решение вступило в законную силу 22 апреля 2011 года



Дело 2-176/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2011 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Музафаровой Г.Г.,

при секретаре Петроченко Ю.А.,

с участием представителя ответчика - Пушкаревой Ю.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Морозовой Н.Л. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> об отмене решения ГУ – УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и возложении обязанности назначить пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Морозова Н.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, в котором просила отменить решение ГУ – УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, включить периоды работы в должности заведующей фельдшерского пункта <адрес> МУЗ "<данные изъяты> ЦРБ" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке из расчета один год работы за один год три месяца в специальный трудовой стаж; включить в специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; включить в специальный стаж период нахождения на семинаре в календарном порядке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В суде Морозова Н.Л. уточнила исковые требования и просила возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований Морозова Н.Л. указала, что свою трудовую деятельность она начала в <данные изъяты> ЦРБ, где отработала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки <данные изъяты> ФАП. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <адрес>ной больнице в должности акушерки родильного отделения, затем в должности заведующей <данные изъяты> ФАП. С ДД.ММ.ГГГГ она начала работать в <данные изъяты> городской больнице сначала фельдшером отделения скорой медицинской помощи, затем процедурной медицинской сестрой терапевтического отделения. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ главного врача <данные изъяты> городской больницы с ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность заведующей фельдшерского пункта <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующей-акушеркой ФАП <адрес>, где работает до настоящего времени. Решением ГУ – УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии ввиду недостаточности специального стажа, т.к. при подсчете стажа Пенсионный фонд не включил в специальный стаж периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку должность не соответствует должности, предусмотренной Списком профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ";

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на семинаре.

С указанным решением Пенсионного фонда она не согласна, поскольку в справке № от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ "<данные изъяты> ЦРБ" указано, что она, работая в должности заведующей фельдшерского пункта <адрес>, занималась лечебной работой, что подтверждается должностной инструкцией. Она действительно, работая в должности заведующей фельдшерским пунктом <адрес> (далее по тексту ФАП), осуществляла медицинскую деятельность как заведующей, так и фельдшера.

В судебном заседании Морозова Н.Л. поддержала своё исковое заявление, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ГУ УПФ РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием специального стажа. С данным решением ответчика она не согласна в части не включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерского пункта <адрес>, поскольку в эти периоды работы она осуществляла медицинскую деятельность как фельдшер и осуществляла свою деятельность согласно должностной инструкции. При этом она непосредственно обслуживала больных, оказывала им необходимую медицинскую помощь, принимала роды, ходила по вызовам населения, а также как заведующая занималась получением лекарственных препаратов, отчетами, ведением табелей рабочего времени. Так же истец пояснила, что кроме нее в ФАПе <адрес> работала только санитарка, других медицинских должностей в ФАПе <адрес> не было. Считает, что специального стажа у неё достаточно для назначения пенсии.

Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> – Пушкарева Ю.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Морозовой Н.Л. не признала, пояснив, что период работы Морозовой Н.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не учтен в специальный стаж, так как должность не соответствует должности, предусмотренной Списком профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". До вступления в силу Правил от ДД.ММ.ГГГГ № вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулировались Разъяснением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 5 Разъяснения определено, что в специальный стаж включаются периоды работы, выполняемые в течение полного рабочего дня, а также периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. При этом Разъяснением не предусмотрено включение в специальный стаж времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, прогулах, простоях, учебных отпусках, периоды повышения квалификации. Помимо непризнания исковых требований, представитель ответчика сослался на то, что согласно ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается, поэтому суд не должен допрашивать явившихся свидетелей.

Суд, заслушав стороны, свидетелей, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных Морозовой Н.Л. исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Пленум Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (п. 25) подчеркивает, что право на социальное обеспечение относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.

Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и, предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, закон связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов (это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ), повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (п.п. 20 п. 1 ст. 27 (ранее – п.п. 11 п. 1 ст. 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 67-О-О).

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из представленных документов следует, что при обращении в ГУ – УПФ РФ в <адрес> общий стаж Морозовой Н.Л. составил 25 лет 2 мес. 22 дня, специальный стаж составил 15 лет 10 месяцев 10 дней.

В соответствии с п. 4 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями.

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> не включен в специальный стаж, в том числе, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – так как должность не соответствует должности, предусмотренной Списком профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>

В судебном заседании установлено, что Морозова Н.Л., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Колпашевской горбольнице в должности заведующей фельдшерского пункта <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности заведующей ФАП – акушеркой фельдшерско-акушерского пункта <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждено трудовой книжкой.

Из уточняющей справки № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) следует, что Морозова Н.Л. в должности заведующей фельдшерского пункта <адрес> занималась лечебной работой, что подтверждается приложенной должностной инструкцией.

Как следует из должностной инструкции (<данные изъяты>) в должностные обязанности заведующего ФАП входило организация и обеспечение надлежащего уровня лечебно-профилактической работы, обеспечение населения лекарственными средствами, руководство работой персонала ФАПа, оказание доврачебной помощи населению, обеспечение медицинской помощи населению, ведение необходимой документации и др.

