Дело № 2-373/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 апреля 2012 года г.Колпашево Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего Кузнецовой Е.А., с участием прокурора - помощника Колпашевского городского прокурора Рыбаловой Е.А., представителя Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Смыченко А.М., (действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), при секретаре Дубовцевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Иванов И.И. к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди по договору социального найма не ниже установленных норм, УСТАНОВИЛ: Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Иванова И.И. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Иванова И.И. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ссылаясь при этом на положения Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2), Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8); Закона Томской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской <адрес>» (абз. 2 ч. 1 ст. 15) и Закона Томской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», указав, что И. И.И. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку в возрасте 18 лет его мать Ю. вела кочевой образ жизни, не имела постоянного жилья и прописки, от его воспитания отказалась, отец Д. после расторжения брака с женой ДД.ММ.ГГГГ никакой материальной помощи не оказывал, место жительства его было не известно, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ решением Колпашевского городского суда были лишены родительских прав. Иванов И.И. на основании распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, поставлен на учет на получение жилья и включен в список на внеочередное получение жилья. Согласно выписки из приказа №-У от ДД.ММ.ГГГГ Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Томский политехнический техникум», согласно приказу №-У от ДД.ММ.ГГГГ Иванов И.И. был отчислен в связи с защитой дипломной работы. Жилое помещение за Ивановым И.И. на данный момент не закреплено. ДД.ММ.ГГГГ Иванов И.И. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения в категории детей, оставшихся без попечения родителей не имеет закрепленного жилого помещения. До настоящего времени Иванов И.И. жильем не обеспечен. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ Иванов И.И., относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Ивановым И.И. обязанности по предоставлению жилого помещения, право на его получение он не теряет. В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Рыбалова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что в настоящее время из-за нарушения ответчиком требований закона, обязывающих предоставлять Иванову И.И. жилое помещение, последний какого-либо постоянного места жительства не имеет, вынужден уехать на заработки, что бы было где и на что жить. Иванов И.И. в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 167ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, поддерживая доводы письменных возражений <данные изъяты> суть которых сводится к следующему. Администрация Колпашевского городского поселения не является надлежащим ответчиком. Доказательств выполнения указанных гарантий в части соблюдения расходных обязательств Администрации Томской области, в части выделения денежных средств на обеспечение жильем Иванова И.И., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, прокурор в суд не представил. К заявлению не приложены документы, определенные ст. 4.1 и 3. Закона Томской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма». Иванов И.И. в Администрацию Колпашевского городского поселения с письменным заявлением, о предоставлении ему жилья, до направления настоящего искового заявления прокурора в суд, не обращался. Документов, необходимых для подтверждения внеочередного права на предоставление жилого помещения Иванову И.И. – в Колпашевском городском поселении не имеется. Сам Иванов И.И. такие документы ответчику не представил. Указанное свидетельствует об отсутствии у прокурора доказательств внесудебного порядка разрешения возникшего спора. Помимо этого прокурором не представлено доказательств того, что ответчик имеет денежные средства или жилые помещения для обязанности предоставления жилого помещения Иванову И.И., тогда как ответственность в этой части ответчик несет лишь в пределах сумм, выделенных субъектом РФ. Представитель Администрации Томской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, что суд полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. При этом в письменном заявлении указал, что для получения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо учитывать ряд условий, указанных в федеральном и областном законодательстве. В соответствии с законодательством истец должен доказать следующие моменты: наличие у истца статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей или лиц из их числа.; постановка истца и возраст при постановке на льготную очередь для получения жилого помещения по договору социального найма; отсутствие у истца закрепленного жилого помещения; наличие у истца жилого помещения в собственности; род занятий истца (работа, учеба). К исковому заявлению не приложены копии документов, на основании которых можно сделать вывод о наличии права Иванова И.И. на жилое помещение по договору социального найма. В связи с чем, считает, что требования Колпашевского городского прокурора в интересах Иванова И.И. не подлежат удовлетворению.(<данные изъяты> Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской <адрес>», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту – Закон), администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данная норма законодательства Томской области корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ. Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. Иванов И.