Дело № 2-984 /2011г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд Московской области РФ в составе: председательствующего судьи СЕРГЕЕВОЙ Е. В., при секретаре Клемешовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МИГДАЛЕВА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА об оспаривании решений и действий должностных лиц ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области, УСТАНОВИЛ: Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании актов определения кадастровой стоимости земельных участков № №, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Начальником Коломенского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области ФИО5 недействительными с даты вынесения; о признании действий должностных лиц ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> копеек за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 99 земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> незаконными с даты внесения; о понуждении ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> копеек за 1кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 99 земельных участков с кадастровыми номерами № Заявитель ФИО1, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. В материалах дела имеется заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя ФИО2 (Том 2, л. д. 180). Представитель заявителя ФИО2, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с полными полномочиями, сроком действия 3 года (Том 2, л. д. 149), в ходе судебного разбирательства полностью поддержал заявление ФИО1, мотивируя его следующим. Заявитель ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, являлся собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 250560 кв.м., адрес объекта: участок находится примерно в 230 м. по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, КН №. Постановлением Руководителя администрации Коломенского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка был изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в лице Коломенского отдела заявителю была выдана кадастровая выписка о земельном участке, в которой кадастровая стоимость и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости не были указаны. ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесенными изменениями о разрешенном использовании земельного участка заявителем было получено новое свидетельство о государственной регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было вынесено предварительное решение о разделе, принадлежащего ему земельного участка с КН №, согласно Проекту раздела на 100 земельных участков и заказан межевой план раздела. ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием данного решения заявителем в ФГУ «Кадастровая палата» по <адрес> в лице Коломенского отдела, были получены кадастровые паспорта на 99 земельных участков с КН с №. В декабре 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на основании Решения об утверждении итогов раздела земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности заявителя на 99 земельных участков с КН с №. В полученных заявителем ДД.ММ.ГГГГ кадастровых паспортах на вышеуказанные 99 земельных участков с КН с №, удельный показатель кадастровой стоимости был установлен в размере <данные изъяты> копеек за 1 кв.м. Соответственно из этого показателя была рассчитана кадастровая стоимость каждого земельного участка, исходя из его площади. Внесение данных экономических показателей было оформлено Актами определения кадастровой стоимости земельных участков №№ №, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Начальником Коломенского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по МО ФИО5 Обоснованием внесения данного показателя в кадастровый паспорт каждого земельного участка являлось Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области». Заявитель ФИО1 считает, что данными действиями должностного лица, а именно Начальника Коломенского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по МО ФИО5, выразившимися в решениях об утверждении Актов определения кадастровой стоимости земельных участков и внесения экономических характеристик в виде удельного показателя кадастровой стоимости из расчета <данные изъяты> коп. за 1 кв.м. и, соответственно, кадастровой стоимости каждого из 99 земельных участков, рассчитанного из данного показателя, существенно нарушены права и свободы заявителя, в частности, предусмотренные налоговым законодательством, влекущим существенное увеличение налоговой нагрузки. Вышеуказанные решения, действия должностного лица заявитель считает незаконными по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении правил государственной кадастровой оценки земель» установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель». Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ, которое является органом исполнительной власти на территории Московской области по вопросу утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель, и в обоснование которого ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области внесла оспариваемые показатели, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. При этом удельный показатель кадастровой стоимости в разрезе видов объединений - дачное, в рублях за 1 кв.м по Коломенскому району не определен. Таким образом, данный экономический показатель в установленном законодательством порядке не утверждался и государственная кадастровая оценка земель с разрешенным видом использования - для дачного строительства на территории Коломенского района не проводилась. В связи с чем, внесение экономических характеристик в Государственный кадастр недвижимости, не утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ, является незаконным. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 222 от 12.08.2006 года утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, где п. 2.3.1 данных указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации. Однако, Указом Президента РФ от 25.12.2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Он считает, что утверждение актов определения кадастровой стоимости земельных участков должностным лицом ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области и внесение данных показателей в Государственный кадастр недвижимости являются незаконными. В настоящий момент заявителем проведена независимая оценка, подготовленная ООО «Центр профессиональной оценки» об оценке удельного показателя рыночной стоимости 1 кв.