Согласно трудовой книжке Морозовой Н.Л. (<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ она была переведена заведующей фельдшерского пункта <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ Морозова Н.Л. была переведена на должность заведующей ФАП – акушеркой фельдшерско-акушерского пункта <адрес> (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).

Данный факт также подтверждается справками № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

Свидетель Н. в судебном заседании показал, что в период его работы в должности депутата <данные изъяты> поссовета, в ДД.ММ.ГГГГ он пригласил Морозову Н.Л. для работы в <адрес>, где в то время отсутствовал фельдшер. В № Морозова Н.Л. была назначена на данную должность <данные изъяты> городской больницей, однако вопросы оплаты ее труда, а также финансовое обеспечение ФАПа входили в компетенцию <данные изъяты> поселения. В должностные обязанности Морозовой Н.Л. входило обеспечение первичной медицинской помощи, работала по экстренным вызовам населения. Обязанности истца до ДД.ММ.ГГГГ не менялись. Работала полный рабочий день.

Свидетель Т. в судебном заседании пояснила, что знает Морозову Н.Л. по совместной работе с ДД.ММ.ГГГГ Она (Т.) также работает в МУЗ "<данные изъяты> ЦРБ" в должности санитарки-истопника ФАП <адрес>. В должностные обязанности Морозовой Н.Л. входит осуществление лечебной помощи населению <адрес>, она ходит по вызовам населения, ведет необходимую документацию. Морозова работает полный рабочий день. На протяжении всей работы в ФАПе <адрес>, функции заведующей ФАПом не изменялись.

Свидетель А. в судебном заседании пояснила, что знакома с истцом с детства. В настоящее время они обе работают в МУЗ "<данные изъяты> ЦРБ", Морозова в должности заведующей ФАП <адрес>. Ей известно, что в должностные обязанности Морозовой Н.Л. входит осуществление лечебной помощи населению <адрес>, она ходит по вызовам населения, ведет необходимую документацию. На протяжении всей работы в ФАПе <адрес>, функции заведующей ФАПом не изменялись. Морозова работает полный рабочий день, в том числе и не нормированный рабочий день.

Доводы свидетелей Т. и А. о совместной их работе с истцом в период, оспариваемый истцом, в указанной больнице подтверждены исследованными в суде их трудовыми книжками, копии которых приобщены к материалам дела ( <данные изъяты> ).

При этом доводы представителя ответчика о недостаточности представленных истцом документов и невозможности сделать вывод о работе истца в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии на основании показаний свидетелей в силу положений ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» безосновательны.

Так, статья 46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.1, ст.2 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Как и другие кодифицированные акты, ГПК РФ является федеральным законом. Конституция РФ не предусматривает приоритета одних федеральных законов над другими. Но в силу сложившейся практики кодексы имеют приоритет над федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства регулируется не только ГПК РФ, но и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним. Это означает, что другие федеральные законы не должны противоречить ГПК РФ, а в случае противоречия приоритет должен иметь Кодекс.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При этом, из положений п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также определений Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О следует, что суды общей юрисдикции при разрешении конкретного дела вправе устанавливать тождественность выполняемых функций, условий и характера работы должностям, с учетом работы на которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

И, поскольку в настоящем случае суд, оценивая приведенные выше показания свидетелей в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу о длительном выполнении истцом определенной трудовой функции, тождественной деятельности по тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не разрешая вопрос об особенностях осуществления этой функции (характера работы) истца в спорные периоды, оснований сомневаться в допустимости показаний свидетелей, подтвердивших исполнение истцом работы по определенной должности в спорные периоды, не имеется.

При исчислении стажа, дающего право на пенсию по старости по нормам ст.27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» за период работы до ДД.ММ.ГГГГ применяется Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет. Указанным Списком, как в первоначальной редакции, так и в последующих редакциях Постановления СМ РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должностей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

За период работы после ДД.ММ.ГГГГ применяется Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, согласно которым и в последующей редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрены в том числе должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерского пункта – фельдшер; медицинская сестра в том числе процедурной, акушерка с наименованием учреждений, в том числе городская, районная больница, фельдшерско-акушерские пункты.

Ко всем периодам работы могут применяться Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и соответствующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность …, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым также предусмотрены должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера; акушерка; медицинская сестра в том числе процедурной с наименованием учреждений, в том числе, больницы всех наименований; фельдшерско-акушерские пункты.

По всем вышеприведенным Постановлениям предусмотрен льготный порядок исчисления выслуги работникам осуществляющим лечебную деятельность для лиц работающим в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) из расчета один год работы за один год 3 месяца.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п.1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов и другие документы.

В соответствии с п.п. "а" п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы…» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 449).

Таким образом, основными критериями для признания права на льготную пенсию в указанном выше исчислении, как вытекает из приведенных выше норм права, является соответствие наименования должности, которую фактически занимал работник, а также наименование отделения, в котором он работал, наименованию по перечню.

