Дело 2-544/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2012 года г.Колпашево, Томской области Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего Ольховской Е.В. при секретаре Стариковой И.В. заявителя Куртукова А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Куртукова А.В. о признании решения ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» по <адрес> № от д.м.г. об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости незаконным, необоснованным; обязании устранить нарушения, препятствующие осуществлению гражданином своих прав, УСТАНОВИЛ: Куртуков А.В. обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с заявлением о признании решения ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной госрегистрации, кадастра и картографии» по <адрес> № от д.м.г. об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости незаконным, необоснованным, возложении обязанности устранить нарушения, препятствующие осуществлению гражданином своих прав, в порядке гл 25 ГПК РФ. В обосновании своих требований указал, что д.м.г. решением № филиала № ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» по <адрес> было отказано во внесении сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости по его заявлению № от д.м.г., направленному в указанный государственный орган. В обосновании отказа указано, что в приложенной им к заявлению архивной выписке из Решения исполнительного комитета Колпашевского Совета народных депутатов № от д.м.г. отсутствует уникальная характеристика объекта недвижимости: площадь земельного участка. С данным решением об отказе ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Ранее в 2011 г. он обращался в ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с аналогичным заявлением о внесении сведений на тот же участок. Ему было отказано во внесении сведений по той же причине отсутствия указания на площадь отведенного участка в Решении №, хотя и при наличии указанных размеров участка 4,0 х 6.5.Получив отказ, он обратился в уполномоченный орган – <адрес>, с заявлением об уточнении площади отведенного решением № участка как равной соответственно 26 кв.м. В ответе на данное заявление поступившем из Администрации было указано, что в Решении № имеется указание на площадь участка при наличии его размеров 4,0 х 6.5 м, оснований для уточнений не имеется. Тогда он обратился в Колпашевский городской суд с заявлением об установлении факта того, что Решением № был отведен земельный участок площадью 26 кв.м. Суд пришел к выводу о том, что от установления такого очевидного факта площади отведенного участка не может зависеть возникновение каких-либо его прав и в удовлетворении его заявления было отказано. Суд второй инстанции пришел к выводу о том, что при данных обстоятельствах установление по сути математического факта площади участка при наличии указанных его размерах не может иметь юридического значения для возникновения прав граждан. Производство по делу было прекращено. Таким образом, уполномоченный орган – <адрес>, а так же суд в двух инстанциях пришли к выводу о том, что в Решении № имеется указание на площадь отведенного земельного участка при наличии его размеров 4,0 х 6,5 метров и уточнять или устанавливать дополнительно этой площадь оснований и необходимости не имеется. Кроме того, по его обращению д.м.г. было издано постановление Главы Колпашевского городского поселения №, которым указанному участку площадью 26 кв.м. присвоен современный адрес. При издании этого постановления должностными лицами органа местного самоуправления был также сделан вывод о том, что Решением № отведен земельный участок площадью 26 кв.м, что нашло отражение в данном постановлении, которое так же прилагалось к его заявлению № от д.м.г. Несмотря на все вышеуказанные обстоятельства, ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» по <адрес> было принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости по его заявлению, по той причине, что представленной им архивной выписке из Решения № отсутствует указание на площадь отведенного участка. Фактически не были приняты во внимание все вышеуказанные состоявшиеся выводы органов по его заявлениям, а также то обстоятельство, что площадь прямоугольника со сторонами 4,0 м и 6,5 м составляет 26 кв.м. При всех указанных обстоятельствах, решение ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» по <адрес> отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участка по такому основанию как отсутствие в приложенных им документах указания на площадь отведенного участка не может являться законным и обоснованным. Данное решение об отказе по его заявлению № от д.м.г. создает препятствие к осуществлению его гражданских прав по регистрации права на земельный участок по упрощенной схеме в соответствии с действующим законодательством поскольку не внесены сведения об участка как о ранее учтенном в государственный кадастра недвижимости и кадастровый паспорт земельного участка ему не выдан. Представитель заинтересованного лица ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие заинтересованного лица. Представитель заинтересованного лица ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» согласно изложенным требованиями Куртукова А.В. представил отзыв, в котором сославшись на ФЗ № 221-ФЗ от д.м.г. «О государственном кадастре недвижимости», Приказ Минэкномразвития РФ от д.м.г. № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке. Примерной формы извещения и проведении собрания о согласовании местоположения границ земельный участков», Приказ Минэкномразвития РФ от д.м.г. № «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» считает, что орган местно самоуправления должен своим решением уточнить площадь земельного участка и затем уже присваивать ему адре<адрес> согласно представленным документам адрес участку присвоен, полномочиями вести математические расчеты, сотрудники кадастровой палаты не наделены. Считают, что таким образом, отсутствуют установленные Законом способы постановки на кадастровый учет земельного участка при отсутствии уникальной характеристики объекта недвижимости. Считают, что исполняя Закон и изданные для его реализации подзаконные акты ФГБУ «ФКП Росреестра» ничем не нарушили права гражданина, а потому просят отказать в удовлетворении заявленных им требований. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно статье 255 названного Кодекса к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от д.м.г. N 2 (ред. от д.м.г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Решением Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) № от д.м.г. ( л.д.8), Куртукову А.В. отказано во внесении сведений о земельном участке как о ранее учтенном объект недвижимости по его заявлению № от д.м.г. ( л.д.7). Основанием отказа указано: отсутствие уникальной характеристики объекта недвижимости: площадь земельного участка) ( п.2 ч.2 ст. 27 Федерального закона от д.м.г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Рекомендовано обратиться в Орган местного самоуправления, для внесения дополнений (уточнений) в части площади земельного участка в Решение исполнительного комитета Колпашевского городского совета народных депутатов от д.м.г. №. Согласно ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ от д.м.г. «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа но внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведении о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее кадастровые рабсил). Согласно ч.1 статьи 7 Федерального Закона № 221-ФЗ от д.м.г. «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: .., 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. Ст.16 вышеуказанного Закона определено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21 ч. 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости. Состав необходимых для кадастрового учета документов определяется ст. 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: 2) межевой план (при постановке па учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также: копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); Согласно решению № от д.м.г. об отказе во внесении сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, основаниям для его принятии послужили: заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости № от д.м.г.; архивная выписка № от д.м.г.; Постановление Администрации Колпашевского городского поселения № от д.м.г., кассационное определение № г. от д.м.г. Согласно ст. 37 «О государственном кадастре недвижимости», межевой план подготавливается в результате кадастровых работ кадастровым инженером. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимое сведения о земельном участке или земельных участках… Для определения площади в межевом плане Законом установлено, что площадью земельной участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельное участка на горизонтальную плоскость (статья 39). Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 24,11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", в пункте 39 определяет, что по значения координат пунктов опорной межевой сети, государственной геодезической сети или координат характерных точек границ земельных участков в межевом плане указываются в метрах с округлением до 0.01 метра. Значение площади земельных участков (частей земельных участков) в межевом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра, а значения горизонтальных положений - в метрах с округлением до 0,01 метра. Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 04.022010 N 42 «Об утверждении Порядка ведении государственного кадастра недвижимости» пунктами 34 и 63 основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются: отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочии на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом); противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (зa исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости); отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном. А. в Реестр вносятся следующие общие сведения о земельном участке: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок); 2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в ГКН: 3) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; 4) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (далее - исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которою был образован существующий земельный участок: 5) кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка ; 6) адрес земельного участка или при отсутствии такого адреса - описание местоположения; 7) категория земель, к которой отнесен земельный участок; 8) разрешенное использование земельного участка; 9) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием В материалах дела имеется сообщение <адрес> (---), из которого следует, что Куртуков обращался с заявлением к Главе администрации <адрес>, согласно которому просил внести дополнения (уточнения) в Решение Колпашевского городского Совета народных депутатов и его исполнительного комитета № от д.м.г., указав, площадь отведенного участка размером 4,0 х 6,5 площадью 26 кв.м. На основании данного заявления, Куртукову А.В. <адрес> было направлено сообщение, в котором ему было разъяснено, что в соответствии с тем, что он является собственником гаража, он также вправе приобрести права на земельный участок, занимаемый гаражом на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ, в его просьбе о внесении дополнения (уточнения) в Решение от д.м.г. № было отказано, по причине приятия данного документа в соответствии с законодательством, действующим на тот момент. Порядком приобретения права на земельный участок на основании ст.36 ЗК РФ Куртуков не воспользовался. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ - Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Из представленных заявителем документов следует, что в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (росреестр) он не представил необходимый пакет документов, а именно сведения о площади отведенного земельного участка, в связи с чем ему было отказано в осуществлении кадастрового учета правомерно. На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Куртукова А.В. о признании решения ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» по томской области № от д.м.г. об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости незаконным, необоснованным; обязании устранить нарушения, препятствующие осуществлению гражданином своих прав, отказать. Решение может быть обжаловано в томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текса решения. Судья: Е.В. Ольховская Мотивированный текст изготовлен 05.06.2012 г. Судья: Е.В. Ольховская
погрешности вычисления.