Дело № 2-581/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 августа 2012 года г. Колпашево Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего Пойда А.Н., при секретаре Новиковой О.С., с участием: представителя истца Харунжина В.Б., представителя ответчика Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Смакотина С.Н. к Администрации <адрес> городского поселения об отмене распоряжения в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и предоставлении жилого помещения вне очереди согласно нормам предоставления, У С Т А Н О В И Л: Смакотин С.Н. обратился с иском в суд к Администрации <адрес> городского поселения, в котором просил отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, об обязании в предоставлении жилого помещения вне очереди по нормам предоставления площади жилого помещения. В заявлении Смакотин С.Н. указал, что согласно Постановления Главы <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении него было установлено опекунство, так как его мать на тот момент находилась в местах лишения свободы, а отец не принимал участия в воспитании в связи с тем, что отец записан в свидетельство о его рождении со слов матери. Опекуном был назначен его дядя С.В.Ю., которому было назначено опекунское пособие в связи с тем, что он, то есть Смакотин С.Н. был отнесен к категории лиц, оставшихся без попечения родителей согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ. Он обратился в Администрацию <адрес> городского поселения с просьбой о постановке его на учет, но ему было отказано. В судебном заседании представитель истца Харунжин В.Б. действующий на основании доверенности, изменил исковые требования, просил отменить Распоряжение Администрации <адрес> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Смакотину С.Н.. в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, об обязании поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и об обязании в предоставлении Смакотину С.Н. жилого помещения вне очереди согласно нормам предоставления. Дополнительно пояснил, что Смакотин С.Н. проживал в <адрес>, потом переехал в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ для учебы в <данные изъяты>, жил в общежитии, регистрации в <адрес> у него не было, когда он отучился, он зарегистрировался в <адрес> у знакомых, своего жилья у него нет. Он обратился в Администрацию <адрес> городского поселения для постановки его на учет, ему дали заявление с указанием необходимых документов, все документы он предоставил, но ему отказали. Сейчас он проходит службу в армии. Представитель ответчика – Администрации <адрес> городского поселения Смыченко А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом их изменения не признал, пояснил, что истцом не представлены в полном объеме сведения о том, что у него отсутствует жилье по месту постановки его на учет. В документах представленных стороной истца указано только то, что у него нет жилья в собственности, возможно у него имеется муниципальное жилье. Может быть, у его матери есть жилье. Распоряжение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не может быть отменено. Требование о предоставлении жилого помещения Смакотину С.Н. не может быть удовлетворено, так как истец служит в армии. Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией <адрес> по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес> за счет средств областного бюджета. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту – Закон), администрации поселений и городских округов <адрес> наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данная норма законодательства <адрес> корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ. Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела на основании Постановления главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Смакотин С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как ребенок, оставшийся без попечения родителей был передан под опеку родственнику - С.В.Ю. Матерью Смакотина С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженца <адрес> <адрес> <адрес> является С.Н.Ю., которая находилась в местах лишения свободы, отцом С.Н.А., сведения об отце внесены на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно паспорта 69 10 № выданного ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>, Смакотин С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> мк<адрес> Из справки о составе семьи № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Смакотин С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения временно зарегистрирован (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) по адресу: <адрес>. Имеет состав семьи: Харунжин В.Б., Х.Д.Г., Х.А.В., Х.В.В., которые ему родственниками не являются. Справками ОГБОУ НПО «ПУ №» от ДД.ММ.ГГГГ № и № подтверждается, что Смакотин С.Н. обучался в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин», «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования». После окончания училища ему присвоена квалификация «Помощник бурильщика ЭРБ скважин на нефть и газ, четвертого разряда», «Водитель автомобиля категории « В» «С», «Электромонтажник по вторичным цепям третьего разряда» (дипломы <адрес>6, №). Во время обучения проживал в общежитии училища. Согласно, служебного письма № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Смакотин С.Н. был выявлен и поставлен на первичный учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей в связи с нахождением матери в местах лишения свободы и неизвестности нахождения отца. Справкой Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Смакотин С.Н., относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилья на территории <адрес>, он был поставлен на первичный учет как оставшийся без попечения родителей в ДД.ММ.ГГГГ органом опеки и попечительства <адрес>. Уведомлением из Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> <адрес> отдела от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> отдела от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается, что право на объекты недвижимого имущества у Смакотина С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствует. Согласно сообщения об отказе в предоставлении сведений из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из ОГУП «ТОЦТИ» <адрес> отделения от ДД.ММ.ГГГГ и ОГУП «ТОЦТИ» <адрес> отделения от ДД.ММ.ГГГГ права на имеющиеся у Смакотина С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения объекты недвижимого имущества не зарегистрированы, в приватизации участие не принимал. Из распоряжения Главы <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Смакотину С.Н. отказано в постановке на учет по причине не предоставления документов подтверждающих его статус как ребенка оставшегося без попечения родителей. Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что Смакотину С.Н. не правомерно отказано в постановке на учет и он приобрел право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма при наличии оснований, установленных в приведенных положениях Жилищного кодекса (ст. 57 ч. 2 п. 2) и Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в названных нормативных актах юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится и прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, и др. Совокупность приведенных обстоятельств в настоящем случае не требуется, поэтому тот факт, что в настоящее время истец проходит службу в Вооруженных силах РФ правового значения при разрешении возникшего спора не имеет. Доказательства, исследованные в судебном заседании с достоверностью свидетельствуют о наличии у Смакотина С.Н. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ст. <адрес> «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>». Однако, в нарушение действующего законодательства Смакотину С.Н. не только после прекращения над ним попечительства, но и по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования было отказано о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. Доводы представителя ответчика о том, что он являются ненадлежайшим ответчиком и истцу необходимо было доказать наличие у него статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей или лиц из их числа и предоставить необходимые документы для удовлетворения требований необоснованны, так как Смакотин С.Н. обучался в ОГОУ НПО Профессиональное училище № в <адрес>, был зарегистрирован и обратился в Администрацию <адрес> городского поселения по месту регистрации с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на учет как ребенка оставшегося без попечения родителей. Таким образом, Распоряжение Администрации <адрес> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Смакотину С.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения необходимо отменить и обязать Администрацию <адрес> городского поселения поставить Смакотина С.Н. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с дальнейшем предоставлением ему жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С учетом изложенного суд приходит к выводу о полном удовлетворении требований истца. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Смакотина Сергея Николаевича к Администрации <адрес> городского поселения об отмене распоряжения в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, об обязании поставки на учет в качестве нуждающегося и получении жилого помещения согласно нормам предоставления удовлетворить. Отменить распоряжение Администрации <адрес> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Смакотину Сергею Николаевичу в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Обязать Администрацию <адрес> городского поселения поставить Смакотина С.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма как лицу, относящемуся к категории детей оставшихся без попечения родителей. Обязать Администрацию <адрес> городского поселения предоставить Смакотину Сергею Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение вне очереди по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда. Судья: А.Н. Пойда Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Судья: А.Н. Пойда