Дело № 2- 2029 ДД.ММ.ГГГГ 2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Коломенский городской суд Московской области в составе председательствующего Бурякова В.Н., секретаря судебного заседания Французовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Коломенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц
К Администрации сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района
Об обязании поставить на учёт гидротехнические сооружения
установил:
Коломенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района об обязании поставить на учёт гидротехнические сооружения – плотину пруда на реке <адрес>.
Свои исковые требования истец мотивирует тем, что Коломенской городской прокуратурой, в связи с исполнением задания прокуратуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № г. «О проверке исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории Коломенского муниципального района в <адрес> бесхозяйное гидротехническое сооружение плотина пруда на реке <адрес>. Плотина земляная, длина -№ м, ширина- № м. высота -№ м. Данное гидротехническое сооружение имеет следующее назначение: противопожарное, для культурно-бытовых нужд,рекреация.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 N 117-ФЗ собственник гидротехнических сооружений и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений.
Основой мониторинга безопасности являются наблюдения за состоянием гидротехнических сооружений и характером влияния этих сооружений на окружающую среду, осуществляемые службой геотехконтроля, маркшейдерскими, геологическими, природоохранными- и иными службами организаций в соответствии с Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России.
Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений (ГТС) влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 11 7-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.
Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества они такими правами не обладают, следовательно, на них не может быть возложена обязанность по обращению такого имущества в свою собственность.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ и ст. ст. 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ отмечается в частности, что установленные меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п.. не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных ГТС. не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Рассматриваемые объекты расположены в административных границах Проводниковского сельского округа Коломенского муниципального района, следовательно, бездействие администрации в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Московской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Как отмечено выше, федеральным законодательством (от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ) установлены определенные требования по эксплуатации ГТС. Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Истец просит:
1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования Проводниковского сельского поселения Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения- плотины, находящейся на территории этого муниципального образования в <адрес>.
2. Возложить на администрацию муниципального образования Проводниковского сельского поселения Коломенского района обязанность обратиться в. Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнического сооружения в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца, прокурор ФИО2, подтвердила заявленные исковые требования.
Представитель ответчика, ФИО3, в судебном заседании исковые требования признала частично м пояснила, что в <адрес> действительно имеется плотина на реке <адрес>. Высота -№ м, длина - № м, ширина - № м. Плотина однородная, из грунтовых материалов. Гребень плотины используется для проезда транспорта. Откос плотины зарос густой растительностью. Пруд площадью № га предназначен для рекреационных и противопожарных целей. Администрация сельского поселения Проводниковское с частью первой заявленных исковых требований не согласна, в связи с тем, что ст. 254 ГПК РФ указывает, что гражданин или организация вправе оспорить действия (бездействия) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Считаем, что тем самым, что администрация сельского поселения Проводниковское до настоящего времени не обращалась в орган государственной регистрации с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины в <адрес>, ничьи права и свободы не нарушены. Администрация сельского поселения Проводниковское осуществляет проверку состояния данной плотины и по мере возможности текущий ремонт.
С частью второй заявленных исковых требований администрация сельского поселения Проводниковское согласна и готова обратиться в орган государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины в <адрес>.
Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно ст.225 ГК РФ
1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено в судебном заседании и не отрицается сторонами, плотина пруда на <адрес> в настоящее время является бесхозяйной.
В соответствии с действующим законодательством, единственным органом, уполномоченным поставить данную бесхозяйную недвижимую вещь на учёт с последующим приобретением права собственности на неё является орган местного самоуправления – ответчик по делу.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
При отсутствии собственника гидротехнического сооружения отсутствует орган, обеспечивающий соблюдение норм и правил при эксплуатации данного сооружения, что чревато техногенными катастрофами.
Согласно ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
1. К вопросам местного значения поселения относятся:
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
Из требований указанных федеральных законов в их совокупности суд делает вывод, что орган местного самоуправления не только имеет право подать заявление о регистрации имущества как бесхозяйного, но и обязан это сделать. Такая обязанность лежит на органе местного самоуправления с момента появления на территории его обслуживания бесхозяйного гидротехнического сооружения. При таких обстоятельствах бездействие администрации муниципального образования Проводниковского сельского поселения Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения- плотины, находящейся на территории этого муниципального образования в <адрес> должно быть признано судом незаконным, как уклонение от возложенных на него обязанностей.
Обязанность обратиться в. Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнического сооружения в <адрес> ответчик признаёт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Коломенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования Проводниковского сельского поселения Коломенского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения- плотины, находящейся на территории этого муниципального образования в <адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования Проводниковского сельского поселения Коломенского района обязанность обратиться в. Управление Федеральной службы Московской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнического сооружения <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение
10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Буряков В.Н.