Дело № 2-209/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации15 марта 2011 года г. Колпашево
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Кузнецовой Е.А.,
при секретаре Махалесовой Н.С.,
а также истца Гаммершмидт И.Б., ее представителя Форак Е.С.,
представителя ответчика Некрасова Ю.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гаммершмидт И.Б. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии по старости досрочно,
У С Т А Н О В И Л:
Гаммершмидт И.Б. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> с иском, в котором с учетом дальнейших уточнений и изменений, просила отменить решение ГУ-УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, включить в специальный стаж по ст. 27.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» работу в должности моториста-матроса 1985, 1986, 1987, 1988, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997 годы, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика в ее пользу расходы связанные с участием в деле представителя в размере 6000 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Пенсионный фонд <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно по ст.27.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №, как женщине, проработавшей не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеющей страховой стаж не менее 20 лет.
Ее страховой стаж составил 23 г.1 мес.20 дней, «северный» 20 лет 1 мес.29 дней, специальный по ст.27.1.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составил 1 мес.18 дней.
Ответчик не включил в специальный стаж период работы в должности плавсостава с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свой отказ тем, что суда, на которых она работала, относятся к служебно-вспомогательному флоту. Списком №, утверждённым постановлением Кабинета министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № разделом 28 «Транспорт», п.3 «Морской и речной флот» предусмотрена машинная команда судов служебно-вспомогательного и судов портового флота (мотористы). Она работала согласно записи в трудовой книжке АТ-П № матросом и мотористом.
Ответчик отказал в назначении пенсии и на том основании, что право на досрочное пенсионное обеспечение по ст.27.1.12 ФЗ «О трудовых пенсиях» имеют лица, если они работали на судах, предусмотренных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, где указаны нефтебункеровочные станции. Она же работала на нефтебункеровочной стоечной базе 13 лет с 1985 по 1998 г. (до регистрации в системе пенсионного страхования), что не даёт ей право на пенсию по указанным основаниям.
Не согласна в этой части с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № поскольку в указанные периоды работала в должности, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Она была принята с ДД.ММ.ГГГГ в Ново-Ильинскую РЭБ флота Колпашевского речного порта ЗСРП матросом на ББ-20». ДД.ММ.ГГГГ назначена мотористом-матросом на ББ-3. С ДД.ММ.ГГГГназначена мотористом-матросом на ББ-27, а ДД.ММ.ГГГГ назначена мотористом-матросом на т\х Плотовод-692 (справка РП 3-2756), где отработала до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отработала поваром на т\х Плотовод-692. С ДД.ММ.ГГГГ она вновь приступила к обязанностям моториста-матроса и отработала до ДД.ММ.ГГГГ. Однако должности матроса в штате не было. Была должность моторист-матрос. 80% она работала мотористом, 20% выполняла функции матроса. Данный факт подтверждается уточняющей справкой ОАО «Западно-Сибирского речного пароходства» от ДД.ММ.ГГГГ. ББ-3,ББ-27 это бункер-базы нефтеналивные, они обслуживали транзитный флот по заправке дизельным топливом и маслом. В ее функции моториста входила работа в машинном и топливном отделении по очистке двигателя, очистке танков, закачке и сливе топлива и масла. В качестве матроса она делала уборку в конце смены, на что уходило 30-40 минут. В связи с тем, что были вредные условия труда, всей команде, в том числе и ей, была доплата за вредность.
Навигации 1985, 1986, 1987, 1988, 1990, 1991,1992,1993, 1994, 1995, 1996, 1997,1998 1999, 2000 г.г.были полными. Отпусками без сохранения заработной платы в период навигации она не пользовалась.
Суда, на которых она работала, ББ-3, ББ-20, т\х «Плотовод-692» были транзитными судами, что подтверждается архивной справкой №, акватория более 500 км., относились к служебно-вспомогательному флоту и не относились к портовым, постоянно работающим на акватории порта, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения (справка 3-2756)
Суда работали в течение всего навигационного периода без выхода на сушу. Согласно п.2 ст. 12 Закона периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются за один календарный год.
Ее должность моторист относится к плавсоставу.
Согласно п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №, трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Списки соответствующих работ утверждаются Правительством. Списком №, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена должность моториста всех наименований судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота.
