить следующие мероприятия: запретить посадку (высадку) пассажиров в транспортные средства на несанкционированном месте, расположенном в <адрес> у магазина по <адрес>, которое не соответствует требованиям нормативно-правовых документов (л.д. 6-7). Как следует из представленного в судебное заседание акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения (приказа) начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора от ДД.ММ.ГГГГ №-К была проведена проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посадку и высадку пассажиров при осуществлении междугородных перевозок на несанкционированном пункте прибытия (отправления) автотранспортных средств в г. Колпашево Томской области, по соблюдению требований Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и требований и условий, регламентирующих пассажирские перевозки. Проверка проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 года №ВП-917фс утверждено «Положение об управлении государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», согласно которому Управление государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является региональным территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории Томской области. Согласно п. 6 указанного выше Положения… Управление осуществляет, в том числе, полномочия по государственному контролю и надзору за исполнением субъектом Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами и гражданами установленных федеральными законами и другими нормативными актами требований, в том числе за исполнением этих требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом деятельность. При этом, согласно п. 22.2 Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную и другую деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) закреплены также ст. 5 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно положениям указанного выше Федерального Закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор), вправе проводить в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя плановую либо внеплановую проверки, предметом которых является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. При этом проверка может проводиться в форме документарной проверки, либо выездной. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления государственного автодорожного надзора по Томской области для осуществления проверок несанкционированных пунктов прибытия (отправления) пригородных, междугородных и международных пассажирских перевозок автобусов, в Колпашевский район был направлен старший государственный инспектор Данилов Б.И. Проверка проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как это следует из Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. Кроме того, в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном в адрес Главы муниципального образования «Колпашевский район», старший инспектор Управления государственного автодорожного надзора по Томской области, ссылаясь на ст. 17 ФЗ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года №398, «Положение об управлении государственного автодорожного надзора по Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 года №ВП-917фс, возложил на Главу Муниципального образования «Колпашевский район» устранить выявленные нарушения, а именно: запретить посадку (высадку) пассажиров в транспортные средства на несанкционированном месте, расположенном в <адрес> у магазина по <адрес>. Вместе с тем, согласно ст. 17 названного Федерального закона от 26.12.2008 года, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Согласно ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Из чего следует вывод, что Глава муниципального образования не является ни юридическим лицом, ни индивидуальным предпринимателем, в связи с чем ссылка в Предписании на ст. 17 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованной, а указанные в Предписании Положения от ДД.ММ.ГГГГ года, также не предусматривают возможности выносить Предписание в адрес Главы муниципального образования. Кроме того, согласно п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Указанные полномочия закреплены Уставом Колпашевского района, утвержденным Думой Колпашевского района Томской области ДД.ММ.ГГГГ (с послед. измен.). В соответствии с п.п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131 от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несанкционированное место посадки (высадки) пассажиров, расположенное, как указано в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> в <адрес>, находится на территории Колпашевского городского поселения. Указанным выше Федеральным Законом № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия муниципального района и поселения четко разграничены, в связи с чем предписание о возложении на Главу Муниципального образовании «Колпашевский район» обязанности о запрете посадки (высадки) пассажиров на несанкционированном месте, расположенном на территории Колпашевского поселения, является незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу Главы Муниципального образования «Колпашевский район» удовлетворить. Признать действия старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Томской области в части вынесения Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Муниципального образования «Колпашевский район» о возложении обязанности запретить посадку (высадку) пассажиров в транспортные средства на несанкционированном месте, расположенном по <адрес> в <адрес>, незаконными, отменить Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес Главы Муниципального образования «Колпашевский район» о возложении обязанности запретить посадку (высадку) пассажиров в транспортные средства на несанкционированном месте, расположенном по <адрес> в <адрес>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения, т.е. с 12 июля 2011 года. Мотивированный текст решения изготовлен 12 июля 2011 года. Судья Г.Г.Музафарова Решение вступило в законную силу: 23 июля 2011 года