решение вступило в законную силу 27.12.2011 года



Дело № 2-1135/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2011 года г.Колпашево

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.А.,

с участием прокурора - помощника Колпашевского городского прокурора Герасиной О.В.,

представителя Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Смыченко А.М., действующего на основании надлежащей доверенности;

при секретаре Терентьевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Н. к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Н. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Н.. ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ссылаясь при этом на положения Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2), Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8); Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ (в редакции от 12.03.2008 года) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (абз. 2 ч. 1 ст. 15) и Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», указал, что Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку мама умерла ДД.ММ.ГГГГ, а папа воспитанием сына не занимался, в связи с чем, решением Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав. Н. с 2003 года, на основании постановления главы Администрации Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ , находился под опекой. Жилое помещение за Н. не закреплялось. В ДД.ММ.ГГГГ 2011 года Н. окончил образовательное учреждение <данные изъяты> <адрес>, с получением начального профессионального образования С 2003 года Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в администрации Колпашевского городского поселения в категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. До настоящего времени Н. жильем не обеспечен. Вынужден проживать у бывшего опекуна. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления (в 2003 году), Н. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в силу ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ и ст. 2 Закона Томской области № 28-ОЗ. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Н. обязанность по предоставлению жилого помещения, право на его получение он не теряет.

В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что поскольку Н. не является участником бюджетных правоотношений, порядок распределения средств на приобретение жилья, как и отсутствие жилых помещений и денежных средств на их приобретение у ответчика не может отражаться на праве истца на предоставление жилого помещения.

Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Н.

Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, поддерживая доводы письменных возражений, суть которых сводится к следующему.

1. Согласно требованиям закона, изложенным в части 2 статьи 2 и части 1 статьи 6 Закона Томской области от 11.09.2007г. №188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», указывается, что исполнительные органы власти Томской области (в данном случае - Администрация Томской области) обязана обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, путем предоставления из областного бюджета субвенций муниципальным районам.

2. Кроме того, норма ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которой указывается, что гарантии для детей-сирот (в т.ч. и по обеспечению жильем), к категории которых относится истец, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в данном случае -Администрации Томской области. Полагает, что судом должна быть исследована вышеизложенная императивная норма федеральных законов и Закона Томской области, которая возлагают обязанность по финансовому обеспечению государственных полномочий в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только на орган субъекта Российской Федерации, в данном случае -Администрацию Томской области.

З.С учетом того, что финансовых средств в виде бюджетных субвенций, выделенных в Колпашевское городское поселение в 2011г. из областного бюджета Томской области для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно, самостоятельно выполнить обязанности в обеспечении жильем Н. не представляется возможным.

Также дополнил, что право истца на внеочередное получение жилья в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительной гарантии и социальной поддержки детей сирот, оставшихся без попечения родителей» не оспаривается, но может быть реализовано при определенных обстоятельствах. Так, Федеральный Закон от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительной гарантии и социальной поддержки детей сирот, оставшихся без попечения родителей» статья: 2; абз.2 п.1. ст.8; ст. 5. Закон Томской области № 188-ОЗ ч.2 ст. 2, ч.1 ст. 6, определяют, что власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств необходимых для осуществления этих полномочий. Так же это указывается в части 1,2,3 п.2 ст.3 этого же закона (№ 188-ОЗ), где говориться, что на органы местного самоуправления района возлагаются обязанности по расчету и предоставлению поселениям надлежащим образом оформленных субвенций, а так же предоставлять документы и необходимую информацию для осуществления данных полномочий – это обязанности района. Это обязательство субъекта Федерации, те которые они обязаны были передать в районную администрацию, а районная администрация в администрацию поселения для приобретения жилья. В настоящее время денежных средств на эти цели в бюджете нет.

Представитель третьего лица Администрации Томской области Романенко А.Н., будучи надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представив письменных отзыв, в котором полагала невозможным удовлетворение заявленных требований в связи с отсутствием сведения о рождении истца, копии его паспорта, справой о состава семьи по месту его регистрации, а также документов, подтверждающих отсутствие у Н. жилья в собственности. Также, ссылаясь на положения закона Томской области № 327-ОЗ от 28.12.2010 года «Об областном бюджете на 2011 года и на плановый период 20112 и 2013 годов» и разъяснения Конституционного Суда РФ, содержащихся в определении от 05.02.2009 года по делу № 250-О-П, указала на недостаточность бюджетных средств для реализации права истца на предоставление жилого помещения вне очереди. При этом просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ (в редакции от 12.03.2008 года) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту – Закон), администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данная норма законодательства Томской области корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ.

Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

Анализ приведенных положений законодательства не позволяет согласиться с доводами представителя ответчика о невозможности возложения обязанности по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на Администрацию Колпашевского городского поселения, поскольку указанные нормы права наделяют государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, названной категории, именно ответчика, как орган местного самоуправления.

Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившийся в с<адрес> (паспорт серии выдан ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>, свидетельство о рождении ОМ от ДД.ММ.ГГГГ)

Его мама – Л., умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти ). Отец – Н. решением Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына – Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. В связи с чем Постановлением Главы Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ учреждена опека над Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекуном которого назначена Т. проживающая в <адрес>. (л.д. 16) Постановлением Главы Колпашевского района от ДД.ММ.ГГГГ над Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлена опека и назначена попечителем Т.., проживающая по адресу: <адрес>. (л.д. 19)

Согласно представленным Администрацией Колпашевского городского поселения сведениям, а также протоколу заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Жильем не обеспечен. (л.д.9,10-12)

Из справки Администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по данным похозяйственного учета зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и имущества закрепленного за ним не имеет. (л.д. 21).

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> района подтверждает, что у Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., не было закрепленного жилья, так как у родителей оно отсутствовало. (л.д. 27)

Согласно справке ОГОУ НПО «<данные изъяты>» Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучался в ОГОУ НПО <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (Факт окончания профессионального обучения в ОГОУ НПО <данные изъяты> подтверждается и соответствующим свидетельством. (л.д. 25-26) Выпускнику, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании приказа по училищу от ДД.ММ.ГГГГ выплачена денежная компенсация по выпуску и единовременное пособие. (л.д. 18)

Статус Н.. как ребенка, оставшегося без попечения родителей ни ответчиком, ни третьими лицами не оспаривается. Ответчиком не оспаривается и право истца на предоставление жилого помещения вне очереди.

Таким образом, Н. был включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а, следовательно, имея соответствующий статус как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, приобретает право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма при наличии оснований, установленных в приведенных положениях Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2) и Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в названных нормативных актах юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится и прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, и др. Совокупность приведенных обстоятельств в настоящем случае не требуется.

Доказательства, исследованные в судебном заседании с достоверностью свидетельствует о наличии у Н.. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях до социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ст. 15 Закона Томской области «О социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области».

Однако, в нарушение действующего законодательства Н. . не только после прекращений над ним попечительства, но и по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования ОГОУ НПО <данные изъяты> жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было.

Доводы ответчика, касающиеся неисполнимости судебного решения в связи с отсутствием денежных средств и неперечислением их Администрацией Томской области, как и доводы третьего лица о невозможности удовлетворения требований вследствие отсутствию бюджетных средств, не могут быть приняты во внимание.

Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Гражданин в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Н. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области № 188-ОЗ.

Кроме того, согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно Законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 года № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Законом Томской области №188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования, т.е. составляют муниципальный жилищный фонд.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец вправе требовать предоставления ответчиком благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Колпашевского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.А.Кузнецова

Решение вступило в законную силу: 27 декабря 2011 года