об устранении нарушений при расчете компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг



Дело № М/11

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Жукова Г.С., при секретаре Оленевой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к <данные изъяты> <адрес> об устранении нарушения при расчёте компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг,

Установил:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к <данные изъяты> <адрес> об устранении нарушения при расчёте компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В судебном заседании истцы от п.п. 4 и 5 исковых требований отказались, настаивая на остальных требованиях, просили суд обязать <данные изъяты> <адрес> устранить допущенное нарушение при расчете им компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги - производить расчет размера компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги на основе сведений о начисленных платежах за коммунальные услуги. Обязать <данные изъяты> <адрес> устранить допущенное нарушение при выплате компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги - производить перечисление компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги на лицевые счета истцов до 10 числа месяца, непосредственно следующего за истекшим месяцем, за который производится начисление компенсации. Обязать <данные изъяты> <адрес> устранить допущенное нарушение при расчете ФИО2 компенсации расходов по оплате за потребленные электроэнергию и природный газ -рассчитывать денежную компенсацию ФИО2 по оплате за электроэнергию и природный газ в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг. Взыскать с <данные изъяты> <адрес> в пользу гр. ФИО2 недоплату по мерам социальной поддержки по оплате за потребленные электроэнергию и природный газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> копеек. Взыскать с <данные изъяты> <адрес> в пользу гр. ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В обосновании заявленных требований истцы пояснили, что с момента перехода (ДД.ММ.ГГГГ) в <адрес> к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме по настоящее время <данные изъяты> регулярно нарушает Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки. Так, при расчете компенсации расходов за потребленные электроэнергию и холодную воду <данные изъяты> использует вместо начисленных платежей данные об оплаченных ими коммунальных услугах. Регулярно нарушаются сроки выплаты компенсации. Реально компенсация выплачивается спустя почти два месяца после срока выплаты (десятого числа месяца следующего за истекшим месяцем).

<данные изъяты> производит расчет компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги на основе данных, предоставленных организациями, работающими в сфере жилищно-коммунальных услуг. Между <данные изъяты> <адрес> в лице <данные изъяты> и поставщиками коммунальных услуг были заключены договоры об обеспечении <данные изъяты> информацией о предоставленных льготным категориям граждан коммунальных услугах. Однако в договорах, заключенных с <данные изъяты> указано, что эти организации передают сведения об оплаченных коммунальных услугах.

В результате всех этих противоправных действий <данные изъяты> истцы лишены возможности своевременно получать положенную им компенсацию расходов по оплате за коммунальные услуги и жилое помещение. Создается ситуация, когда они вынуждены нести повышенные расходы на оплату коммунальных услуг, особенно в начале зимнего периода, когда потребление коммунальных услуг сильно возрастает, а выплата мер социальной поддержки задерживается. Если же они оплачивают 50% потребленных коммунальных услуг, в надежде погасить задолженность после поступления компенсации, то в результате того, что расчет размера компенсации производится на основе данных об оплаченных ими коммунальных услугах, на их расчетные счета поступают средства в недостаточном объеме и истцы не могут погасить образовавшуюся задолженность за счет перечисленных средств. Именно такая ситуация сложилась в период с ДД.ММ.ГГГГ года. В это время компенсация расходов по оплате за коммунальные услуги почти полностью отсутствовала. Так, например, в ДД.ММ.ГГГГ. за газ была перечислена компенсация в сумме <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ. компенсация не перечислялась совсем, в ДД.ММ.ГГГГ. за электроэнергию перечислено 0,0 рублей. Не имея возможности оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, истцы оплачивали только половину стоимости, рассчитывая погасить образовавшуюся задолженность за счет компенсации.

Кроме того, истцы пояснили, что при расчете размера мер социальной поддержки за потребленные электроэнергию и природный газ для ФИО2 <данные изъяты> использует неутвержденный органами государственной власти <адрес> норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению и необоснованно применяет норматив потребления коммунальных услуг по газоснабжению.

При расчете компенсации расходов по электроснабжению <данные изъяты> применяет норматив потребления электроэнергии, приведенный в Постановлении правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О методике расчета региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета <адрес> на соответствующий финансовый год». Данное постановление утверждает только Методику расчета региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета <адрес> на соответствующий финансовый год. В постановлении приведены формулы, по которым рассчитываются стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, и описывается методика расчета по этим формулам. В п.5 данного постановления приведена формула для расчета стандарта стоимости электроснабжения, в которую в качестве одного из составляющих входит норматив потребления электроэнергии. Для обеспечения возможности расчета по этой формуле в качестве приложения к методике приведен норматив потребления электроэнергии, однако упоминания об утверждении этих значений в качестве норматива потребления электроэнергии на территории <адрес> отсутствуют.

В случае с газоснабжением <данные изъяты> использует норматив потребления природного газа, утвержденный Постановлением правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа». В соответствии с п.1 данного постановления нормативы потребления, утверждаемые данным постановлением, могут использоваться только для помещений, не оборудованных приборами учета газа. Квартира истцов оборудована газовым счетчиком, и расчет за потребленный газ они осуществляют исходя из показаний этого счетчика. По поводу допустимости использования данных нормативов для помещений, оборудованных приборами учета, ни в данном постановлении, ни в каком-либо другом документе сведения отсутствуют.

