№ 2-26/2012 решение вступило в законную силу 17.04.2012 года



Дело № 2-26/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2012 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Музафаровой Г.Г.,

с участием представителя истца - помощника Колпашевского городского прокурора Фомченко Н.Н.,

истца Байборовой Л.К.,

представителя Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Кириченко В.А., действующего на основании надлежащей доверенности;

при секретаре Терентьевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Байборовой Л.К. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Байборовой Л.К. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором, с учетом дальнейших уточнений, просил обязать ответчика предоставить Байборовой Л.К. жилое помещение, отвечающее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес>, в котором проживает Байборова Л.К., межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, был признан аварийным. В соответствии с указанным заключением администрацией Колпашевского городского поселения издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О расселении жильцов аварийных домов <адрес>», согласно которому жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, подлежит расселению. Распоряжением администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ внесены дополнения в указанное выше распоряжение, оно дополнено «Списком переселяемых граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания». В данный список включена и Байборова Л.К. Однако, жилое помещение Байборовой Л.К. до настоящего времени не предоставлено. Ссылаясь на положения ст.ст. 18, 40 Конституции РФ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ просит обязать предоставить Байборовой Л.К. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм предоставления.

В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Фомченко Н.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что в связи с признанием <адрес> в <адрес> аварийным, истец имеет право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Истец Байборова Л.К в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что она проживает в <адрес> в <адрес>, который ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным. Состояние дома угрожает ее и ее близким жизни и здоровью, поскольку в доме плесень, сырость, разрушается пол, стены. До настоящего времени другое жилое помещение ей не предоставлено. При этом средств для приобретения иного жилья она не имеет, поскольку является получателем пенсии по старости.

Представитель ответчика - Администрации Колпашевского городского поселения Кириченко В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск признал частично, пояснив, что действительно <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Однако денежных средств для строительства жилья в бюджете Администрации Колпашевского городского поселения не имеется, свободного муниципального жилья для расселения граждан также нет. Требования истцов могут быть исполнены только по мере поступления денежных средств, либо освобождения муниципального жилья

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так, согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями граждан, жилище которых признано непригодным для проживания», в случае принятия межведомственной комиссией решения о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания, гражданам в установленном порядке предоставляются жилые помещения в жилищном фонде социального использования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, представляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1, пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П).

Пунктом 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, установлено, что вопрос о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесен к компетенции органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что истец Байборова Л.К. проживает по договору социального найма в жилом помещении, расположенном в <адрес> в <адрес>.

Как следует из представленного в судебное заседание технического паспорта жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>, годом постройки данного дома указан - ДД.ММ.ГГГГ дом деревянный, с фактическим процентом износа 80%. Субъектом права в отношении данного дома выступает Администрация Колпашевского городского поселения (<данные изъяты>).

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (<данные изъяты>

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Колпашевского городского поселения признана необходимость в расселении жильцов дома, в том числе, расположенного по адресу <адрес> в <адрес> (<данные изъяты>).

При этом Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Колпашевского городского поселения утвержден список переселяемых граждан из жилых домов, в том числе дома, расположенного по <адрес> в <адрес>. В указанном списке значится также и истец Байборова Л.К. (<данные изъяты>).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела управления муниципального хозяйства Администрации Колпашевского городского поселения В. пояснил, что заключением межведомственной комиссии <адрес> в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу. В ДД.ММ.ГГГГ жильцам данного дома в устной форме было предложено переселение, однако жильцы в категоричной форме от переселения отказались. В настоящее время денежных средств для осуществления переселения жильцов из аварийного дома, а также свободного муниципального жилья в Администрации Колпашевского городского поселения не имеется.

Цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Байборовой Л.К., к Администрации Колпашевского городского поселения, поскольку жилое помещение, в котором проживает Байборова Л.К., расположено в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем указанное лицо имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Довод представителя ответчика о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием средств для этого, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Гражданин в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Байборовой Л.К. на предоставление ей жилого помещения, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств.

В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О жилищном фонде социального использования в <адрес>» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления), установленным органами местного самоуправления.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Байборовой Л.К., удовлетворить.

Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Байборовой Л.К. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 16 января 2012 года.

Судья: Г.Г.Музафарова

Решение вступило в законную силу: «17» апреля 2012 года