№2-780/2012 решение не вступило в законную силу



Дело №2-780/2012

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Колпашево 28 августа 2012 года

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.А.

ст. помощника Колпашевского городского прокурора Фомченко Н.Н.,

при секретаре Стариковой И.А.,

а также с участием представителя истца Кириченко В.А., действующего на основании доверенности,

ответчика Костыревой Н.А.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Администрации Колпашевского городского поселения, выступающей от имени и в интересах муниципального образования «Колпашевское городское поселение» к Костыревой Н.А. о выселении из муниципального жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения социального использования,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация муниципального образования «Колпашевское городское поселение» обратилась в Колпашевский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Костыревой Н.А.., в котором просила расторгнуть договор социального найма помещения от ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком в отношении муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выселить ответчика из муниципального жилого помещения, расположенного по указанному адресу с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес> и обязать ответчика заключить договор социального найма в отношении этого жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоит на учете в имущественной казне муниципальной собственности Муниципального образования «Колпашевское городское поселение» и относится к жилищному фонду социального использования. Многоквартирный жилой дом, по указанному в адресу, на основании заключения комиссии по оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О расселении жильцов аварийных домов» (в ред. распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ ) признанна необходимость в расселении жильцов аварийных домов, в том числе и дома по <адрес>. В связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу по заявлению ответчика, решением Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу оставленного без изменений судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда (Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ ) Администрацию Колпашевского городского поселения обязали предоставить ответчику жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления. Согласно решению Совета Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы жилого помещения по Колпашевскому городскому поселению» норма предоставления на 1-го человека составляет не менее 17 кв.м. В целях исполнения решения суда. Истец распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ выделил ответчику жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 19,9 кв.м., что составляет по площади не менее нормы предоставления. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика были направлены договора социального найма в отношении выделенного жилого помещения, от подписания которых Ответчик отказался, мотивируя свой отказ тем, что по его субъективному мнению в выделенном жилом помещении нет 19,9 кв.м. и квартира «в общем» его не устраивает.

В судебном заседании представитель истца – Администрации Колпашевского городского поселения – Кириченко В.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Ответчик Костырева Н.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в настоящее время на основании договора социального найма в ее пользовании находится жилое помещение площадью 52,2 кв.м., а потому она не согласно с площадью предоставляемого ей жилья.

Заслушав представителя истца, прокурора, полагавшего заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Согласно п.п. 3, 6 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями), к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности населения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст. 1 Жилищного Кодекса РФ от 29 декабря 2004 года № 188- ФЗ (с последующими изменениями), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ст. 86 ЖК Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.

Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК Российской Федерации равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, меньше ранее занимаемой по количеству комнат.

Указанное также подтверждено п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", согласно которому судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Жилое помещение по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, о чем свидетельствует выписка из реестра имущества муниципальной собственности Колпашевского городского поселения.

Ответчик Костырева Н.А. является нанимателем квартиры по указанному адресу на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Площадь (общая) названной квартиры составляет 52.2 кв.м., в том числе жило 26 кв.м., квартира состоит из двух комнат.

Распоряжением Главы Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ признана необходимость расселения жильцов, в том числе из <адрес> в <адрес>. Распоряжением Главы Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ названное выше распоряжение было дополнено списком переселяемых граждан, в который, под № 28, включена Костырева Н.А.

Решением Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, были удовлетворены требования Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Костыревой Н.А., на Администрацию Колпашевского городского поселения возложена обязанность предоставить Костыревой Н.А. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.

В целях исполнения приведенного решения суда, Распоряжением Главы Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Костыревой Н.А. выделено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 19,9 кв.м.

Квартира по указанному адресу является собственность МО «Колпашевское городское поселения», что подтверждается соответствующим свидетельство о государственной регистрации права, и, согласно техническому паспорту, состоит из одной комнаты, площадью 8,4 кв.м.

При таких обстоятельствах требования истца о предоставлении ответчика жилого помещения по указанному адресу противоречат требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации о равнозначности не только в отношении общей площади вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначности в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. В связи с этим, значительно ухудшаются жилищные условия ответчика с точки зрения потребительских свойств жилого помещения, предоставленного для проживания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации Колпашевского городского поселения, выступающей от имени и в интересах муниципального образования «Колпашевское городское поселение» к Костыревой Н.А. о выселении из муниципального жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения социального использования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Е.А.Кузнецова

Решение в окончательной форме изготовлено: 31 августа 2012 года

Судья : Е.А.Кузнецова