Дело № 2-1195 З/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.
Дата обезличена г., Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., при секретаре судебного заседания Пизяевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кругловой Раисы Петровны к Министерству социальной защиты населения Московской области в лице Коломенского городского управления социальной защиты населения и Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ Номер обезличен по г. Москве и Московской области» о признании права на меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истица Круглова Р.П. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства л.д. Номер обезличен к Министерству социальной защиты населения Московской области в лице Коломенского городского управления социальной защиты населения, далее «Минсоцзащите населения МО», и Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ Номер обезличен по г. Москве и Московской области», далее «УПФ РФ Номер обезличен» о признании права на меры социальной поддержки, указав, что Дата обезличена г. при исполнении обязанностей военной службы умер её сын – ФИО9. В связи с гибелью сына ей установлены льготы, предусмотренные Законом СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» как для участников Великой Отечественной войны. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. льготы в натуральном виде заменены ежемесячной денежной компенсацией, размер которых установлен в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по категории члену семьи погибшего военнослужащего. Считает, что она имеет право на ежемесячные денежные выплаты, установленные для участников Великой Отечественной войны, так как до Дата обезличена г. у неё возникло и реализовано право на натуральные льготы как участникам Великой Отечественной войны, и замена данной льготы могла быть произведена только равноценной денежной компенсацией.
В судебном заседании истица и её представитель Мукасеева А.А., действующая на основании нотариальной доверенности от Дата обезличена г. сроком действия на три года л.д. Номер обезличен), исковые требования поддержали. Просили с учетом уточнения признать право истицы на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 21, 23.1 Закона «О ветеранах», для родителей погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, признать право истицы на ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, признать прекращение Минсоцзащитой населения МО предоставления Кругловой Р.П. мер социальной поддержки незаконным, признать незаконным прекращение УПФ РФ Номер обезличен ежемесячной денежной выплаты истице. А также просили обязать Минсоцзащитой населения МО восстановить Кругловой Р.П. меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах», обязать УПФ РФ Номер обезличен возобновить истице ежемесячные денежные выплаты для ветеранов Великой Отечественной войны с момента их прекращения, а именно с Дата обезличена г. с учётом получения Кругловой Р.П. ежемесячных денежных выплат как инвалиду, а также с учётом уже выплаченных сумм, взыскать с ответчиков в пользу Кругловой Р.П. государственную пошлину.
Представитель Минсоцзащиты населения МО ФИО4 действующий на основании доверенности от Дата обезличена г. сроком действия по Дата обезличена г. л.д. Номер обезличен), возражал против удовлетворения исковых требований, по мотивам, представленным в отзыве л.д. Номер обезличен). Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель УПФ РФ Номер обезличен ФИО5 действующая на основании доверенности от Дата обезличена г. сроком действия по Дата обезличена г. л.д. Номер обезличен), возражала против удовлетворения исковых требований, по мотивам, представленным в письменных возражениях. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - Военного комиссара Московской области ФИО6 считает требования истицы законными и обоснованными просила иск удовлетворить.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Им предоставлены льготы, установленные на оплату жилья, коммунальных услуг в размере 50%, льготы на медикаменты, санаторно-курортное обслуживание.
Материалами дела установлено, что согласно извещения Коломенского объединенного городского военного комиссариата Московской области Номер обезличен от Дата обезличена года, что сын истицы ФИО2 л.д. Номер обезличен), умер Дата обезличена года в результате автокатастрофы. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы л.д. Номер обезличен).
Дата обезличена г. Военным комиссариатом Московской области истице Кругловой Р.П. выдано удостоверение Номер обезличен, предоставлявшее льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих л.д. Номер обезличен).
Материалами дела подтверждается, что с Дата обезличена г. истице прекращена выплата ежемесячной денежной выплаты, далее «ЕДВ», в связи с тем, что, по мнению ответчиков, Круглова Р.П. утратила право на ЕДВ л.д. Номер обезличен).
Суд считает данный отказ необоснованным.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О ветеранах» натуральные льготы, предусмотренные настоящим законом, действовавшим в редакции до 01.01.2005 г., заменены ежемесячной денежной компенсацией.
Суд считает, что истице Кругловой Р.П. следует назначить и возобновить ЕДВ с момента ее прекращения (Дата обезличена г.), исходя из ЕДВ, установленной для участников Великой Отечественной войны, в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в целях защиты прав и свобод граждан РФ, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22,08.2004 г. № 122-ФЗ) и пункта 19 ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которым они пользовались до 01.01.2005 г. в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения, то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. № 331-О-П.
Таким образом, истице, ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.
