Дело 2-897/2011 12 октября 2011 года г. Колпашево Томской области Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего Музафаровой Г.Г., при секретаре Шаровой Л.Ю., с участием истца Черновой З.Е., представителя истца – Ячменевой Г.Н., представителя ответчика - Администрации МО «Колпашевское городское поселение» Кириченко В.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Черновой З.Е. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» об отмене Распоряжения Главы Колпашевского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №» в части отказа Черновой З.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении на Администрацию Колпашевского городского поселения обязанности включить Чернову З.Е. в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника ВОВ Н., УСТАНОВИЛ: Чернова З.Е. обратилась в суд с иском (с учетом уточненных требований) к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» об отмене Распоряжения Главы Колпашевского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №» в части отказа Черновой З.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении на Администрацию Колпашевского городского поселения обязанности включить ее в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника ВОВ Н. В обоснование заявленных требований указала, что она является вдовой умершего участника ВОВ Н. ДД.ММ.ГГГГ, который умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ей и Н. <адрес> была предоставлена для проживания однокомнатная квартира в специализированном доме для ветеранов войны и труда в <адрес>. С Н. они проживали вместе с ДД.ММ.ГГГГ брак был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. Когда они переселились в благоустроенное жилье, ДД.ММ.ГГГГ они приобрели земельный участок, на котором стоял ветхий дом, расположенный по <адрес> в <адрес>. Однако, в данном доме они никогда не проживали, использовали его для ведения огородничества, т.к. жилье было ветхим, требовало капитального ремонта, благоустройства не было. ДД.ММ.ГГГГ она продала данный домик и земельный участок под материнский капитал, т.к. по состоянию здоровья она не могла работать на огороде, земля зарастала сорняком. Дом оставался без присмотра, с дверей кто-то срывал замок, она была вынуждена его продать, чтобы в доме не устроили пожар и не сожгли соседей. Зимой 2011 года, после того, как она узнала о выделении ветеранам и вдовам ветеранов ВОВ субсидии на приобретение собственного жилья, она обратилась в <адрес> с заявлением о постановке ее на учет. Однако, ДД.ММ.ГГГГ из Администрации Колпашевского городского поселения ей был дан ответ, в котором было указано, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, продав <адрес> в <адрес>. С данным отказом она не согласна, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Колпашевского городского поселения обязана была включить ее в список внеочередного предоставления жилья, как члена семьи умершего участника ВОВ, и направить сведения в <адрес> о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья, как вдове участника ВОВ в связи с тем, что она никогда не проживала в <адрес> в <адрес>, не ухудшала свои жилищные условия, до настоящего времени продолжает проживать в социальном доме. В судебном заседании истец Чернова З.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что с 1999 года по настоящее время она постоянно проживает в Доме ветеранов, при этом <адрес> в <адрес> использовался ею ранее в качестве дачного участка, однако в силу возраста и состояния здоровья ухаживать она за ним не смогла, в связи с чем и продала его. Представитель истца Черновой З.Е. – Ячменева Г.Н. в судебном заседании исковые требования Черновой З.Е. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что местом жительства Черновой З.Е. ДД.ММ.ГГГГ является Дом ветеранов, расположенный в микрорайоне Геолог, <адрес> в <адрес> использовался супругами Черновыми для ведения огородничества. Данный дом в ветхом состоянии, требует больших вложений сил и средств, которые Чернова З.Е. в силу возраста нести не могла. После смерти супруга Н. ДД.ММ.ГГГГ истец по состоянию здоровья не могла осуществлять уход за огородом, в связи с чем дом продолжал разрушаться, земля заросла сорняком, в дом на ночлег собирались «бомжи», в связи с чем она была вынуждена его продать. Однако, поскольку данный дом местом жительства Черновой З.Е. никогда не являлся, умышленных действий по ухудшению жилищных условий она не совершала, считает отказ Администрации Колпашевского городского поселения в постановке Черновой З.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным. Представитель ответчика Администрации Колпашевского городского поселения Кириченко В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что жилищная комиссия Администрации Колпашевского городского поселения при решении вопросов о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий руководствуется нормами Жилищного кодекса РФ. Согласно ст. 54 ЖК РФ гражданину должно быть отказано в постановке на учет, если он намеренно, в целях приобретения права постановки на учет, ухудшил свои жилищные условия. Из материалов дела следует, что истец имела в собственности жилое помещение, расположенное по <адрес> в <адрес>, которое ДД.ММ.ГГГГ продала. С учетом этого обстоятельства истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом, факт умышленного ухудшения истцом своих жилищных условий жилищной комиссией не проверялся, достаточно было сведений о совершении самой сделки. Полагает, что собственник вправе использовать принадлежащее ему имущество по своему усмотрению, в связи с чем истец могла использовать жилой дом в любом качестве, в том числе и для ведения огородничества. Однако, продав дом, который находился в ее собственности, полагает, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия. Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Как следует из представленных материалов, истец Чернова З.Е. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны Н. При этом, как усматривается из искового заявления, объяснений сторон, материалов дела ДД.ММ.ГГГГ Чернова З.Е. обращалась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации меры социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом изменений и дополнений) в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Частью 2 статьи 52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что граждане, указанные в ст. 49 ЖК Российской Федерации, вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в частности, как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан; согласно ч. 3 данной нормы принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-О, по смыслу ч. 1 ст. 52 ЖК Российской Федерации условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан, следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (принят постановлением Государственной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований (ст. 4). Указом Президента Российской Федерации N 714 от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1). В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Из социального договора на проживание в МУ «Специальный дом для ветеранов войны и труда, семей пожилого возраста, инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУ «Специальный дом для ветеранов войны и труда, семей пожилого возраста, инвалидов» предоставил Черновой З.