решение вступило в законную силу 20.12.2011 года



Дело 2-1083/2011

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.А.,

при секретаре Дубовцевой Л.А.,

с участием истца Винокуровой Н.А.,

представителя истца – Ячменевой Г.Н.,

представителя ответчика - Администрации МО «Колпашевское городское поселение» Кириченко В.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Винокуровой Н.А. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» об отмене Распоряжения Главы Колпашевского городского поселения, в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязании включить в список на внеочередное предоставление жилья как вдове участника ВОВ,

УСТАНОВИЛ:

Винокурова Н.А. обратилась в Колпашевский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации МО «Колпашевское городское поселение» об отмене Распоряжения Главы Колпашевского городского поселения, в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязании включить в список на внеочередное предоставление жилья как вдове участника ВОВ, указав в заявлении, что она является вдовой участника и инвалида Великой отечественной войны Винокурова Ф.Ф., 1926г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ В 1999 году им с мужем, в связи с отсутствием жилья и с учетом пожилого возраста, Администрацией Колпашевского <адрес> по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена для проживания однокомнатная благоустроенная квартира в специализированном доме для ветеранов войны и труда по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. С Винокуровым Ф.Ф. брак зарегистрировали ДД.ММ.ГГГГ хотя стали проживать вместе с 1983<адрес> жили в <адрес> Колпашевского <адрес>, затем переехали жить в Дом ветеранов в <адрес>. За весь период совместного проживания они не смогли построить свой дом, так как у мужа с возрастом здоровье ухудшалось в связи последствиями ранения. Также не смогли приобрести в собственность нормальное жилье в связи с отсутствием материального достатка, так как муж работал мастером на сплавучастке, а она учителем в сельской школе, заработная плата у обоих была небольшая, затем по возрасту и состоянию здоровья ушли на пенсию. В 2005г. состояние здоровья Винокурова В.В. резко ухудшилось, и с этого времени он уже не мог за собой ухаживать, передвигался сначала с помощью «ходунков», затем она его возила в инвалидной коляске. Согласно справке, выданной учреждением медико-социальной экспертизы, причиной заболевания явилась военная травма. После смерти мужа по телевизору она услышала, что Президент России выделяет ветеранам и вдовам ветеранов ВОВ субсидию на приобретение собственного жилья. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением с просьбой включить ее в список на внеочередное предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана, участника и инвалида ВОВ Винокурова Ф.Ф.. Работник Администрации сказал, что ее сначала поставят на очередь на улучшение жилищных условий, и когда подойдет очередь, тогда предоставят субсидию. Затем ДД.ММ.ГГГГ она получила из Администрации городского поселения ответ, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, когда продала 1/2 долю в праве общей долевой собственности однокомнатной квартиры расположенной по адресу: <адрес>, в связи с этим ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. С данным отказом не согласна.

В судебном заседании Винокурова Н.А. настаивала на исковых требованиях в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца Ячменева Г.Н., поддержала требования своей доверительницы, просила рассмотреть дело и удовлетворить исковые требования Винокуровой Н.А. по изложенным обстоятельствам. При этом полагала, что при разрешении требований не следует учитывать Распоряжение Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , утвердившего протокол заседания жилищной комиссии, принявшей решение поставить истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку такое решение было принято комиссией во иным основаниям, нежели указаны в иске.

Представитель ответчика Кириченко В.А., в судебном заседании исковые требования Винокуровой Н.А. не признал в полном объеме, просил в удовлетворении требования отказать в связи с тем, что и.о. Главы Администрации Колпашевского городского поселения вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , которым Винокурова Н.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. В связи с чем в настоящее время отсутствует спор.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из представленных материалов, истец Винокурова Н.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны Винокурова Ф.Ф. (л.д. 12).

Постоянным местом жительства истца является квартира, расположенная в <адрес>, <адрес>, предоставленная МУ «Специальный дом для ветеранов войны и труда, семей пожилого возраста, инвалидов» на основании договора с МУ «Специальный дом для ветеранов войны и труда, семей пожилого возраста, инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ и договора с ОГСУ «Областное имущественное казначейство» от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается также данным о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Винокурова Н.А. обращалась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации меры социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений и дополнений) в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Распоряжением Главы Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Винокуровой Н.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Действительно, из договора купли-продажи доли в праве на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Винокурова Н.А. продала Л. в общую долевую собственность 1/2 долю в праве на <адрес>, в <адрес>, <адрес> <адрес>.

Однако, в результате повторного обращения истца для решения вопроса о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, распоряжением Главы Администрации Колпашевского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Винокурова Н.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья в соответствии с п.п.1п.1 ст. 51 ЖК РФ, отменен п.п.13. протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденный распоряжением администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , в части отказа Винокуровой Н.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. При этом комиссия пришла к выводу, что Винокурова Н.А. фактически не могла использовать <адрес> в <адрес> для проживания, а, следовательно, реализация права на 1/2 долю в праве собственности на указанную квартиру носила вынужденный характер. И, поскольку, в данном случае отсутствуют признаки умышленного ухудшения жилищных условий, оснований для применения положений ст. 53 ЖК РФ не имеется.

Таким образом, при разрешении вопроса о праве истца состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчиком была принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О, о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Тем не менее, истец и представитель истца настаивали на разрешении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении, полагая, что содержание протокола заседания жилищной комиссии Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ возможно явится препятствием для дальнейшего предоставления жилого помещения истцу.

Так, Указом Президента Российской Федерации N 714 от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (принят постановлением Государственной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3057) утвержден порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований (ст. 4).

Частью 2 статьи 52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что граждане, указанные в ст. 49 ЖК Российской Федерации, вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в частности, как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан; согласно ч. 3 данной нормы принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-О, по смыслу ч. 1 ст. 52 ЖК Российской Федерации условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан, следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

И поскольку исполняя предоставленные действующим жилищным законодательством РФ правомочия орган местного самоуправления, принял в установленном законом порядке приведенное выше решение, тем самым добровольно удовлетворив заявленные исковые требования, повторное разрешение вопроса о праве истца состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем же основаниям разрешен быть не может, в независимости от фактических обстоятельств, принятых ответчиком во внимание в данном случае.

Таким образом, поскольку вынесенным Распоряжением Главы Колпашевского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требование Винокуровой Н.А. о постановке на учет удовлетворены, спор разрешен во внесудебном порядке, то в удовлетворении исковых требований Винокуровой Н.А. должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Винокуровой Н.А. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» об отмене Распоряжения Главы Колпашевского городского поселения, в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и обязании включить в список на внеочередное предоставление жилья как вдове участника ВОВ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья: Е.А.Кузнецова

Мотивированный текст решения изготовлен 09 декабря 2011 года.

Решение вступило в законную силу: «20» декабря 2011 года