№ 2-511/2012 решение в законную силу не вступило



Дело № 2- 511/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2012 года г.Колпашево

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Ольховской Е.В.,

с участием Курочкина В.В.,

при секретаре Петроченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Курочкина В.В. об обжаловании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора и обязать должностное лицо разместить информацию о местонахождении видеокамеры,

УСТАНОВИЛ:

Курочкин В.В. обратился в Колпашевский городской суд с заявлением об обжаловании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора и обязать должностное лицо разместить информацию о местонахождении видеокамеры.

В судебном заседании Курочкин В.В. просил о рассмотрении его заявления в объеме имеющихся материалов дела пояснив, что он осужден Колпашевским городским судом ДД.ММ.ГГГГ по ч.1, ст.105 УК РФ и отбывает наказание в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> в <адрес>. В настоящее время этапирован в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России в <адрес>. И.о. начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> на него незаконно и не обосновано было наложено дисциплинарное взыскание. Правил внутреннего распорядка ФКУ <данные изъяты> УФСИН он не нарушал. При наложении взыскания с него было взято объяснение, в котором он указал, что не может дать объяснения по данному факту.

И.о. начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> был извещен надлежащим образом о рассмотрении данного дела, в суд не явился. Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ФКУ <данные изъяты> УФСИН.

По мнению представителя ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес>, все приказы о наложении дисциплинарного взыскания на осужденных направляются вместе с осужденным (в личном деле). Согласно имеющихся сведений, Курочкин этапирован в ФКУ <данные изъяты> УФСИН, находящийся в <адрес>. Считает, что действиями администрации ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по ТО не нарушены нормы законодательства по заявлению Курочкина, более подробно изложив свою позицию в письменном отзыве.

Исследовав материала дела, выслушав Курочкина В.В. суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным приказа и.о. начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> об объявлении выговора Курочкину В.В. от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку данный приказ был вынесен с соблюдением процедуры и порядка применения мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 названного Кодекса к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно п.7 вышеназванного Постановления, дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.

Курочкин В.В. обратился в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ оспаривая Приказ от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора и действий и.о. начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> при наложении данного взыскания.

Согласно названного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. осужденному Курочкину В.В. объявлен выговор за нарушение режима содержания, выразившегося в нарушении гл.3, п.14, п.п.1,2,8 п.15, п.п.10 Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В п.14, п.п.1,2,8 сказано, что Осужденные обязаны, в том числе, выполнять требования законов и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования.

П.п.10, п.15 регламентирует, что Осужденным запрещается:

<данные изъяты>;

В соответствии со ст. 77.1, "Уголовно-исполнительного кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний.

В соответствии с ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В силу пункта "а" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания в виде выговора.

Согласно ч. 1 ст. 117 указанного Кодекса при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания, у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.

В материалах дела имеется рапорт от ДД.ММ.ГГГГ. инспектора ОВР Н. на имя и.о. начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> В., согласно которого с осужденным Курочкиным В.В., находящимся в камере проведена беседа воспитательного характера по факту нарушения Правил внутреннего распорядка. В ходе беседы дал письменное объяснение, где указал, что по поводу рапорта о совершении нарушения ПВР ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> может пояснить, что в письменном виде не может дать объяснения на основании ФЗ от 1993 года «О государственной тайне» по данному поводу. ПВР не нарушать обязался. Повторно разъяснены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Также, в материалах дела имеется рапорт младшего инспектора Ф. от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которому, Курочкин В.В. нарушил правила внутреннего распорядка, а именно ДД.ММ.ГГГГ. в ДД.ММ.ГГГГ мин. занавешивал камеру видеонаблюдения, чем препятствовал обеспечению надзора.

Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура наложения взыскания была полностью соблюдена и произведена в соответствии с ч.1, ст.117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Не доверять подписям, рапортам, составленным должностными лицами, у суда нет оснований.

В соответствии с п.1,2 Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, тюрем и следственных изоляторов, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

В соответствии с п.6,7 Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" После полного обыска осужденные проходят комплексную санитарную обработку в соответствии с требованиями настоящих Правил и размещаются в карантинном отделении.

Во время нахождения в карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, проходят вводный инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ИУ. Они информируются о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия, а также под расписку уведомляются о применении в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.

Согласно п.1 Приказа Минюста РФ от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" лица, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах (далее - СИЗО), обязаны, в том числе, не препятствовать сотрудникам СИЗО, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей.

В соответствии с п.1.11 Приказа Минюста РФ от 25.01.1999 N 20 "Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" Территория следственного изолятора, его здания, помещения оборудуются инженерно-техническими средствами охраны, средствами сигнализации и связи, видеосистемами слежения и контроля.

Согласно гл.3 п.3.2. вышеназванного Положения, для выполнения стоящих перед ним задач следственный изолятор, в том числе, обеспечивает охрану подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (определения от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).

Согласно ч.1,2 ст.83 УИК Российской Федерации администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля. Статья 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части первой также предусматривает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.

Право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, а потому закрепление указанного права вышеназванными нормами преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.

Согласно ст.77.1 УИК РФ в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

Кроме того, согласно Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" -лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1).

Ознакомление с данными правилами происходит при первом помещении в СИЗО, то есть при определении заключения под стражу судом. При повторном перемещении в СИЗО из ИУ вновь ознакомление с данными правилами под роспись не происходит так как «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», распространяются на все следственные изоляторы РФ. Кроме того, принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно. В последующем такого рода информация регулярно предоставляется подозреваемым и обвиняемым по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником СИЗО и уполномоченными им лицами. Подозреваемым и обвиняемым по их просьбе из библиотеки СИЗО выдаются во временное пользование Федеральный закон и настоящие Правила. В каждой камере на стене вывешивается информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО.

ДД.ММ.ГГГГ. телефонограммой представитель ФКУ <данные изъяты> УФСИН в <адрес> (где в настоящее время содержится Курочкин) А. сообщил, что согласно материалам личного дела Курочкин В.В. по постановлению Колпашевского городского суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу ДД.ММ.ГГГГ по подозрению в совершении преступления по ч.1. ст.105 УК РФ, Курочкину избрана мера пресечения – заключение под стражу. При помещении в ФКУ <данные изъяты> <адрес>, Курочкину были разъяснены Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ. .

Согласно Приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" -лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1).

Ознакомление с данными правилами происходит при первом помещении в СИЗО, то есть при определении заключения под стражу судом. При повторном перемещении в СИЗО из ИУ вновь ознакомление с данными правилами под роспись не происходит так как «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», распространяются на все следственные изоляторы РФ.

Данная информация подтверждена распиской от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.30).

Согласно графику работы радиоузла ФКУ <данные изъяты> УФСИН РФ по <адрес> на 1,2 квартал 2012 года с 09-00 до 11-00 ежедневно транслируются правила внутреннего распорядка (л.д.16-17), что также подтверждает, что вся основная и дополнительная информация, в том числе, доводилась посредством радиовещания Курочкину.

На основании ст.ст. 115,117,83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приказа Минюста РФ от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", Приказа Минюста РФ от 25.01.1999 N 20 "Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", руководствуясь ст.254,255 ГПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих",

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Курочкина В.В. об обжаловании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора и действий и.о. начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> при наложении данного взыскания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 29.05.2012.

Судья: Е.В. Ольховская