В судебном заседании истец, представитель истца заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, с учетом дальнейших уточнений и изменений, дополнив, что с 1985 года Гаммершмидт И.Б. работала в Ново-Ильинском РЭБ флоте Колпашевского речного порта Западно-Сибирского Речного Пароходства, матросом на ББ-20 (бункер-база). С 1997 года работала мотористом-матросом на ББ-3, с 1998 г. мотористом-матросом на ББ-27, с 1998 до 2000 г. работала на т/х Плотовод 692 мотористом-матросом. В период с 1985 г. по 2000 г. работала полные навигационные периоды. Суда относились к служебно-вспомогательным судам флота. Фактически она работала мотористом на 80 % и лишь 20 % матросом. ББ обслуживали транзитный флот по заправке топливом судов. Выполняя функции моториста она работала в машинном отделении чистила двигатель, танков, закачивала топливо и масло. В качестве матроса прибирала судно в конце смены, это, как правило, занимало всего полчаса рабочего времени.
Представитель ответчика ГУ – Управление ПФ РФ в <адрес> Некрасов Ю.А. иск не признал, поддержав доводы, изложенные в решении ГУ-УПФ РФ в <адрес>. Считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, решение ГУ УПФ РФ законно и обоснованное.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Решением ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Гаммершмидт И.Б. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в виду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. При этом, согласно приведенного решения страховой стаж истца составил 23 года 1 мес. 20 дней, северный стаж 20 лет 1 месяц 29 дней, специальный стаж по п.п. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составил 1 месяц 18 дней, в том числе по периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Период работы в Ново-Ильинской РЭБ в должностях плавсостава с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не включен в специальный стаж на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» в связи с тем, что за период работы в качестве моториста-матроса документально не подтверждена занятость в должности моториста не более 80 % рабочего времени.
Оценив совокупность представленных истцом и исследованных в судебном заседании доказательств, суд не может согласиться с выводами Комиссии ГУ УПФР в <адрес> по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), включающее право на получение трудовой пенсии. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.27 ч.1 п. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют женщины по достижению возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Кроме того, в соответствии со ст.27 ч.1 п.2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют женщины по достижению возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется суммирование вышеуказанных периодов работы.
Списком №, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ (на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № применяется при назначении пенсии по основаниям, приведенным ст.27 ч.1 п.2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") под кодом 23003010-14706 раздела ХХVIII "Транспорт", предусмотрена должность мотористов всех наименований (плав.состав машинной команды) судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п.1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержаться записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов и другие документы.
Согласно трудовой книжке Гаммершмидт И.Б., АТ-11 № от ДД.ММ.ГГГГ, имеются записи о принятии истицы с ДД.ММ.ГГГГ в Западно-Сибирское речное пароходство матросом ББ-20 (пр. 50 от ДД.ММ.ГГГГ ), ДД.ММ.ГГГГ назначена матросом-мотористом ББ-3 (№ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ при объединении Колпашевского речпорта и <адрес> РЭБ флота образовано предприятие «<адрес>» (пр. 258 по АО ЗСРП от ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно справе ОАО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, Гаммершмидт И.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно работала полный рабочий день на <адрес> ремонтно-эксплуатационной базе флота, входившей в состав Западно-Сибирского речного пароходства: с ДД.ММ.ГГГГ принята матросом т/х «ББ-20» (пр.50 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т/х «ББ-20» (пр. 110 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 356 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 256 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 86 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т/х «ББ-20» (пр. 140 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 339 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 339 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 339 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т/х «ББ-20» (пр. 146 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 360 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 360 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 360 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т/х «ББ-20» (пр. 167 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 1 года (пр. 406 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте до 1 года (пр. 147 от 03.1989), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком в возрасте 1 г 6 м (пр. 368 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т/х «ББ-20» (пр. 133 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 368 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 368 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 368 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т/х «ББ-20» (пр. 120 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (Пр. 364 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 364 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 32 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т/х «ББ-20» (пр.110 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 338 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 338 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 338 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ межнавигационный отпуск (пр. 80 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ вод судна в эксплуатацию Т\Х «ББ-20» (пр. 140 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 424 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 424 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 424 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск без сохранения заработной платы (пр.71 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т/х «ББ-20» (пр. 100 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 288 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 288 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 288 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ межнавигационный отпуск (пр. 61 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т\х «ББ-20» (пр. 130 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 292 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 292 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 292 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ межнавигационный отпуск (пр. 63 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т\х «ББ-20» (пр. 126 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 219 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 219 от ДД.