Дело № 2-25/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 января 2012 года г. Колпашево Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего Пойда А.Н., при секретаре Новиковой О.С., с участием: представителя истца – старшего помощника Колпашевского городского прокурора Ф.Н.Н., Краюшкиной Е.Н., представителя ответчика - Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Краюшкиной Е.Н. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм предоставления. УСТАНОВИЛ: Колпашевский городской прокурор обратился с иском в суд в интересах Краюшкиной Е.Н. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение», в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, предоставить Краюшкиной Е.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм предоставления. В обосновании исковых требований указал, что проведенной Колпашевской городской прокуратурой проверкой по коллективному обращению жителей многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, признанного ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной Администрацией Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, постановление №, аварийным установлены нарушения жилищных прав граждан, проживающих в данном доме. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №далее - Положение). Согласно пункту 7 Положения признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Администрацией муниципального образования «Колпашевское городское поселение» указанная комиссия была образована постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N №. Пунктом 8 Положения установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. К компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49 Положения). В силу указанных норм определение срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является компетенцией органа местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что на основании данных технического паспорта Колпашевского филиала ОГУП ТОЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией принято заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным. В соответствии с указанным заключением администрацией Колпашевского городского поселения издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О расселении жильцов аварийных домов <адрес>», согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подлежит расселению. Распоряжением администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены дополнения в вышеуказанное распоряжение, оно дополнено «Списком переселяемых граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания». В данный список, под номером № включена <адрес> в <адрес>, в которой проживает Краюшкина Е.Н.. Из заявления Краюшкиной Е.Н. в прокуратуру следует, что нарушены ее права на жилище, гарантированные Конституцией Российской Федерации и обеспечиваемые жилищным законодательством. В ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Исходя из указанных обстоятельств, Колпашевский городской прокурор имеет право обратиться в суд в защиту прав и законных интересов жителя аварийного многоквартирного дома. В судебном заседании представитель истца Ф.Н.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, с учетом их уточнения, просил обязать Администрацию муниципального образования «Колпашевское городское поселение», устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, предоставить Краюшкиной Е.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм предоставления, установленных решением Совета Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из состава семьи Краюшкиной Е.Н. <данные изъяты> человека. Краюшкина Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что когда проводилось собрание жильцов по поводу признания дома аварийным, то ни кто не отказывался от предложения расселить дом. Жильцы дома стали собирать необходимые документы для расселения, но когда обратились с этими документами в Администрацию Колпашевского городского поселения, то им было отказано, пояснили, что уже поздно. В доме <данные изъяты> квартир, дом аварийный, жить в таких условиях невозможно. Она просит обеспечить ее жилым помещением, поскольку у нее двое детей, самой ей не на что покупать квартиру, так как она не работает. Представитель Администрации муниципального образования Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснил, что проводилось собрание жильцов, на котором ими было предложено жильцам о расселении их в другие квартиры, жильцы отказались. Финансовых средств в Администрации Колпашевкого городского поселения недостаточно, самостоятельно выполнить обязанности в обеспечении жильем Краюшкину Е.Н. не представляется возможным. Кроме того, прокурор не вправе обращаться с данным иском в суд в интересах собственника. Краюшкина Е.Н. должна быть обеспечена жилым помещением согласно правил предусмотренных ст. 32 ЖК РФ. Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Учитывая вышеизложенное положение закона, исходя из характера спорных правоотношений и наличия коллективного обращения граждан аварийного дома, прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту прав Краюшкиной Е.Н. как собственника жилого помещения находящегося в аварийном жилом доме. На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Согласно представленных доказательств судом установлено, что многоквартирный дом расположенный по адресу <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с указанным заключением администрацией Колпашевского городского поселения издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О расселении жильцов аварийных домов <адрес>», согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подлежит расселению. Распоряжением администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № внесены дополнения в вышеуказанное распоряжение, оно дополнено «Списком переселяемых граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания». В данный список, под номером № включена <адрес> в <адрес>, в которой проживает Краюшкина Е.Н. Краюшкина Е.Н. на основании свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ является собственником вышеуказанной двухкомнатной квартиры общей площадью 29, 10 кв. м., проживает в данной квартире с двумя детьми иного жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет, что не оспаривалось в суде ответчиком. Свидетель З.А.С. в судебном заседании пояснил, что в конце <данные изъяты> года или в начале <данные изъяты> года проводилось собрание с жильцами <адрес> в <адрес> о расселении этого дома в связи с его аварийностью. Однако часть жильцов была не согласна. Каких либо письменных документов по данному факту фиксирующих несогласие жильцов не составлялось. На основании ст.32 ЖК РФ регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома. Как установлено в суде администрацией муниципального образования «Колпашевское городское поселение» вышеуказанных требований собственникам дома не предъявлялось. Кроме того, каких либо действий со стороны ответчика на протяжении более чем 4 лет с момента признания дома аварийным не предпринималось. В связи с этим ссылку представителя ответчика на то, что при разрешении возникшего спора должны применяться положения статьи 32 ЖК РФ, нельзя признать правильной. В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. При этом ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. Вышеуказанная правовая позиция отражена в определениях: Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В-11-19. В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2). По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5). С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Колпашевского городского прокурора в интересах Краюшкиной Е.Н. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» об обязании предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм предоставления удовлетворить в полном объеме. Обязать Администрацию муниципального образования «Колпашевское городское поселение» предоставить вне очереди Краюшкиной Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм предоставления. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в апелляционном порядке через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Судья: А.Н.Пойда Решение вступило в законную силу: «28» апреля 2012 года