Не может быть принят во внимание довод ответчиков о том, сын истицы ФИО2 умер, а не погиб, что подтверждается, по мнению ответчиков материалами дела и в том числе свидетельством о смерти и указанной в нем причиной смерти ФИО2 В названном выше извещении Коломенского объединенного городского военного комиссариата Московской области Номер обезличен от Дата обезличена года указано, что смерть ФИО2, связана с исполнением обязанностей военной службы л.д. Номер обезличен). Из сообщения Центрального архива Министерства обороны РФ от Дата обезличена г. усматривается, что рядовой ФИО2 погиб л.д. ...). В архивной справке Дальневосточного военного округа представленной в материалы дела указывается, что смерть ФИО2, связана с исполнением обязанностей военной службы л.д. Номер обезличен).
Статьей 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Факт смерти ФИО2 при исполнении обязанностей военной службы подтвержден названными выше доказательствами.
В Федеральном законе «О статусе военнослужащих», а также в Федеральном законе «О воинской обязанности и воинской службе» не содержится различие толкований понятий умерший и погибший. Указанные понятия приравнены друг к другу, то есть являются тождественными. При этом понятие умер или погиб, при разрешении вопроса о назначении мер социальной поддержки, правового (определяющего) значения не имеют. Значимым обстоятельством при разрешении вопроса о назначении мер социальной поддержки является то, что смерть или гибель военнослужащего была связана непосредственно с исполнением обязанностей военной службы.
Материалами дела подтверждается, что смерть сына истицы связана с исполнением обязанностей военной службы.
Кроме того, суд принимает во внимание, что истица ранее пользовались льготами в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников" Великой Отечественной войны, а согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Изложенное выше, позволяет суду прийти к выводу, об обоснованности предъявленных исковых требований и их удовлетворении.
Суд признает за истицей право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 21, 23.1 Закона «О ветеранах», для родителей погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, а также право Кругловой Р.П. на ЕДВ в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны.
Суд также считает, что прекращение выплат ЕДВ истице Кругловой Р.П. является незаконным.
Пунктом 1 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» установлено право на получение ЕДВ членов семей погибших (умерших), инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, которое распространяется на родителей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Следовательно, Круглова Р.П. имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на ЕДВ. Прекращение указанных выплат, ответчиками является необоснованным и незаконным, поэтому суд признает прекращение ответчиками предоставления истице мер социальной поддержки незаконным.
ЕДВ Кругловой Р.П. должны быть восстановлены с 11.11.2009 года (момент прекращения выплат).
Суд обязывает Минсоцзащиту населения МО восстановить истице меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах», а также обязывает УПФ РФ Номер обезличен возобновить Кругловой Р.П. ежемесячные денежные выплаты для ветеранов Великой Отечественной войны с момента их прекращения, а именно с 01.11.2009 г. с учётом получения истицей ежемесячных денежных выплат как инвалиду, а также с учётом уже выплаченных сумм
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и подпунктом 1 пункта 1 части второй статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчиков в пользу истицы надлежит взыскать государственную пошлину в сумме Номер обезличен рублей, по Номер обезличен рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.7 Закона СССР от 01.08,1989 г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального, обслуживания населения», ст.23.1 Федерального Закона «О ветеранах» от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 г. №331-0-П, ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кругловой Раисы Петровны удовлетворить.
Признать право Кругловой Раисы Петровны на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 21, 23.1 Закона «О ветеранах», для родителей погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.
Признать право Кругловой Раисы Петровны на ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны.
Признать прекращение Министерством социальной защиты населения в лице Коломенского городского управления социальной защиты населения, предоставления Кругловой Раисы Петровны мер социальной поддержки незаконным.
Признать прекращение Государственным учреждением «Управление Пенсионного фонда РФ Номер обезличен по г. Москве и Московской области» ежемесячной денежной выплаты Кругловой Раисе Петровне незаконным.
Обязать Министерство социальной защиты населения в лице Коломенского городского управления социальной защиты населения восстановить Кругловой Раисе Петровне меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах».
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ Номер обезличен по г. Москве и Московской области» возобновить Кругловой Раисе Петровне ежемесячные денежные выплаты для ветеранов Великой Отечественной войны с момента их прекращения, а именно с 01.11.2009 г., с учётом получения Кругловой Раисой Петровной ежемесячных денежных выплат как инвалиду, а также с учётом уже выплаченных сумм.
Взыскать с ответчиков Министерства социальной защиты населения в лице Коломенского городского управления социальной защиты населения и Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ Номер обезличен по г. Москве и Московской области» в пользу Кругловой Раисы Петровны государственную пошлину по Номер обезличен рублей с каждого.
С решением суда, вынесенным в окончательной форме, стороны могут ознакомиться в течение пяти дней с момента вынесения судом резолютивной части решения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение 10 дней.
Судья
Коломенского городского суда
Московской области И.М. Зуйкина