решение вступило в законную силу 20.12.2011 г.



Дело № 2-1041/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Музафаровой Г.Г.,

с участием представителя истца – Колпашевского городского прокурора Романенко В.Д.,

представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Кириченко В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – Совета Колпашевского городского поселения Былина А.В.,

при секретаре Терентьевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором (с учетом дальнейших уточнений исковых требований) просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения земельного законодательства, путем освобождения земельного участка от самовольной постройки, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что проверкой соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства на территории Колпашевского городского поселения, проведённой в ДД.ММ.ГГГГ года на основании обращения граждан, выявлены нарушения земельного и градостроительного законодательства, заключающиеся в пользовании земельным участком, расположенным в границах поселения, без наличия соответствующих тому правовых оснований и оформления надлежащих документов. В 50 метрах от жилого сектора по <адрес> <адрес> огорожена площадка для выгула собак, площадью около 1600 кв.м. Согласно сведений, полученных от специалистов <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в городском парке никому не предоставлялся, собственник и пользователи вышеуказанного участка не установлены, он находится на территории МО «<адрес> городское поселение». Эксплуатация земельного участка противоречит действующему законодательству и нарушает требования Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других нормативных актов. Администрацией Колпашевского городского поселения выявленные нарушения земельного законодательства не устранены, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Колпашевским городским прокурором в адрес главы администрации Колпашевского городского поселения внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства. Однако до настоящего времени самовольно занятый земельный участок не освобождён, оформление правоотношений в надлежащем порядке так же не произведено, то есть нарушения закона не устранены. Выявленные нарушения по своему характеру являются устранимыми и свидетельствуют о ненадлежащем исполнении специалистами администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» возложенных на них обязанностей. Бездействие специалистов администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Колпашевского района, а так же интересы муниципального образования.

В судебном заседании представитель истца – Колпашевский городской прокурор Романенко В.Д. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что кроме изложенных в исковом заявлении нарушений земельного законодательства со стороны Администрации Колпашевского городского поселения, территория Колпашевского городского парка решением <адрес> облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ включена в перечень особо охраняемых объектов, является памятником природы и подпадает под действие ст.21 ФЗ от 14.03.1995 года №3-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Кириченко В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы письменных возражений, суть которых сводится к следующему. Закон Томской области от 13.08.2010 №154-03 «О содержании собак и кошек в Томской области» регулирует отношения в области содержания домашних и безнадзорных собак и кошек на территории Томской области. В статье 3 Закона указано, что органы местного самоуправления уполномочиваются предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации из числа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельные участки под строительство площадок для выгула и дрессировки собак. Организация мест для выгула и дрессировки собак направлены на решение вопроса местного значения, такого как организация благоустройства и озеленения территории поселения (п. 19 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В ДД.ММ.ГГГГ года, а затем повторно в ДД.ММ.ГГГГ года инициативная группа граждан обратилась в представительный орган местного самоуправления - Совет Колпашевского городского поселения в целях соблюдения требований, предъявляемых к владельцам собак по их выгулу, а также предупреждению нападения собак на людей, других животных, порчи чужого имущества действиями животных и других неблагоприятных для общества последствий, о возможности организации собственными силами временного ограждения земельного участка в черте лесного массива городского парка для выгула собак. Цель обращения граждан Советом Колпашевского городского поселения была одобрена и принята во внимание и Председателем Совета поселения инициатива граждан была поддержана и было дано устное разрешение на размещение ограждения для выгула собак, а также дано устное поручение Администрации Колпашевского городского поселения на оформление земельного участка в пользование МО «Колпашевское городское поселение». В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 №136-Ф3 предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Поскольку органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися только в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ), а территория городского парка относится к земельному участку, государственная собственность на которые не разграничена, то, согласно ст. 2 Федерального закона от 17.04.2006 №53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» распоряжение данным земельным участком осуществляет органы местного самоуправления района. В этой связи, Администрация Колпашевского городского поселения в ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Колпашевский район с ходатайством о предоставлении Колпашевскому городскому поселению в постоянное бессрочное пользование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения на территории городского парка мест массового отдыха граждан поселения и мест выгула собак, а также организовала производство работ по установлению границ указанного выше земельного участка (межевание), проведение которой было рекомендовано специалистами <адрес> района. С учетом изложенного, размещение на территории городского парка ограждения для выгула собак не только направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (например: для владельцев собак - исполнение обязанности выгула в установленном для этого месте; для других лиц - предупреждение причинения вреда здоровью граждан, вреда имуществу действиями животных и т.д.), но и защиту интересов всего муниципального образования, которое в силу своих полномочий предпринимает действия по приведению сложившихся общественных правоотношений в рамки законодательства, используя, в том числе, общественную инициативу.

