Дело № 2-300/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 апреля 2012 года г.Колпашево Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего Кузнецовой Е.А., с участием прокурора - помощника Колпашевского городского прокурора Рыбаловой Е.А., истца Барышевой А.Е., представителя Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., действующего на основании доверенности, при секретаре Дубовцевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Барышевой А.Е. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди, УСТАНОВИЛ: Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Барышевой А.Е. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Барышеву А.Е. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ссылаясь при этом на положения Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2), Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8); Закона Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (абз. 2 ч. 1 ст. 15) и Закона Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», указал, что Барышева А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет у нее умер отец, а мать воспитанием дочери не занималась, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ решением Колпашевского городского суда была лишена родительских прав. Барышева А.Е. с 2002 года на основании постановления Главы Администрации Колпашевского района от ДД.ММ.ГГГГ находилась под опекой. Барышевой А.Е. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет, ДД.ММ.ГГГГ она родила ребенка. В связи с этим следует, что опека над Барышевой А.Е. прекратилась. Жилое помещение за Барышевой А.Е. не закреплялось. С 2006 года Барышева А.Е. состоит на учете, в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения в категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения. До настоящего времени Барышева А.Е. жильем не обеспечена. На момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органах местного самоуправления (в 2006 году) Барышева А.Е. относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Рыбалова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что право на предоставление жилого помещения возникло у Барышевой А.Е. по достижении восемнадцатилетнего возраста и прекращения над ней попечительства. Барышева А.Е. в судебном заседании, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям изложенным в иске, пояснила, что в настоящее время проживает в съемной квартире, договор найма не заключался. Квартиру снимает у знакомой, платит коммунальные услуги. Прав на эту квартиру не имеет. Ей разрешили временную прописку на три месяца, так как необходимо было оформить документы в соцзащиту на получение пособия при рождении ребенка. Дом, по адресу <адрес> снесен, в том доме проживала ее прабабушка, которая была ее опекуном, но ей выделили деньги и она купила квартиру, а из дома всех жильцов расселили. Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражении на исковое заявление (л.д. 24,29), пояснив, что в заявлении на имя прокурора указано, что Барышева обучается в училище №, а в объяснительной указано, что она обучается в ПУ №. В данном случае должны быть применены нормы жилищного законодательства, а именно п.2 п.п.2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», где сказано, что жилье предоставляется после окончания пребывания в образовательном учреждении на момент подачи искового заявления. Исключается обязанность органов местного самоуправления обеспечивать ее жилым помещением, до окончания образовательного учреждения. В ходе обучения жилым помещением обеспечивает образовательное учреждение. Денежные средства на предоставление жилья Барышевой должны быть выделены Администрацией Томской области. В Колпашевском городском поселении финансовых средств на эти цели нет. Представитель Администрации Томской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, что суд полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. При этом в письменном заявлении указал, что для получения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо учитывать ряд условий, указанных в федеральном и областном законодательстве. В соответствии с законодательством истец должен доказать следующие моменты: наличие у истца статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей или лиц из их числа.; постановка истца и возраст при постановке на льготную очередь для получения жилого помещения по договору социального найма; отсутствие у истца закрепленного жилого помещения; наличие у истца жилого помещения в собственности; род занятий истца (работа, учеба). К исковому заявлению не приложены копии документов, на основании которых можно сделать вывод о наличии права Барышевой А.Е. на жилое помещение по договору социального найма. В связи с чем, считает, что требования Колпашевского городского прокурора в интересах Барышевой А.Е. не подлежат удовлетворению. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту – Закон), администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данная норма законодательства Томской области корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ. Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. Барышева А.Е., <данные изъяты>), имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и пользуется всеми льготами, предназначенными для этой категории лиц. Согласно данным, предоставленным Администрацией Колпашевского городского поселения, Барышева А.Е., жильем не обеспечена и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> отец Барышевой А.Е. – Б.Е., умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10) На основании решения Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Барышевой А.Е., - Л.С. лишена родительских прав на дочь. (л.д.11) Постановлением Главы Колпашевского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Барышевой А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека, опекуном назначена П.. (л.д. 12) Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, Барышева А.Е. родила дочь Б.Т. ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям, предоставленным и.о. директора №», Барышева А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поступила для обучении в № ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Барышевой А.Е. был предоставлен академический отпуск в связи с рождением ребенка (в этот период произошла реорганизация учебных учреждений путем объединения «ПУ №» и «ПУ №»). ДД.ММ.ГГГГ решением педагогического Совета №», Барышева А.Е. отчислена из учебного заведения в связи с невыходом из академического отпуска. В период обучения Барышева А.Е. до совершеннолетия проживала с опекуном сначала по <адрес> (зарегистрирована по указанному адресу), затем по <адрес>. По достижении совершеннолетия и по настоящее время проживает по <адрес> (арендуемое помещение). Барышева А.Е. за период обучения с заявлением о проживании в общежитии учебного учреждения не обращалась. (л.д.44) По имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы Территориального отделения УФМС России по Томской области в городе Колпашево, Барышева А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> Согласно справке о составе семьи (л.д. 59) Барышева А.Е., проживает по адресу: <адрес>, в состав ее семьи входит Б.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь. Указанное жилое помещения на основании постановления Администрации Колпашевского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выдано П., о чем свидетельствует корешок ордер на жилое помещение. (л.д. 58) Жилой многоквартирный <адрес> признан аварийным (заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ), расселялся по муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Колпашевского городского поселения в конце 2009-2010 г.г. (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ). Дом снесен в 2010 году. В реестре муниципальной собственности в настоящее время не значится. (л.д. 57) П. выделена <адрес>, общей площадью 24,7 кв.м., составом семьи – 1 человек. Совместно проживающая с ней правнучка Барышева А.Е., опекуном которой являлась П., в постановлении об опекунстве в 2002 году, не закреплялась за жилым помещением по адресу: <адрес>. По ходатайству специалистов органа опеки и попечительства Администрации Колпашевского <адрес> в 2006 году Барышева А.Е. поставлена на учет в Администрацию поселения на получение жилья и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья. (л.д. 52-54) По сведениям ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права Барышевой А.Е. не зарегистрированы, в приватизации участия не принимала.(л.д.45) В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствует информация о правах Барышевой А.Е. на имеющиеся у нее объекты недвижимости. (л.д. 46) Допрошенная в качестве свидетеля Ш. в судебном заседании пояснила, что Барышева с июля 2011 года проживает в ее квартире по <адрес>, без заключения соответствующего договора. Указанная квартира перешла ей по наследству, оставшемуся после смерти брата Е., в собственность до настоящего времени квартиру не оформила. Квитанции на оплату коммунальных услуг приходят на имя С., который проживал в этой квартире в период, пока брат находился в местах лишения свободы. В настоящее время она владеет квартирой. За все время после смерти брата претензий к ней по поводу указанной квартиры никто не предъявлял. Барышева пользуется квартирой и оплачивает коммунальные услуги. Право собственности и права постоянного пользования на квартиру у Барышевой нет. Статус Барышевой А.Е. как ребенка, оставшегося без попечения родителей ответчиком не оспаривается. По сведениям Администрации Колпашевского района Барышева А.Е., состоит на льготном учете на получение жилого помещения в Колпашевском городском поселении с ДД.ММ.ГГГГ. Опека над Барышевой А.Е. не осуществляется, так как она совершеннолетняя. (л.д.28) Барышева А.Е., имея соответствующий статус как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, приобретает право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма при наличии оснований, установленных в приведенных положениях Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2) и Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8). Требований об обязательном заявительном порядке, с учетом признания права истца на внеочередное предоставление жилого помещения по результатам рассмотрения материалов жилищной комиссией, законодательство в указанной части не содержит. Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в названных нормативных актах юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится и прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Совокупность приведенных обстоятельств в настоящем случае не требуется. Доказательства, исследованные в судебном заседании с достоверностью свидетельствует о наличии у Барышевой А.Е. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях до социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ст. 15 Закона Томской области «О социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области». Однако, в нарушение действующего законодательства Барышевой А.Е., по при прекращении опеки (попечительства), жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Гражданин в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Барышевой А.Е. на предоставление вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области №-ОЗ. Кроме того, согласно ст. 8 Закона №-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно Законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Законом Томской области №-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования, т.е. составляют муниципальный жилищный фонд. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец вправе требовать предоставления ответчиком благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Колпашевского городского прокурора удовлетворить. Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Барышевой А.Е. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного текста решения. Судья: Е.А. Кузнецова Решение вступило в законную силу: 15 июня 2012 года