Дело 2-745/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 сентября 2012 года г.Колпашево при секретаре Дубовцевой Л.А., а также с участием истца Сиротина В.Н., представителя ответчика Агеева А.Б. (действующего на основании доверенности № от Д.М.Г.) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сиротина В.Н. к МО «Колпашевский район» о признании права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Сиротин В.Н. обратился в Колпашевский городской суд с исковым заявлением к МО «Колпашевский район», в котором, с учетом дальнейших изменений, просил признать за ним право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В обосновании исковых требований указал, что он в период с Д.М.Г. по Д.М.Г. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. Последним местом прохождения военной службы являлась войсковая часть № в <адрес>, где ему было предоставлено для проживания служебное жилое помещение, расположенное по адресу, <адрес> В Д.М.Г. года вышеуказанная войсковая часть была расформирована, и он уволен в запас с организационно-штатными мероприятиями, согласно приказу ГК ВВС № от Д.М.Г.. После увольнения из Вооруженных сил РФ Д.М.Г. года он освободил свое служебное помещение и передал в Толмачевскую квартирно-эксплуатационную часть района. Согласно справки Толмачевской квартирно-эксплуатационной части района № от Д.М.Г. «О техническом состоянии жилого <адрес>» жилой дом признан аварийным, согласно приказу № строение выслужило нормативный срок, капитальному ремонту не подлежит и состояние дома не соответствует санитарно-техническим нормам проживания людей. Согласно ФЗ № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» в Д.М.Г. году он подал заявление в органы местного самоуправления о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Данное заявление было рассмотрено жилищной комиссией Д.М.Г., решением которой он был включен в списки очередности на улучшение жилищных условий. В Д.М.Г. года было проведено заседание комиссии по учету граждан, имеющих право на получение государственной поддержки (жилищных сертификатов) на строительство (приобретение) жилья за счет бюджетных средств. Решением данной комиссии ему было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по причине не предоставления выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета, а также справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы для граждан не имеющих жилых помещений для постоянного проживания. Считает, данный отказ незаконным и необоснованным, так как он в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки очередности. В соответствии с п.п. «в», «з» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на Д.М.Г. годы он обязан предоставить выписку из домовой книги или копии финансового лицевого счета, а также справку Истец Сиротин В.Н. в судебном заседании поддержал требования искового заявления в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, пояснил, что с Д.М.Г. он проходил военную службу, последним местом службы была воинская часть № в <адрес>, где ему было предоставлено служебное жилье по адресу <адрес>. Это был закрытый гарнизон, отчужденная территории Министерства обороны, на территории которого располагались восемь двухквартирных домов, где проживали офицеры, казарма и командный пункт. При вселении никакие документы не издавались и ему не выдавались. Дом находился на балансе воинской части, принадлежал министерству обороны, никаким образом жилье не распределялось, после освобождения квартиры заселялся следующий офицер и все. В то время у военнослужащих паспорта не было, только военный билет, когда изменилось законодательство и стали выдавать военным паспорта, перед увольнением в запас он был зарегистрирован по указанному адресу. Адрес «<адрес>» придумал для прописки М., командир той воинской части, которой имущество передали на баланс. Он выехал из <адрес> где-то в Д.М.Г. года и стал проживать по адресу <адрес>, <адрес>. Когда он выехал из жилого помещения по <адрес>, никто жилое помещение у него не принимал. После него в эту квартиру были вселены другие люди и проживают там до сих по<адрес> частью № командовал М., с которым он был в хороших отношениях, и он разрешил зарегистрировать его по адресу своей воинской части. Чтобы меньше собирать документов для получения жилищного сертификата в Администрации района посоветовали прописаться в воинской части. На тот момент он уже не служил и проживал по пе<адрес> Представитель ответчика МО «Колпашевский район» Агеев А.Б. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истцом не были представлены документы, предусмотренные ст. 5 Закона Томской области от 11 мая 2011 года № 71-ОЗ «О порядке предоставления гражданам…», а именно выписку из домовой книги или копию финансового лицевого света, справку квартирно-эксплутационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы. Представитель третьего лица – Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, предоставив письменный отзыв на исковое заявление, в котором также просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным. Доводы представителя третьего лица, отраженные в отзыве на исковое заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, сводятся к следующему. 