№ 2-550/2012 решение в законную силу не вступило



Дело № 2-550/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2012 года г.Колпашево

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

Председательствующего Ольховской Е.В.,

с участием прокурора - помощника Колпашевского городского прокурора Рыбаловой Е.А.,

представителя Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Лаптева А.В., действующего на основании надлежащей доверенности,

при секретаре Петроченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах С. к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди, по договору социального найма не ниже установленных социальных норм,

УСТАНОВИЛ:

Колпашевский городской прокурор обратился в Колпашевский городской суд с иском в интересах С. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить С., д.м.г. года рождения, вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ссылаясь при этом на положения Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2), Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8); Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ (в редакции от 12.03.2008 года) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (абз. 2 ч. 1 ст. 15) и Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», указал, что С., 1992 года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет у нее умерли родители. С. исполнилось восемнадцать лет. В связи с этим следует, что опека над ней прекратилась. Жилое помещение за С. не закреплялось. С 2006 года С. состоит на учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в администрации Колпашевского городского поселения в категории детей оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. До настоящего времени С. жильем не обеспечена. На момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органах местного самоуправления (в 2006 году) С. относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в силу ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ и ст. 2 Закона Томской области № 28-03. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед С. обязанности по представлению жилого помещения, право на его получение она не теряет. С. воспользовавшись конституционным правом, закрепленным в ст. 18, ч.ч. 1,2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, обратилась в прокуратуру с заявлением, в котором просила защитить ее жилищные права.

В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Рыбалова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что поскольку С. не является участником бюджетных правоотношений, порядок распределения средств на приобретение жилья, как и отсутствие жилых помещений и денежных средств на их приобретение у ответчика не может отражаться на праве истца на предоставление жилого помещения.

С. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещена. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца С.

Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Лаптев П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что их позиция по данному вопросу не помялась, они считают, что, так как Администрация Томской области не перечисляет им деньги на разрешения данного вопроса, то тогда этим должна заниматься непосредственно Администрация Томской области.

Представитель третьего лица Администрации Томской области Л.Ю. Татаренко, действующая на основании доверенности от д.м.г., будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представив письменных отзыв, в котором полагала невозможным удовлетворение заявленных требований по следующим основаниям: в соответствии с п.2 ч.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами установленной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичное право на однократное предоставление жилого помещения детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, закреплено в ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области». Стоит отметить, что для получения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо учитывать ряд условий, указанных в федеральном и областном законодательстве. В соответствии с законодательством истец должен доказать следующие моменты:

1. Наличие у истца статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей или лиц из их числа.

2.              Постановка истца и возраст при постановке на льготную очередь для получения жилого помещения по договору социального найма.

3.              Отсутствие у истца закрепленного жилого помещения.

4.              Наличие у истца жилого помещения в собственности.

5.              Род занятий истца (работа, учеба).

При этом просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ (в редакции от 12.03.2008 года) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту – Закон), администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона).

В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данная норма законодательства Томской области корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ.

Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

Анализ приведенных положений законодательства не позволяет согласиться с доводами представителя ответчика о невозможности возложения обязанности по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на Администрацию Колпашевского городского поселения, поскольку указанные нормы права наделяют государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, названной категории, именно ответчика, как орган местного самоуправления.

С., д.м.г. года рождения, родилась в <адрес> (паспорт сер. (л.д.7), выдан д.м.г. отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>. Согласно свидетельству о рождении (л.д.8), в графе мать указана П., в графе отец указан С..

Согласно свидетельствам о смерти С. – умер д.м.г., П. – умерла д.м.г. (л.д. 13-14).

На основании постановления Главы Администрации Колпашевского <адрес> от д.м.г. С. определена в детский дом в связи со смертью родителей. (л.д. 9).

Факт воспитания С., д.м.г. года рождения в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тогурский детский дом» подтверждается справкой директора ОГОУ «Тогурский детский дом» (л.д. 10).

С д.м.г. по д.м.г. у С. имеется регистрация по месту пребывания по адресу: <адрес> ( ---).

Согласно имеющимся материалам гражданского дела, в отношении С. отсутствует сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( ---).

Из заявления С. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях от д.м.г. в Администрацию Колпашевского городского поселения, следует, что она просила поставить её на учет как нуждающуюся ( ---).

Согласно ходатайству Главы Колпашевского <адрес> от д.м.г., который просил поставить на льготную очередь на получение жилья С., д.м.г.2 года рождения ---).

Из сообщения Администрации Колпашевского городского поселения следует, что С. поставлена на учет на получение жилья, на основании решения Администрации Колпашевского городского поселения от д.м.г. (---).

Согласно аттестату от д.м.г. С. получила неполное среднее образование (---), а в июне 2012 года начальное профессиональное, по профессии «Повар, кондитер», что подтверждается копией диплома.

Статус С. как ребенка, оставшегося без попечения родителей ни ответчиком, ни третьими лицами не оспаривается. Ответчиком не оспаривается и право истца на предоставление жилого помещения вне очереди.

Таким образом, С. была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а, следовательно, имея соответствующий статус как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, приобретает право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма при наличии оснований, установленных в приведенных положениях Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2) и Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в названных нормативных актах юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится и прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, и др. Совокупность приведенных обстоятельств в настоящем случае не требуется.

Доказательства, исследованные в судебном заседании с достоверностью свидетельствует о наличии у С. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях до социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ст. 15 Закона Томской области «О социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области».

Однако, в нарушение действующего законодательства С. не только после окончания пребывания в детском доме, но и по окончанию пребывания в образовательном учреждении ОГБОУ начального профессионального образования «ПУ » жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было.

Доводы ответчика, касающиеся неисполнимости судебного решения в связи с отсутствием денежных средств и неперечислением их Администрацией Томской области, как и доводы третьего лица о невозможности удовлетворения требований вследствие отсутствия бюджетных средств, не могут быть приняты во внимание.

Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Гражданин в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право С. на предоставление ей вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области № 188-ОЗ.

Кроме того, согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно Законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от д.м.г. -ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Законом Томской области №188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования, т.е. составляют муниципальный жилищный фонд.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истец вправе требовать предоставления ответчиком благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Колпашевского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить С., родившейся д.м.г. в <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 1 (одного месяца).

Судья: Е.В. Ольховская