Таким образом, на сегодняшний момент на территории <адрес> отсутствуют, утвержденные Правительством МО, нормативы потребления природного газа в домах, оборудованных приборами учета газа и нормативы потребления электроэнергии. Поэтому при расчете компенсации гр. ФИО2 за потребленные электроэнергию и природный газ, Коломенскому городскому управлению социальной защиты населения необходимо учитывать всю потребленную гр. ФИО2 электроэнергию и природный газ в расчетном месяце.

Представитель ответчика ФИО4 исковые требования истцов не признала и пояснила, что ежемесячная денежная компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти <адрес>, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так как ФИО2 пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренных Зако­ном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № для ветеранов труда, то ежемесячная де­нежная компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти <адрес>, в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации

Норматив льготной площади на отопление для ветеранов труда в семье, состоящей из 2 человек - № Норматив на отопление газом 1 м2 площади составляет № газа. Цена на отопление газом - <данные изъяты> руб. за 1000 мЗ. В домах при наличии газовой плиты и водонагревателя, норматив на газ для приготовления пищи составляет №. Цена на газ при наличии счетчика № руб. за 1000 мЗ.

Кроме того, представитель ответчика пояснила, что услуга предоставляется по начисленным суммам, а не по оплаченным. Если не применять нормативы, то образовалась бы задолженность в размере заявленных требований в п.6, то есть <данные изъяты> копеек.

Заслушав объяснения истцов, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного заседания установлено, что по данным социального регистра населения <адрес> ФИО1 является инвалидом 1 группы и пользуется мерами социальной поддержки, ему предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

ФИО2 по данным социального регистра населения <адрес> яв­ляется ветераном труда, пользуется мерами социальной поддержки, установленными <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>", в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 статьи 3 вышеуказан­ного закона, ей предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной пощади жилого помещения, установленного законом <адрес> и ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горя­чее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов: стоимости платы за твердое топливо при наличии печного отопления и транспортных ус-г для его доставки; стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели.

Ежемесячная денежная компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти <адрес>, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утвер­ждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и комму­нальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской об­ласти" и Постановлением главы г.о. Коломна №-№ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. на <данные изъяты> возложены обязанности предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Феде­рации и законодательством <адрес>, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес> в денежной форме.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N № между <данные изъяты> <адрес> в лице <данные изъяты> и организациями жилищно-коммунального хозяйства были заключены договоры о начисленных платежах в согласованном сторонами формате.

В соответствии с договорами организации, предоставляющие жилищно-коммунальные ус­луги, предоставляют в срок, установленный договором в электронном виде сведения о начис­ленных платежах за жилищно-коммунальные услуги льготных категорий граждан, после чего <данные изъяты>, производится расчет предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан.

Так как ФИО2 пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренных Зако­ном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № для ветеранов труда, то ежемесячная де­нежная компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти <адрес>, в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации

Поэтому, для расчета компенсации за газоснабжение, применяется норматив потребления, ут­вержденный Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа", За­коном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на террито­рии <адрес>" и рассчитывается по следующей формуле:

Норматив льготной площади на отопление для ветеранов труда в семье, состоящей из 2 человек - 21 м2. Норматив на отопление газом 1 м2 площади составляет 7 м3 газа. Цена на отопление газом - <данные изъяты> руб. за 1000 м3. В домах при наличии газовой плиты и водонагревателя, норматив на газ для приготовления пищи составляет 23,1 мЗ. Цена на газ при наличии счетчика <данные изъяты> руб. за 1000 мЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, Граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение возникает у нанимателя по договору найма жилого помещения с момента заключения такого договора. Срок внесения квартплаты и коммунальных услуг до 10 числа месяца, следующего за истекшим (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного Кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Законом установлено, что суммы ежемесячных денежных выплат, установленных настоящей статьей, выплачиваются ежемесячно в порядке, установленном <адрес>. Финансирование расходов по обеспечению социальной поддержки лиц, указанных в настоящем Законе, в соответствии со ст. 20 Закона, осуществляется за счет средств бюджета <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>.

В соответствии со ст. 1 Порядок определяет механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оплате и доставке топлива (далее - меры социальной поддержки) гражданам, имеющим место жительства в <адрес> и право на вышеуказанные меры социальной поддержки в соответствии с <адрес> «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>». Меры социальной поддержки гражданам предоставляются в безналичной форме в виде уменьшения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 2).

На основании п. 6, возмещение расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки гражданам, производится путем перечисления средств бюджета <адрес> <данные изъяты> <адрес> непосредственно организациям жилищно-коммунального хозяйства и иным организациям на их счета, открытые в учреждениях Банка России или иных кредитных учреждениях на основании заключенных договоров.

Принимая расчет задолженности, представленный ответчиком, суд учитывает, что он составлен сотрудниками, которые обладают специальными познаниями в сфере начисления квартирной платы и коммунальных платежей, представленный расчет является результатом профессиональной деятельности сотрудников. Расчет ФИО1 не основан на профессиональных знаниях в этой области. Судом проверен представленный расчет, приведенный в справке по начисленной квартплате и коммунальным услугам, оснований сомневаться в его правильности и достоверности у суда не имеется. В соответствии с изложенным, расчеты, представленные Шангиными, суд признает недостоверными.

Анализ приведённых выше норм закона в совокупности с обстоятельствами дела, позволяет суду сделать вывод о том, что <данные изъяты> <адрес> нарушений при расчёте истцам компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги допущено не было.

На основании ст. 98 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении требования истца о взыскании с <данные изъяты> <адрес> в пользу гр. ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>) рублей

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к <данные изъяты> <адрес> об устранении нарушения при расчёте компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение 10 дней.

Судья Жуков Г.С.