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Для граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиям и, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, пунктом 2.1. статьи Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 08.12.2010 № 342-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Такой порядок утверждён Законом Томской области от 11.05.2011 года № 71-03 «О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом от 8 декабря Суд, заслушав истца, представителя ответчика - Администрации Колпашевского района, изучив отзыв на исковое заявление, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, считает, иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На основании ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права. В соответствии с п.2.1 статьи 15 Федерального закона от Д.М.Г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от Д.М.Г.) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до Д.М.Г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона от Д.М.Г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Такой порядок утверждён <адрес> от Д.М.Г. № «О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от Д.М.Г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом от 8 декабря Как следует из архивной выписки МКУ «Архив» в архивном фонде <адрес>, согласно Постановлению Главы Администрации от Д.М.Г. № «Об утверждении протокола № заседания комиссии от Д.М.Г.» имеются сведения о рассмотрении комиссией заявления граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включении в списки очередности гр-на Сиротина В.Н., <адрес> служебная, <данные изъяты>. (л.д. 8) Таким образом, положения пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с учетом последующих изменений, на истца распространяются в полном объеме. В письме <адрес> от Д.М.Г. Сиротину В.Н. в соответствии с п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на Д.М.Г. года» было предложено представить документы, в том числе: выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; справку квартирно-эксплутационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Д.М.Г. комиссией по учету граждан, имеющих право на получение государственной поддержки (сертификатов) строительство (приобретение) жилья за счет бюджетных средств рассмотрено заявление Сиротина В.Н. о выборе формы обеспечения жилым помещением, обсудив которое, комиссия пришла к выводу о необходимости отказа Сиротину В.Н. в предоставлении единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что им не представлены: выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, а также справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Согласно ст. 3 приведенного выше закона «О статусе военнослужащих» правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения На основании ст.<адрес> от Д.М.Г. №/ОЗ (ред. от Д.М.Г.) «О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от Д.М.Г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от Д.М.Г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" для обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом граждане, указанные в статье 2 настоящего Закона предоставляют в Уполномоченный орган наряду с другими документами справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания (за исключением граждан, проживающих в служебном жилом фонде федерального органа исполнительной власти, из которого увольнялись такие граждане). Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. По смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и до Д.М.Г. принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по не зависящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на обеспечение жилым помещением без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Соответствующая правовая позиция выражена в Решении Верховного Суда Российской Федерации от Д.М.Г. N ГКПИ08-2248. В настоящее время истец права собственности на жилые помещения не имеет, что подтверждается соответствующими сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Фактически истец проживает в <адрес> по пе<адрес> в <адрес>, принадлежащем на праве собственности Р. (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Д.М.Г.), которая, будучи допрошенной в судебном заседании показала, что Сиротин В.Н. действительно с ее разрешения проживает в принадлежащем ей доме, однако членом ее семьи не является, каких-либо прав на пользование этим жилым помещением не приобрел. Из выписки из домовой книги (<адрес>, пе<адрес>, <адрес> следует, что по указанному адресу зарегистрированы Р. и Р. Как следует из паспорта Сиротина В.Н. (№ выдан <данные изъяты> Д.М.Г.) в период с Д.М.Г. по Д.М.Г. истец был зарегистрирован по месту жительства в <адрес> в <адрес>, с Д.М.Г. - в в/ч № (без указания адреса). Жилое помещение по адресу: <адрес> в реестре имущества, находящегося в собственности муниципального образования «<адрес>», не числиться. В адресном реестре Колпашевского городского поселения отсутствуют сведения по объекту «<адрес>». На основании постановления Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. <адрес> переименована в <адрес>. Из справки начальника Толмаческая КЭЧ от Д.М.Г. следует, что жилой <адрес> по ул Военная в <адрес>, Д.М.Г. года постройки, на основании приказа замминистра Обороны РФ от Д.М.Г. признан выслужившим нормативный срок, не подлежащим капитальному ремонту. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля В. показал, что он служил вместе с Сиротиным в воинской части №, где он был начальником станции. Сиротин проживал в военном городке, в одном доме с ним. После того, так воинскую часть сократили, право владения передали другой воинской части, так как помещения находились на территории, отчужденной от государства. У него там до настоящего времени находится дача - по <адрес>. Этот адрес - <адрес> утвердил М.. Юридически на то время адреса не было. Сиротин выехал из этого жилого помещения примерно в Д.