И., <данные изъяты> имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и пользуется всеми льготами, предназначенными для этой категории лиц. Решением Колпашевского городского суда Томской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ю. Д. лишены родительских прав в отношении Иванова И. <данные изъяты> Решение вступило в законную силу В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановление по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Постановлением Главы Колпашевского <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что родители несовершеннолетних Ивановых лишены родительских прав, несовершеннолетние определены в детский дом. (<данные изъяты> П.2 указанного постановления за Ивановым И.И. и <данные изъяты> закреплена жилая площадь в <адрес> Постановлением Главы Администрации Колпашевского района Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше п.2 Постановления № отменен, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилое помещение в <адрес>. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ орган опеки и попечительства Администрации Колпашевского <адрес> внес ходатайство о постановке на льготную очередь на получение жилой площади несовершеннолетних Ивановых, т.к. родители лишены родительских прав, собственного жилья семья не имела. Жилье закрепленное в <адрес> разрушено. В настоящее время дети находятся в Колпашевской санаторной школе-интернате. <данные изъяты> На основании распоряжения Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Ивановы поставлены на учет на получение жилья и включены в список на внеочередное получение жилья<данные изъяты> Согласно выписки из приказа №-У от ДД.ММ.ГГГГ ФГОУ среднего профессионального образования «Томский политехнический техникум» Иванов И.И., отчислен, приказ №-У от ДД.ММ.ГГГГ в связи с защитой дипломного проекта. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Иванов И.И. обратился в Администрацию Колпашевского городского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях <данные изъяты> по основаниям отсутствия жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности. По имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы <адрес> Иванов И.И., <данные изъяты>, снят с регистрационного учета по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. <данные изъяты> Согласно данным, предоставленным Отделом Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>, Иванов И.И., <данные изъяты> снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. Выбыл в <адрес>, не зарегистрировался. <данные изъяты> Согласно свидетельству о месте пребывания №, в настоящее время Иванов И.И., зарегистрирован по месту пребывания, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Зарегистрирован по месту пребывания в <адрес>, в связи с нахождением в командировке, для выполнения общественных работ. <данные изъяты> Ранее, Иванов И.И. проживал в <адрес> на основании договора аренды жилого помещения по адресу: <адрес>. <данные изъяты> По сведениям ОГУП «Томский <адрес> центр технической инвентаризации» в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права Иванова И.И не зарегистрированы, в приватизации участия не принимал<данные изъяты> В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует информация о правах Иванова И.И. на имеющиеся у него объекты недвижимости. <данные изъяты> Статус Иванова И.И. как ребенка, оставшегося без попечения родителей ответчиком не оспаривается. По сведениям Администрации Колпашевского <адрес> Иванов И.И., состоит на льготном учете на получение жилого помещения в Колпашевском городском поселении. Иванов И.И., имея соответствующий статус как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, приобретает право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма при наличии оснований, установленных в приведенных положениях Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2) и Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8). Требований об обязательном заявительном порядке, с учетом признания права истца на внеочередное предоставление жилого помещения по результатам рассмотрения материалов жилищной комиссией, законодательство в указанной части не содержит. Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в названных нормативных актах юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится и прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Совокупность приведенных обстоятельств в настоящем случае не требуется. Доказательства, исследованные в судебном заседании с достоверностью свидетельствует о наличии у Иванова И.И. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях до социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ст. 15 Закона Томской <адрес> «О социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской <адрес>». Однако, в нарушение действующего законодательства Иванову И.И., по окончании пребывания в учреждении ФГОУ среднего профессионального образования «Томский политехнический техникум», жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Гражданин в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Иванова И.И. на предоставление вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской <адрес> №-ОЗ. Кроме того, согласно ст. 8 Закона №-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно Законом Томской <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской <адрес>» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Законом Томской <адрес> №-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования, т.е. составляют муниципальный жилищный фонд. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец вправе требовать предоставления ответчиком благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Колпашевского городского прокурора удовлетворить. Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Иванову И.И., <данные изъяты> вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного текста решения. Судья: Е.А.Кузнецова Мотивированный текст решения изготовлен: 28 апреля 2012 года. Судья: Е.А.Кузнецова Решение вступило в законную силу: «29» июня 2012 года