ММ.ГГГГ), с 2111.02.1997 по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 219 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ переведена мотористом-матросом т/х «ББ-3» (пр. 74 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т\х «ББ-3» (пр.74 от ДД.ММ.ГГГГ), по ДД.ММ.ГГГГ вывод судна из эксплуатации (пр. 191 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск (пр. 191 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачиваемые отгулы (пр. 191 от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ ввод судна в эксплуатацию т\х «ББ-3» (пр. 163 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ переведена мотористом-матросом т\х «Плотовод -692» (пр. 175 от ДД.ММ.ГГГГ). Выше указанные должности, в которых работала Гаммершмидт И.Б., относятся к служебно-вспомогательному плавсоставу судов речного флота, а суда на которых она работала не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ МУ «АРХИВ» в архивном фонде Филиал ОАО «ЗСРП» Северный <адрес> речной порт (правопреемник <адрес>, <адрес> речного порта, Филиала АООТ ЗСРП <адрес> Филиала ОАО ЗСРП «<адрес> согласно приказам по личному составу за 1985 - 2003 годы, имеются сведения о работе Гаммершмидт И.Б.:
принять с ДД.ММ.ГГГГ в РЭБ матросом ББ-20 и направить в отстой флота рабочей перового разряда (приказ о принятии № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить с ДД.ММ.ГГГГ матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к работе приступить с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 отпуск за рабочий год с 24 января по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
направить матроса ББ-20 с ДД.ММ.ГГГГ в отстой флота рабочей первого
разряда (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить с ДД.ММ.ГГГГ матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 отпуск за рабочий год с 17 октября по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
(приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
отозвать Гоммершмидт И.Б. моториста-матроса ББ-20 с ДД.ММ.ГГГГ из отпускали направить в отстой флота табельщиком котельно-сварочного участка (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить с ДД.ММ.ГГГГ мотористом-матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 отгулы за навигацию с 26 октября по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №б0 от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 отпуск за рабочий год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
назначить с ДД.ММ.ГГГГ матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), так по документам;
предоставить матросу ББ-20 отпуск за рабочий год с 09 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 отпуск за рабочий год с 27 января по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
отозвать матроса ББ-20 с ДД.ММ.ГГГГ из отпуска с последующим предоставлением отгулов и направить в котельно-сварочный участок рабочей по уборке цеха (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить мотористом-матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить отпуск за рабочий год с 05 января по ДД.ММ.ГГГГ (приказ
№ от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу ББ-20 межнавигационный отпуск с 09 марта по 25 апреля
1993 года (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу-мотористу ББ-20 отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить отпуск за рабочий год с 24 января по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ)
предоставить мотористу-матросу ББ-20 отпуск без содержания с 15 марта по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить мотористом-матросом ББ-20 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу-мот. ББ-22 отпуск за рабочий год с 08 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить неоплачиваемые отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), так по документам;
предоставить мотористу-матросу ББ-20 межнавигационный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе, судокоманд на навигационное положение», назначить матросом-мотористом ББ-20с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить "матросу ББ-20 отпуск за рабочий год с 09 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить матросу-мотористу ББ-20 с ДД.ММ.ГГГГ MHO до открытия навигации (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переведе судокоманд на навигационное положение», назначить мотористом-матросом ББ-2 с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
Предоставить матросу-мотористу ББ-20 неоплачиваемые отгулы за навигацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить отпуск за рабочий год с 21 февраля по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить мотористом-матросом ББ-3 с ДД.ММ.ГГГГ приступить к вооружению судна, сдача ДД.ММ.ГГГГ (приказ" № от ДД.ММ.ГГГГ);
предоставить мотористу-матросу ББ-3 отпуск за рабочий год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить отгулы за навигацию с 06 января по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
«О переводе судокоманд на навигационное положение», назначить мотористом-матросом ББ-27 (для комплексного обслуживания с ББ-3) с ДД.ММ.ГГГГ приступить к вооружению судна, сдача в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ МУ «АРХИВ» в архивном фонде Филиала ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» Северный <адрес> речной порт (правопреемник <адрес> флота, <адрес> речного порта), согласно приказам о раскреплении флота по линиям работы на навигацию за период 1985 - 2003 годы, имеются сведения: Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Флот закреплённый за портами пристанями, Подраздел - <адрес> порт, несамоходный флот, База ББ-20, бункербаза <адрес> Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Флот закреплённый за портами пристанями, Подраздел - <адрес> порт, несамоходный флот, База ББ-20, бункербаза Белый Яр. Приказ № or ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот, База ББ-20, бункербаза Сегондино (<адрес>). Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот, База ББ-20, бункербаза <адрес>. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот, База ББ-20, бункербаза <адрес>. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот, База ББ-20, бункербаза <адрес>, Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот. База ББ-20, бункербаза <адрес>. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот, База ББ-20, бункербаза <адрес> Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот, База ББ-20, бункербаза <адрес>. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот. База ББ-20, бункербаза <адрес> (<адрес>). Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел - Транзитный флот, Подраздел - Служебно-вспомогательный флот, База ББ-20, бункербаза <адрес> (<адрес>).