М.Г. году, оставался зарегистрированным, но не проживал в там. В этой квартире уже многие офицеры жили после Сиротина. При заселении или выселении никаких документов на квартиру не выдавалось, заселялись по распоряжению начальника части. Потом Сиротин зарегистрировался в №». Прописке Сиротина содействовал М. через квартирно-эксплуатационную часть. Там Сиротин был только зарегистрирован. Таким образом, в настоящем судебном заседании с достоверностью установлено, что прав на жилое помещение, расположенное в <адрес> <адрес> Сиротин В.Н. не сохранил. Данное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства не только не принималось у него после его освобождения, но и не предоставлялось. В/ч № являлось войсковым образованием, жилым помещением не являлось, а потому регистрация по месту жительства по данному адресу также не свидетельствует о приобретении прав на какие-либо жилые помещения, либо находящееся на балансе воинской части, либо находящееся в ее расположении. Более того, в период регистрации по указанному адресу Сиротин В.Н. фактически проживал по другому адресу. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы не может быть представлена в комиссию по учету граждан, имеющих право на получение государственной поддержки (сертификатов) строительство (приобретение) жилья за счет бюджетных средств по объективным причинам, и не зависящим от его воли. Иных препятствий, помимо отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, в признании права Сиротина В.Н. в соответствии с <адрес> от Д.М.Г. №/ОЗ (ред. от Д.М.Г.) «О порядке предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от Д.М.Г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от Д.М.Г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Сиротина В.Н. к Администрации Колпашевского района удовлетворить. Признать за Сиротиным В.Н. право на обеспечение жильем путем предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения без предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья: Е.А. Кузнецова Мотивированный текст решения изготовлен: 21 сентября 2012 г. Судья: Е.А. Кузнецова
квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы для граждан не имеющих жилых помещений для постоянного проживания. Данные документы он не может представить по объективным причинам, не зависящим от него, так как после расформирования вышеуказанной войсковой части № служебное жилое помещение по адресу <адрес> котором он проживал, было сдано им в Толмачевскую квартирно-эксплуатационную часть района, а затем списано с баланса Министерства обороны РФ как аварийное, в связи с чем, не было передано в муниципальную собственность <адрес>. В настоящее время вышеуказанное служебное жилое помещение не пригодно для
проживания, является ветхим и аварийным, в связи чем, он вынужден проживать в другом жилом помещении по адресу <адрес>, <адрес> <адрес> После расформирования войсковой части № ранее указанное жилое помещение, не было передано в муниципальную собственность <адрес> и до настоящего времени не имеет балансодержателя. Документы о сдаче им вышеуказанного служебного жилого помещения по месту прохождения службы в Толмачевской квартирно-эксплуатационной части района ему не были выданы. В настоящее время он не может получить справку о сдаче жилья по последнему месту военной службы, в связи с тем, что Толмачевская квартирно-эксплуатационная часть района также расформирована и куда были переданы документы на хранение ему неизвестно. Считает, что отсутствие у него вышеуказанных документов не является существенным основанием для отказа в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, которая гарантирована ему жилищным законодательством.
2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями
некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность
бесплатно или по договору социального найма и предоставления им
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство
жилого помещения». Согласно п. 9 ст. 5 Порядка справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания (за исключением граждан, проживающих в служебном жилищном фонде федерального органа исполнительной власти, из которого увольнялись такие граждане) также включена в список документов, предоставляемых гражданами для обеспечения их жилыми помещениями. Истцом указано, что служебное помещение, в котором он проживал, сдано в Толмачёвскую квартирно-эксплуатационную часть района, тем не менее, документы о сдаче по неизвестной причине не выданы. Полагает, что указанный факт не может повлиять на право получения им единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет федерального бюджета. Однако, наличие исчерпывающего перечня документов, а также отсутствие механизма регулирования правоотношений, связанных с непредставлением справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы, не позволяет ни Департаменту, ни Администрации Колпашевского района расширительно толковать Правила предоставления и произвольно их применять.
2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О
статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями
некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность
бесплатно или по договору социального найма и предоставления им
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство
жилого помещения».