В судебном заседании установлено, что Морозова Н.Л. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала заведующей фельдшерского пункта <адрес> горбольницы. На основании Постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> центральная районная больница переименована в муниципальное учреждение здравоохранения "<адрес> центральная районная больница". На основании распоряжения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ фельдшерско-акушерский пункт <адрес> присоединен к МУЗ "<адрес> ЦРБ" и является его структурным подразделением. ДД.ММ.ГГГГ Морозова Н.Л. переведена на должность заведующей ФАП-акушеркой фельдшерско-акушерского пункта <адрес>, где и работает в настоящее время. В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время функции Морозовой Н.Л. не изменялись, она выполняла должностные обязанности, предусмотренные для должности заведующей ФАП в течение полного рабочего дня, а потому то обстоятельство, что наименование ее должности не соответствует должности, предусмотренной Списком профессий и должностей работников здравоохранения..., не может служить основанием для ограничения ее пенсионных прав, в связи с чем периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерского пункта <адрес> подлежат включению в стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписание ст.19, ч.1, 2 и ст.55, ч.2, 3 Конституции РФ.

Таким образом, в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном порядке подлежат включению периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требование истца о включении ей в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на семинаре в календарном порядке суд полагает необходимым удовлетворить их частично исходя из следующего.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О трудовых пенсиях..." при подсчете страхового стажа периоды работы или иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.

Согласно сведениям индивидуального учета, Морозова Н.Л. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. При этом периоды нахождения Морозовой Н.Л. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нахождения на семинаре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не отражены работодателем как особые условия труда (<данные изъяты>), соответственно данные периоды были исключены ответчиком из подсчета специального стажа.

Нахождение Морозовой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации подтверждается справкой главного врача МУЗ "<данные изъяты> ЦРБ" № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), согласно которой за данный период Морозовой начислялась заработная плата, соответственно производились отчисления в Пенсионный фонд. Обучение Морозовой на курсах подтверждается свидетельством о прохождении повышения квалификации (<данные изъяты> При этом должностными обязанностями заведующего ФАП (<данные изъяты>) предусмотрена обязанность работника повышать свою профессиональную квалификацию доступными методами (<данные изъяты>).

Как указал Верховный Суд РФ в своем определении № от ДД.ММ.ГГГГ прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. При этом, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 11 указанного закона к сведениям, которые должен представить страхователь в органы Пенсионного фонда РФ, относятся периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" на налоговые органы, а взыскание штрафов за неисполнение обязанностей – на территориальные органы Пенсионного фонда РФ (ст.ст. 25-27). Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном прядке, исполнение страхователем установленных законом требований. Застрахованные лица, в соответствии со ст. 15 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете..." имеют право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда РФ информацию о начислении и уплате страховых взносов, однако они непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и не располагают реальными возможностями обеспечить предоставление работодателем указанных сведений. Однако непредставление страхователем в установленный срок и в установленном порядке сведений о застрахованных лицах не должно препятствовать реализации права работающего гражданина своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. В противном случае будут нарушены гарантируемые ст. 39 Конституции РФ пенсионные права граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору, сведения о которых работодателем не были представлены в территориальные органы Пенсионного фонда. Таким образом, не выполнение работодателем обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах не может лишать работника права на пенсию, поскольку находится вне зависимости от его воли.

В связи с изложенным, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, которые являлись для нее обязательными в соответствии с условиями трудового договора и которые не были отражены работодателем как особые условия труда, подлежат включению в специальный стаж.

Вместе с тем, доказательств нахождения истца на семинаре в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) суду представлено не было, а, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений. В связи с чем данный период судом в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, судом включен быть не может.

Таким образом, с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, специальный стаж работы истца в оспариваемые периоды работы составляет:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 8 лет 7 месяцев 5 дней;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6 лет 1 месяц 17 дней;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 21 день, что с учетом периода работы, зачтенного ответчиком в специальный стаж истца, составляет 30 лет 7 месяцев 23 дня, что является достаточным для возникновения права на назначение досрочное пенсии по старости.

В соответствии с п.15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР ДД.ММ.ГГГГ №, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от ДД.ММ.ГГГГ и статье 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии со ст.19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из текста решения заседания комиссии ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с заявлением об установлении досрочной пенсии по старости истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ. А поскольку на указанную дату истец имела право на назначение пенсии, то, с учетом приведенных выше положений закона, пенсия должна быть ей назначена именно с этой даты.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Морозовой Н.Л. к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> удовлетворить частично.

Отменить решение ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

Включить периоды работы Морозовой Н.Л. в должности заведующей фельдшерского пункта <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить Морозовой Н.Л. пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Периоды работы Морозовой Н.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо посчитать как год и 3 месяца работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) за один год в соответствии с п.п. А, п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы…».

В удовлетворении исковых требований Морозовой Н.Л. о включении в специальный стаж периода нахождения на семинаре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Г.Г.Музафарова

Решение вступило в законную силу: 22 апреля 2011 года