Разъяснением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих … право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Ответчик, принимая обжалуемое решение, не оспаривал отнесение судов, на которых истец работала в спорные периоды, к служебно-вспомогательному флоту, полагая указанные обстоятельства установленными приведенными выше справками 357/2, 357/1 от ДД.ММ.ГГГГ и 3.2756 от ДД.ММ.ГГГГ. В то же время указал, что за период работы в качестве моториста матроса документально не подтверждена занятость в должности моториста не менее 80 % рабочего времени, и, полагая, что совмещение профессий и должностей палубного и машинного плавсостава связано с изменением характера и условий труда работников, пришел к выводу о невозможности учета спорного периода в специальный стаж истца на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях».
В то же время, согласно справке ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» в штатном расписании бункеровочной базы ББ-20 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год существовала должность «моторист-матрос». Должности «матрос» в данный период не было, так как работа распределялась следующим образом: 80 % - работа моториста, 20 % - работа матроса. В трудовой книжке Гаммершмидт И.Б. в записи № от ДД.ММ.ГГГГ допущена ошибка в наименовании должности. Данную запись считать в следующей редакции: «Принята в РЭБ мотористом-матросом ББ-20».
Допрошенные в судебном заседании свидетели Т., Б., факт совместной работы которых с истцом установлен соответствующими записями в трудовых книжках, приобщенных к материалам гражданского дела, в судебном заседании подтвердили изложенные заявителем и подтвержденные в приведенной справке ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» обстоятельства исполнения истцом трудовых функций в спорные периоды, а также назначение судов, на которых работала истец.
Так допрошенный в судебном заседании свидетель Т. пояснил, что с 1985 г. работал в <адрес> РЭБ до 2003 года. На бункер-база (ББ)20, работал с Гаммершмидт И.Б. до 2000 г. в одной организации. Она являлась и мотористом и матросом. В команду судна входили 3 матроса-моториста, 1 помощник и 2 командира. Моторист следил за дизелем, за давлением, уровнем воды и масла, чисткой двигателя в машинном отделении, у матроса обязанностей меньше – уборка судна. Гаммершмидт работала в должности моториста в соотношении 90 % - в должности моториста, 10 % в должности матроса. В функции моториста входило - запуск дизельного двигателя, так как мотористы этому обучались, и у них имелись соответствующие удостоверения, контролировали состояние парового котла, следили за уровнем воды в нем. В функции матроса входила только уборка судна, что занимало примерно 30 минут. Смена моториста-матроса 12 часов, в конце смены прибирался, то есть выполнял работы матроса и менялся. Так как техничек по штатному расписанию не было, прибирали судно матросы. Между собой ББ-20 и ББ-27 не отличаются ничем, это один проект, разные по выпуску. ББ – это служебно-вспомогательное судно. Работа проходила полный навигационный период, часто даже работали больше периода навигации, вооружались в конце апреля, разоружались в конце ноября, поскольку они непосредственно обслуживали транзитные суда. Работали в акватории <адрес>, (485 км., 380 км.), <адрес>, устье Органы. На протяжении с 1985 г. по 2000 г. функции Гаммершмидт И.Б. не менялись.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Б., пояснил, что он работал совместно с Гаммершмидт в одной организации, которая работала мотористом на ББ, на бункер-базе, где находится ГСМ, заправлялись суда. ББ – это подсобный флот, они на «Заре», где он работал капитаном-механиком, при перевозке пассажиров подходили к ББ на заправку, и он лично видел, что истец включает насос, смотрит уровень топлива, записывает все в журнал. Она работала в машинном отделении, в ее обязанности входило следить за дизелями, которых было два, следить за уровнем масла, топлива. Жили в каютах с начала до конца навигации. В обязанности матроса входила уборка судна. В процентном соотношении Гаммершмидт в должности моториста работала – 95 %, в должности матроса – 5 %. В Матрос плавсоставе речного флота выполнял швартование и уборку судна. В Колпашевском речном флоте суда, где бы работали только матросы по должности, отсутствовали, всегда эта должность совмещалась с какой-то еще должностью.