Представитель третьего лица – Совета Колпашевского городского поселения Былин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ года в связи с представлением прокурора, внесенным в администрацию поселения, комиссией Совета был изучен вопрос о статусе парковой зоны, находящейся в городской черте. Выяснилось, что Решением Малого Совета Колпашевского городского Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ данная зона, наряду с территорией городского стадиона и площадки перед ГДК, в нарушение действующего законодательства были признаны землями историко-культурного значения. По согласованию с прокуратурой, Решением ( от ДД.ММ.ГГГГ) Совета Колпашевского городского поселения, как правопреемника Колпашевского Совета Народных Депутатов, названное решение было признано утратившим силу. Главе поселения было поручено решить вопрос о передаче полномочий по осуществлению управления и содержания данного земельного участка в ведение городского поселения. Затем Главой поселения было доложено о том, что обращение в область ничего не дало и в ведении области находится не кедровый парк внутри города, а кедрач возле города в районе <адрес>, которые признаны особо охраняемыми природными территориями. Данный же парк находится в ведении администрации Колпашевского района, куда и было направлено обращение о передаче земли в собственность городского поселения. Однако, в настоящее время администрация района вопрос о передаче земли городскому поселению для размещения на нем городской зоны отдыха, организации детских и спортивных площадок, а так же площадок для выгула животных, хотя и решила положительно, но соответствующие документы не оформила. Тем не менее, в ближайшее время документы будут оформлены, и соответствующее разрешение на строительство площадки для выгула собак будет выдано городской администрацией. Но для этого требуется разумный срок. Принципиальная позиция органов местного самоуправления поселения - в течение ДД.ММ.ГГГГ года в парковой зоне оборудовать место отдыха, в том числе детскую, спортивную площадки и площадку для выгула домашних животных.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 264 ч. 1 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В силу ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Правоустанавливающим документом на землю, в соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является свидетельство о государственной регистрации, которое выдаётся правообладателю, арендатору, залогодержателю земельного участка.

В судебном заседании установлено, что в метрах от жилого сектора по <адрес> (<адрес>) огорожена площадка для выгула собак, площадью около кв.м., что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

При этом, согласно сообщению начальника Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> <адрес> отдел от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в городском парке <адрес>, используемый для выгула домашних животных ни кому не предоставлялся, собственник и пользователи вышеуказанного участка не установлены. В действиях неустановленного лица усматривается состав административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ.

Из Акта к прокурорской проверке природоохранного законодательства на территории городского парка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что официального разрешения на обустройство площадки для выгула собак (<адрес>) никто не давал и вышеуказанная территория огорожена незаконно.

По сведениям, представленным Администрацией Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что нарушения земельного законодательства в части размещения по <адрес> площадки для выгула собак в полном объеме не устранены.

Данный факт также подтверждается справкой председателя Совета Колпашевского городского поселения.

В соответствии со ст.ст. 42,58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Пунктом 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ определено, что строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.

Согласно п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно ч. 1 ст. 72 Земельного Кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования возлагается на органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы.

Согласно п. 19 и п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обязанность по организации благоустройства территории поселения и осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения.

Частью 2 Закона Томской области «Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области» от 15.08.2002 № 61-03 установлено, что охране от загрязнения, порчи и нарушения внешнего вида в пределах городской черты подлежат участки территорий общего пользования, занятые землями, предназначенными для удовлетворения нужд населения.

Пунктами 19 и 20 ч.1 ст. 9 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение» так же установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения и осуществление земельного контроля за использованием земель Колпашевского городского поселения.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В данном случае прокурор, на основании ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации, при этом прокурор обоснованно обратился с заявлением, поскольку согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» он осуществляет свои полномочия от имени Российской Федерации и в целях защиты, в том числе, ее прав и интересов.

Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок сноса самовольных построек и освобождения самовольно занятых участков на территории Колпашевского городского поселения, в соответствии с которым уполномоченными лицами администрации обязаны приниматься меры по установлению собственников самовольных построек и понуждение к освобождению самовольно занятых земельных участков. А в случае невозможности перечисленных действий самостоятельно осуществлять принудительный снос самовольной постройки, принудительное освобождение земельного участка.

С учетом изложенных доказательств суд приходит к выводу о том, что площадка для выгула собак, расположенная в метрах от жилого сектора по <адрес>, обладает признаками самовольной постройки, данный участок используется без оформления соответствующих документов, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось, в связи с чем исковые требования прокурора об устранении нарушения земельного законодательства путем освобождения земельного участка от самовольной постройки подлежат удовлетворению.

Разрешая довод представителя истца о том, что территория городского парка, на которой расположена, в том числе, площадка для собак, относится к особо охраняемым объектам природы в Томской области, суд приходит к следующему выводу.

Так, решением Исполнительного комитета Томского областного совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов природы в Томской области, имеющих народнохозяйственное, научное и культурно-эстетическое значение, подлежащих особой охране. Согласно утвержденному перечню к таким объектам относится, в том числе, кедрач у города Колпашево ( Перечня). Аналогичная информация содержится также и на официальном сайте Департамента природных ресурсов окружающей среды Томской области.

Вместе с тем, рассматриваемый в данном решении земельный участок, на котором расположена территория городского парка с площадкой для выгула собак, находится в черте города Колпашево, тогда как в перечне вышеприведенных объектов имеется указание только на кедрач у города Колпашево. Кроме того, в указанных выше документах привязки поименованного кедрача у города Колпашево к участку местности не имеется, в связи с чем сделать вывод об отнесении территории участка, на котором расположена площадка для выгула собак, к объектам природы в Томской области, имеющим народнохозяйственное, научное и культурно-эстетическое значение, подлежащим особой охране, оснований не имеется.

Однако, данное обстоятельство не влияет на вышеприведенный вывод суда о необходимости удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении к совершении действий удовлетворить.

Возложить на Администрацию Колпашевского городского поселения устранить выявленные нарушения земельного законодательства путем освобождения земельного участка, расположенного в 50 метрах от жилого сектора по <адрес> <адрес>, от самовольной постройки в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 09 декабря 2011 года.

Судья: Г.Г. Музафарова

Мотивированный текст решения изготовлен 09 декабря 2011 года

Решение вступило в законную силу: «20» декабря 2011 года