Дело № 2-647/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 августа 2012 года г. Колпашево Колпашевский городской суд Томской области в составе: председательствующего Пойда А.Н., при секретаре Новиковой О.С., с участием: представителя истца – помощника Колпашевского городского прокурора Рыбаловой Е.А., представителя ответчика - Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Г. к Администрации Колпашевского городского поселения об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, УСТАНОВИЛ: Колпашевский городской прокурор обратился с иском в суд в интересах Г. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Г. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Ссылаясь при этом на положения Жилищного кодекса РФ (ч.2 ст. 57), Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ч.1 ст. 8); Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ (в редакции от 12.03.2008 года) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» (абз. 2 ч. 1 ст. 15) и Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а так же в иске указал, что Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет ее мать умерла, а отец был лишен родительских прав решением Чаинского районного суда. Г. исполнилось восемнадцать лет. В связи с этим следует, что попечительство над ней прекратилось. С 2008 года Г. состоит на учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения в категории детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Г. жильем не обеспечена. На момент постановки на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении в органах местного самоуправления Г. относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в силу ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ и ст. 2 Закона Томской области № 28-ОЗ. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Г. обязанность по предоставлению жилого помещения, право на его получение она не теряет. В судебном заседании представитель истца - помощник Колпашевского городского прокурора Рыбалова Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснил, что из переписки Администрации Колпашевского района и Администрации Чаинского района видно, что Г. должны были поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Чаинском районе. В Колпашевском районе Г. поставлена на учет не по закону, скорее всего будет отменено распоряжение в отношении Г., так как оно было вынесено необоснованно. Из ответа из Чаинского района видно, что Г. может обратиться к ним для постановки на учет. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Администрации Томской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, предоставив в суд отзыв на исковое заявление в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать полностью при этом указал, что прокурор основывает свои требования на законодательстве о дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичное право на однократное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей закреплено в ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 г. № 28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области». Для получения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо учитывать ряд условий, указанных в федеральном и областном законодательстве. В соответствии с законодательством истец должен доказать следующие моменты: наличие у него статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей или лиц из их числа; постановка истца и возраст при постановке на льготную очередь для получения жилого помещения по договору социального найма; отсутствие у истца закрепленного жилого помещения; наличие у истца жилого помещения в собственности; род занятий истца (работа, учеба). К исковому заявлению не были приложены копии документов, на основании которых можно сделать вывод о наличии права Г. на жилое помещение по договору социального найма. Однако, на основании перечня документов, приложенных к исковому заявлению, следует, что не предоставлены: справка из ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Томской области; справка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 2012 год; справка о постановке на учет Г. в качестве граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения с указанием очереди на 2012 год. Кроме того, не ясно, чем в настоящее время занимается Г. (обучение, работа), а данный факт имеет важное значение. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами РФ, субъектов РФ. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ (в редакции от 12.03.2008 года) «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту – Закон), администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1 Закона). В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частями 2, 3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Данная норма законодательства Томской области корреспондирует правовым нормам Бюджетного кодекса РФ. Так, в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделениями органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженка <адрес> является дочерью Г. и Г.. Г. был лишен родительских прав на основании решения Чаинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Г. ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждено свидетельством о смерти. Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на льготном учете на получение жилого помещения в Колпашевском городском поселении с ДД.ММ.ГГГГ, так как Г. находилась под опекой с ДД.ММ.ГГГГ (Постановление Главы Колпашевского района № от ДД.ММ.ГГГГ) и до исполнения совершеннолетия, что подтверждено письмами Администрации Колпашевского района Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ над Г. назначена опекун Г. с выплатой ей денежного пособия. Из справки Колпашевского филиала ОГУП ТОЦТИ видно, что Г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что так же подтверждено копией паспорта № выданным Территориальным отделением УФМС России по Томской области в г. Колпашево ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Колпашевского отдела от 27.08.2012 года № 05/004/2012-352 и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Молчановского отдела от 16.08.2012 года № 09/003/2012-194 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений информация об имеющихся объектах недвижимого имущества у Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отсутствует. Согласно сообщений об отказе в предоставлении сведений из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.05.2012 года № 792 из ОГУП «ТОЦТИ» Колпашевского отделения и от ДД.ММ.ГГГГ из ОГУП «ТОЦТИ» Чаинского отделения права Г. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы, в приватизации участие не принимала. Таким образом, Г. была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а, следовательно, имея соответствующий статус как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, приобретает право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма при наличии оснований, установленных в приведенных положениях ЖК РФ (ст. 57 ч. 2 п. 2) и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в названных нормативных актах юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится и прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, и др. Совокупность приведенных обстоятельств в настоящем случае не требуется. Доказательства, исследованные в судебном заседании с достоверностью свидетельствует о наличии у Г. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ст. 15 Закона Томской области «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области». Однако, в нарушение действующего законодательства Г. жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Таким образом, Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимо предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм. С учетом изложенного суд приходит к выводу о полном удовлетворении требований истца. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Колпашевского городского прокурора в интересах Г. к Администрации Колпашевского городского поселения об обеспечении вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм удовлетворить. Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда. Судья: А.Н. Пойда Мотивированный текст решения изготовлен 01 сентября 2012 года. Судья: А.Н. Пойда