Работа истца в спорные периоды в течение полной навигации и назначение судов, на которых истец осуществляла трудовую деятельность в эти периоды, подтверждаются также приведенными архивными справками.
В то же время, Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из конституционно-правового толкования норм о пенсионном обеспечении, содержащегося в определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-о, следует, что правовым основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся, является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, обусловленной спецификой и характером труда. При этом, Правительство РФ не наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечения за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий, Правительство РФ обязано учитывать общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип всеобщности, а также предписания ч.1 ст.15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель, осуществляя на основании статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан (статья 19, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от ДД.ММ.ГГГГ N 19-П по делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом доводы представителя ответчика о недостаточности представленных истцом документов и невозможности сделать вывод о работе истца в должности, дающего право на назначение досрочной пенсии на основании показаний свидетелей, в силу положений 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» безосновательны.
Так, ст.46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.1 ст.1, ст.2 ГПК РФ Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства регулируется не только ГПК РФ, но и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним.
Ч. 3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая порядок подсчета и подтверждения страхового стажа, действительно исключает возможность подтверждения характера работы показаниями свидетелей.
При этом под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Ст. 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, особенности осуществления трудовой функции работников, при наличии которых им, в соответствии с положениями действующего законодательства, предоставляется досрочное пенсионное обеспечение, действительно не могут быть подтверждены свидетельскими показаниями.
В отношении установления иных обстоятельств исполнения работником трудовой функции применяются общие правила доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством РФ.
Так, в соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
При этом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
И, поскольку в настоящем случае, суд, оценивая приведенные выше показания свидетелей в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу о длительном выполнении истцом определенной трудовой функции, тождественной деятельности по тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не разрешая вопрос об особенностях осуществления этой функции (характера работы) истца в спорные периоды, оснований сомневаться в допустимости показаний свидетелей, подтвердивших исполнение истцом работы по определенной должности в спорные периоды, не имеется.
Таким образом, при оценке пенсионных прав истца, суд приходит к выводу, что представленные доказательства, в их совокупности, с достоверностью свидетельствуют о том, что, работая в течение полных навигаций 1985 – 1988, 1990 – 1997 г.г. в составе плав.состава (машинной команды) на речных судах, относящихся к служебно-вспомогательному флоту, истец в течение более 80 % рабочего времени исполняла трудовые функции по должности моторист, а, следовательно, с учетом приведенных положений пенсионного законодательства, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и позиции Конституционного суда РФ, указанные периоды подлежат включению в трудовой стаж для назначения льготной пенсии.
При подсчете специального стажа истца в данной части суд учитывает положение п.38 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ ОТ ДД.ММ.ГГГГ Г. №, согласно которому периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.
С учетом специального стажа по пп.9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», не оспоренного ответчиком (1 месяц 18 дней) и периодов работы истца, включенных в его специальный стаж настоящим решением, подлежащих суммированию на основании Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж истицы составляет – 12 лет 1 месяц 18 дней, что достаточно для назначения льготной пенсии.
В соответствии с п. 2 ст. 28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1-10 и 16-18 пункта 1 ст. 27 настоящего Федерального Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно п.15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР ДД.ММ.ГГГГ №, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от ДД.ММ.ГГГГ и статье 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.
Из текста решения ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с заявлением об установлении досрочной пенсии по старости истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ. С учетом приведенных требований пенсионного законодательства и установленных настоящим решением обстоятельств, право на пенсию истец приобрела в день достижения 50-летия, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку судом установлено, что истец, соблюдая предусмотренный законом заявительный характер, обратился в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении пенсии, однако не обладал необходимыми сведениями и доказательствами и не смог их представить ответчику по независящим от него причинам, требования истца о назначении ему пенсии с момента возникновения на то права, после первоначального обращения за указанной пенсией подлежат удовлетворению. На основании изложенного, суд считает требования Гаммершмидт И.Б. о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу Гаммершмидт И.Б. подлежат взысканию понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя. Истицей представлена квитанция об уплате юридических услуг в сумме 6000 руб. Учитывая объем работы представителя, сложность рассмотрения дела, суд полагает, что данная сумма является разумной и подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Гаммершмидт И.Б. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> удовлетворить.
Решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> включить Гаммершмидт И.Б. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды ее работы в течении полных навигаций 1985 – 1988, 1990 – 1997 годов, и назначить ей пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Колпашевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено: 18 марта 2011 года
Судья Е.А.Кузнецова
Решение вступило в законную силу: 29 марта 2011 года