м. указанных земельных участков, которая составляет <данные изъяты> копеек. Он просит суд признать акты определения кадастровой стоимости земельных участков №№ №, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Начальником Коломенского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области ФИО5 недействительными с даты вынесения; признать действия должностных лиц ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> копеек за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 99 земельных участков с кадастровыми номерами № незаконными с даты внесения; обязать ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> копеек за 1кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 99 земельных участков с кадастровыми номерами №, Представитель заинтересованного лица ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с полными полномочиями, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (Том 2, л. д. 155), в судебном заседании заявление ФИО1 не признал полностью, мотивируя свои возражения следующим. Он считает, что претензии заявителя к ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области необоснованны, так как их Управление не наделено полномочиями по определению удельного показателя кадастровой стоимости по земельным участкам. Удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, при внесении в государственный кадастр недвижимости, утверждается Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области «Об утверждении результатов государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области». Непосредственно ФГУ «Кадастровая палата» по МО только производит расчет кадастровой стоимости земельных участков по утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 года № 222 Методическим указаниям и по утвержденным Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» удельным показателям земельных участков (результатам государственной кадастровой оценки земель). В связи с этим, претензии заявителя ФИО1 об оспаривании действий должностных лиц, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. и общей кадастровой стоимости каждого из 99 земельных участков они считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Он считает, что фактически заявитель ФИО1 оспаривает установленный государством удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка, установленный в размере <данные изъяты> копеек. Он просит учесть, что заявителю ФИО1 был изначально предоставлен земельный участок, площадью 250560 кв.м. с разрешенным использованием для ведения сельхозпроизводства. В дальнейшем, на основании решения органа местного самоуправления вид разрешенного использования был изменен «для дачного строительства», а еще позже один участок был разделен, т. е. образованы новые, на 99 земельных участков. Между тем, земельные участки ФИО1 являются дорогими, поскольку являются плодородными, ровными и т.д. Согласно п. 2.1.2 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 222 от 12.08.2006 года, в случае образования нового садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав объединений, его кадастровую стоимость можно определить путем умножения среднего для муниципального района (в случае отсутствия – для субъекта РФ) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка. ФИО1 имеет участки на праве личной собственности, дачного объединения им не создано, вся земля в его единоличном пользовании. Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на момент утверждения Актов определения кадастровой стоимости земельных участков, удельный показатель кадастровой стоимости по Коломенскому муниципальному району отсутствовал, то был применен средний показатель для Московской области, который составлял 2402 рубля 59 копеек. По-существу, ФИО1 оспаривает данный удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с целью установления в исковом порядке своей необоснованно заниженной рыночной оценки, не утвержденной уполномоченным государственным органом, в размере 105 рублей 06 копеек. Данную оценку он считает необоснованной, противоречащей вышеуказанным Методическим указаниям, имеющей целью уйти от законного налогообложения более дорогих, плодородных земель. Также он обращает внимание суда на тот факт, что в течение 2010 года часто происходила реорганизация органов государственного кадастрового учета, в связи с чем, в разные периоды времени полномочиями по ведению государственного кадастрового учета наделялись разные органы и службы. Однако, по состоянию на дату утверждения Актов определения кадастровой стоимости земельных участков ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет был возложен на Территориальные отделы ФГУ «Кадастровая палата», а именно на Коломенский территориальный отдел, в связи с чем, действия начальника Коломенского территориального отдела ФИО5 по утверждению указанных Актов являются законными. Просит по вышеуказанным причинам в удовлетворении заявления ФИО1 отказать в полном объеме. Представитель заинтересованного лица ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с полными полномочиями, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (Том 2, л. д. 156), в судебном заседании заявление ФИО1 не признала полностью, поддержав доводы представителя заинтересованного лица ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области ФИО3 Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с полными полномочиями, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (Том 2, л. д. 166), в судебном заседании заявление ФИО1 не признала полностью, мотивируя свои возражения следующим. На основании Распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО № 12-Р от 19.05.2010 г. в целях исполнения ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 года № 42 и других на территориальные отделы возложены обязанности по принятию решений на подведомственной территории о выполнении кадастровых процедур, указных в п. 18 Порядка ведения ГКН. Согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении Федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета» и в соответствии с Планом-Графиком наделения федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в МО с 15.09.2010 года, данными полномочиями, наделена ФГУ «Кадастровая палата» по МО, а в частности Территориальный Отдел по Коломенскому району. В соответствии с Приказом Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО от 23.07.2010 года № 111/117 ПР ими на основании Акта приема-передачи были переданы все архивные и иные документы и с 15.09.2010 года держателем архивных документов, содержащих информацию о кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости является ФГУ «Кадастровая палата» по МО в лице Коломенского отдела. На основании этого, она считает, что их Управление Росреестра по МО, которое не осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, является ненадлежащим заинтересованным лицом. Между тем, действия ФГУ «Кадастровая палата» по внесению сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка ФИО1 она считает законными и соответствующими вышеуказанным Методическим указаниям, которыми обязательно руководствуются при утверждении Актов определения кадастровой стоимости земельных участков. Просит в удовлетворении заявления в полном объеме ФИО1 отказать. Выслушав в судебном заседании представителя заявителя, возражения представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему. В решении излагаются установленные судом юридические обстоятельства, имеющие значение для дела и дается оценка доказательствам представленными сторонами Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ФИО1 о признании актов определения кадастровой стоимости земельных участков №№ №, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Начальником Коломенского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области ФИО5 недействительными с даты вынесения; о признании действий должностных лиц ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> копеек руб/1кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 99 земельных участков с кадастровыми номерами № незаконными с даты внесения; о понуждении ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> копеек руб/1кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 99 земельных участков с кадастровыми номерами №, – ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение десяти дней с момента вынесения судом решения в окончательной форме. Судья Е. В. Сергеева