Дело № 2-847/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2012 года г. Колпашево Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего Кузнецова Е.А. с участием помощника Колпашевского городского прокурора Павлова В.А., при секретаре Дубовцевой Л.А., с участием представителя ответчика Чурбакова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоселовского сельского поселения о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоселовского сельского поселения о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов, расположенных в границах МО «Новоселовское сельское поселение». В судебном заседании помощник прокурора Павлов В.А., поддержал исковые требовании в полном объеме по основаниям изложенным в иске. Представитель ответчика – Глава Новоселовского сельского поселения Чурбаков П.В., в судебном заседании исковые требования о понуждении к совершению действий по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов признал в полном объеме, подтвердив, что действительно в указанных прокурором местах имеются несанкционированные свалки. Несмотря на то, что периодически Новоселовким сельским поселением принимаются меры к устранению мест несанкционированного размещения отходов, эти свалки еще не ликвидированы. Исследовав материала дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему выводу. Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации). Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Федеральный закон № 52-ФЗ) устанавливает, что отходы производства и потребления подлежал сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Федеральный закон № 89-ФЗ) прямо запрещает размещение (хранение и захоронение) отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов, а так же на территориях городских и других поселений. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Федеральный закон № 7-ФЗ) к числу принципов охраны окружающей среды названа ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Частью 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами, на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 21 ст. 30 Устава муниципального образования «Новоселовское сельское поселение», так же установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Система санитарной очистки должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (п. 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест. СапПиН№:42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ.) Проводимой Колпашевской городской прокуратурой в августе 2012 года, проверкой исполнения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами на территории Новоселовского сельского поселения, выявлены нарушения вышеуказанных норм законодательства, что подтверждено имеющимися в материалах дела: актом № от 04-ДД.ММ.ГГГГ; предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений законодательства; актом№ от 09-ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей. Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком не выполняются требования природоохранного законодательства, влекущее возможность нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а потому требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ст.206 ГПК РФ в решении суда указывается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает, что указанный в иске срок, в течение которого ответчик обязан представить сведения – один месяц с момента вступления решения в законную силу – является разумным. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.39, 45, 103, 173, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоселовского сельского поселения о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов, удовлетворить. Обязать администрацию Новоселовского сельского поселения устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, путем ликвидации несанкционированного места размещения бытовых, строительных отходов и мусора расположенного в границах МО «Новоселовское сельское поселение» - справа, в 5 м. от автодороги Колпашево – Белый Яр на 9 километре (в кювете поворота у д. Маракса на 2-е Светлое озеро). На площади 60 кв.м., в объеме 6 м3; - слева, в 30 м. от автодороги Колпашево – Белый Яр на 10 км. На площади 100 кв.м., в объеме 25 м3; - слева на 20 километре автодороги Колпашево-Белый Яр. На площади 20 кв.м., в объеме 5 м3; - справа на 26 километре автодороги Колпашево- Белый Яр. На площадь 240 кв.м, в объеме 24 м.3. Устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства не позднее 1 месяца после вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Администрации Новоселовского сельского поселения в доход муниципального бюджета госпошлину в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца через Колпашевский городской суд. Судья: Е.А. Кузнецова