№ 2-557/2012 решение не вступило в законную силу



Дело № 2-557/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2012 года г. Колпашево

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Пойда А.Н.,

при секретаре Новиковой О.С.,

с участием: представителя процессуального истца - помощника Колпашевского городского прокурора Рыбаловой Е.А., материального истца Е.С.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Е.С.А. к Администрации С. сельского поселения об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор обратился с иском в суд в интересах Е.С.А. к Администрации С. сельского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Е.С.А. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ссылаясь при этом на положения Жилищного кодекса РФ (ч.2 ст. 57), Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ч.1 ст. 8); <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» (абз. 2 ч. 1 ст. 15) и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а так же в иске указал, что Е.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет его мать убили, отец в свидетельство о рождении был вписан со слов матери. Е.С.А. исполнилось восемнадцать лет, в связи с этим следует, что опека над ним прекратилась. С ДД.ММ.ГГГГ Е.С.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в Администрации С. сельского поселения в категории детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Е.С.А. жильем не обеспечен. На момент постановки на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления Е.С.А. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в силу ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ и ст. <адрес> -ОЗ. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Е.С.А. обязанность по предоставлению жилого помещения, право на его получение он не теряет.

В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Рыбалова Е.А заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Е.С.А. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, просил обеспечить его жилым помещением, поскольку он своего жилья не имеет.

Представитель Администрации С. сельского поселения в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания, что подтверждается уведомлением и телефонограммой.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, предоставив в суд отзыв на исковое заявление в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать полностью при этом указал, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичное право на однократное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей закреплено в ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>». Стоит отметить, что для получения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо учитывать ряд условий, указанных в федеральном и областном законодательстве. В соответствии с законодательством истец должен доказать следующие моменты: наличие у истца статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей или лиц из их числа; постановка истца и возраст при постановке на льготную очередь для получения жилого помещения по договору социального найма; отсутствие у истца закрепленного жилого помещения; наличие у истца жилого помещения в собственности; род занятий истца (работа, учеба). Так же к исковому заявлению не приложены копии документов, на основании которых можно сделать вывод о наличии права Е.С.А. на жилое помещение по договору социального найма. Однако на основании перечня документов, приложенных к исковому заявлению, следует, что не предоставлены: справка из ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес>; справка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на ДД.ММ.ГГГГ; справка о составе семьи с места регистрации; справка о постановке на учет Е.С.А. в качестве граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения с указанием очереди на ДД.ММ.ГГГГ; справка о роде занятий Е.С.А. в настоящее время; документы, подтверждающие отсутствие закрепленного жилого помещения.

Суд, заслушав истцов, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией <адрес> по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес> за счет средств областного бюджета.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту – Закон), администрации поселений и городских округов <адрес> наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данная норма законодательства <адрес> корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ.

Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела на основании Постановления главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Е.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был передан под опеку Ф.В.В., затем опека была отменена и Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия Е.С.А. был передан на попечительство Ф.И.С..

Распоряжением Администрации С. сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Е.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет на внеочередное получение жилья по договору социального найма (л.д. 7).

Согласно справки о рождении и свидетельства о рождении Е.С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженец <адрес> является сыном Е.Т.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует свидетельство о смерти. Сведения об отце - Е.А.В. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Факт окончания профессионального обучения в ОГОУ НПО Профессиональное училище Е.С.А. подтверждается соответствующим Диплом о неполном профессиональном образовании выдан ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Е.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: пе<адрес> 1 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и проживает один.

Из письма от ОГОУ НПО «ПУ» главе С. сельского поселения видно, что дом, по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 1 не стоит на балансе ни одного собственника и в <адрес>, закрепленной за сиротой Е.С.А. необходим ремонт.

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ информация об имеющихся объектах недвижимого имущества у Е.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствует.

Согласно сообщения об отказе в предоставлении сведений из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ из ОГУП «ТОЦТИ» Колпашевского отделения права Е.С.А. на имеющие у него объекты недвижимого имущества не зарегистрированы, в приватизации участие не принимал.

Таким образом, Е.С.А. был включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а, следовательно, имея соответствующий статус как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, приобретает право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма при наличии оснований, установленных в приведенных положениях Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2) и Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в названных нормативных актах юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится и прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, и д<адрес> приведенных обстоятельств в настоящем случае не требуется.

Доказательства, исследованные в судебном заседании с достоверностью свидетельствует о наличии у Е.С.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ст. <адрес> «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>».

Однако, в нарушение действующего законодательства Е.С.А. не только после прекращения над ним попечительства, но и по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования ОГОУ НПО Профессиональное училище жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было.

Доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации <адрес> о том, что истец должен доказать наличие у него статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей или лиц из их числа и предоставить необходимые документы для удовлетворения требований необоснованны, так как истец в судебном заседании предоставил все доказательства, необходимые для предоставления ему жилого помещения, как лицу, отнесенному к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, Е.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимо предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о полном удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Колпашевского городского прокурора в интересах Е.С.А. к Администрации С. сельского поселения об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм удовлетворить.

Обязать Администрацию С. сельского поселения предоставить Е.С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: А.Н. Пойда