Е. для проживания благоустроенную квартиру, расположенную <адрес>. Данный договор считается расторгнутым при выезде нанимателя на постоянное жительство в другое место <данные изъяты> Из паспорта гражданина РФ следует, что Чернова З.Е. имеет регистрацию <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОГСУ «Областное имущественное казначейство» передало Черновой З.Е. в безвозмездное временное пользование для проживания однокомнатную квартиру, расположенную в <адрес>. Данный договор заключен на неопределенный срок <данные изъяты> Таким образом в судебном заседании установлено, что Чернова З.Е. ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является нанимателем жилой квартиры, расположенной в <адрес>. В то же время, из договора купли-продажи домовладения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чернова З.Е. приобрела в личную собственность домовладение № по <адрес> в <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> Указанный договор был зарегистрирован в Томском областном регистрационном центре ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> Как следует из договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Чернова З.Е. (Продавец) продала одноэтажный жилой дом по <адрес> № в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> и земельный участок для ведения индивидуального жилищного строительства, под условием перечисления стоимости дома за счет средств материнского капитала. Данная сделка была зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Согласно Распоряжению Главы Колпашевского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №» и сообщению председателя жилищной комиссии Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Черновой З.Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53, п.п. 3 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ <данные изъяты> Статья 53 ЖК Российской Федерации предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК Российской Федерации срок. При этом суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О, о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Свидетель Ш. в судебном заседании показала, что она работает фельдшером социального Дома ветеранов, расположенного <адрес> которого проживает Чернова З.Е. Истец наблюдается у нее с 1999 года и она может утверждать, что местом постоянного жительства Черновой З.Е. является указанная выше квартира в «Доме ветеранов». Ей также известно, что у Черновой З.Е. имелась дача, на которую ранее Чернова З.Е. с супругом периодически выезжали заниматься огородничеством. Свидетель Г. показала, что <данные изъяты> ее дочь приобрела у Черновой З.Е. <адрес> в <адрес> за счет средств материнского капитала. <данные изъяты> в данном доме проживает она. Дом находится в неудовлетворительном состоянии, поскольку требует капитального ремонта. Дом неблагоустроенный, однокомнатный. При приобретении дома земельный участок был запущен, зарос сорняком. Со слов соседей ей известно, что ранее Чернова З.Е. использовала дом в качестве дачи, однако несколько лет уже не использует его. Согласно справке №, выданной <данные изъяты> физический износ <адрес> в <адрес> составляет 78, 88%. Согласно справке МСЭ Черновой З.Е. ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности пожизненно, она является нетрудоспособной <данные изъяты> Из справки о составе семьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Н. был зарегистрирован <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, выбыл ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью <данные изъяты> Из справки ОГУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чернова З.Е. в соответствии с <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по улучшению материального положения вдов участников ВОВ» получает дополнительную ежемесячную денежную выплату вдове участника ВОВ – инвалида с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно <данные изъяты> Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Черновой З.Е. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец не совершала умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий с целью быть признанной нуждающейся в жилом помещении, поскольку доводы истца об использовании ею дома и земельного участка, расположенных по <адрес> в <адрес> исключительно для ведения огородничества в связи с невозможностью проживания в указанном доме как в силу возраста и состояния здоровья, так и в силу ветхости указанного дома, не только не были опровергнуты в ходе судебного разбирательства, но и полностью нашли свое подтверждение. Кроме того, в судебном заседании ответчиком не представлено ни одного доказательства, с достоверностью свидетельствовавшего бы о недобросовестности действий истца. Более того, как указал в судебном заседании представитель ответчика при отказе Черновой З.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обстоятельство о недобросовестности действий истца ими не проверялось, им было достаточно самого факта отчуждения имущества, находящегося в собственности истца. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что местом постоянного жительства истца, начиная ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени, является <адрес> <адрес>, в которой истец проживает на условиях найма. <адрес> в <адрес> истцом в качестве жилья никогда не использовался, а потому суд приходит к выводу, что довод о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий своего подтверждения не нашел. Иных обстоятельств для отказа Черновой З.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предусмотренных ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в судебном заседании не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Черновой З.Е. удовлетворить. Распоряжения Главы Колпашевского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №» в части отказа Черновой З.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отменить. Возложить на Администрацию Колпашевского городского поселения обязанность включить Чернову З.Е. в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника Великой Отечественной Войны Н.. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 17 октября 2011 года. Мотивированный текст решения изготовлен 17.10.2011 года Судья: Г.Г.Музафарова Решение вступило в законную силу: 28 октября 2011 года