об обжаловании действий должностного лица



Дело № 2-1437 /2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области СЕРГЕЕВОЙ Е. В., при секретаре судебного заседания Клемешовой Н. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

СИМЕРЗИНА РОМАНА ГЕОРГИЕВИЧА об обжаловании действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд в порядке главы 25 ГПК РФ с заявлением о признании незаконными действий начальника отдела УФМС России по Московской области в г. Коломне, произведенных ДД.ММ.ГГГГ, по регистрации по месту жительства ФИО1, о понуждении начальника отдела УФМС России по Московской области в г. Коломне снять с регистрационного учета ФИО1 по адресу: <адрес>.

Заявитель ФИО1, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 52), в суд не явился, об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам суд не просил.

Суд, в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие заявителя ФИО1

Ранее, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 на доводах своего заявления настаивал, мотивируя их следующим.

Он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. В нарушение ст. 7 Закона РФ от 1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» его регистрация по данному месту жительства прошла без его на то согласия, поскольку данную регистрацию осуществили его родители. Он же участия в этом не принимал, со своими родителями по данному месту регистрации не проживает. Он полагает, что при таких обстоятельствах имеется существенное нарушение указанного выше закона. О наличии факта его регистрации по месту жительства родителей, ему стало известно в начале октября 2010 года, а обращение в суд имело место ДД.ММ.ГГГГ, трехмесячный срок на обращение в суд им не пропущен.

Просит суд обязать начальника ОУФМС России по МО в <адрес> снять его с регистрационного учета с момента постановки по адресу: <адрес> (л. д. 48).

Представитель заявителя ФИО1ФИО2, привлеченный по делу в соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ (л. д. 46, 47-48), надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 52), в суд не явился. В письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя ФИО2 просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие (л. д. 55).

Суд, в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя заявителя ФИО2

Ранее, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя ФИО2 заявление ФИО1 поддержал полностью, мотивируя его следующим.

В квартире № <адрес>, где оказался зарегистрированным заявитель ФИО1, проживают родители заявителя - ФИО4 и ФИО3 Квартира принадлежит отцу заявителя ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ была произведена регистрация заявителя в данной квартире. До момента регистрации у заявителя была регистрация при в/ч в <адрес>. До момента указанной регистрации, у заявителя отсутствовала какая-либо регистрация в Московской области. В <адрес> заявитель проживает с августа 2010 года, но в вышеуказанной квартире родителей он не проживал, несмотря на то, что его вещи, а также паспорт гражданина РФ, находился по месту жительства его родителей. У жилого дома № <адрес>, есть управляющая компания ТСЖ «УЮТ».

Он полагает, что родители заявителя, желая проявить заботу и внимание о сыне, зарегистрировали его без его ведома по своему месту жительства, так как на тот момент у заявителя отсутствовала какая-либо регистрация по месту жительства. Оформление документов о регистрации заявителя по данному месту жительства действительно осуществляли должностные лица ТСЖ «УЮТ». Заявителя уволили из Вооруженных Сил РФ без предоставления жилья и на сегодняшний день этот вопрос рассматривается в Верховном Суде РФ в порядке надзора на решение суда нижестоящей инстанции, где заявителю отказано в предоставлении жилого помещения. Поэтому, наличие данной регистрации может повлечь для заявителя новые сложности в получении жилья. Просит заявление удовлетворить (л. д. 48-49).

Представитель заинтересованного лица Начальника ОУФМС РФ по МО в <адрес>ФИО5, действующая на основании доверенности б/д, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, с полными полномочиями (л. д. 23), в судебном заседании с доводами, изложенными в заявлении ФИО1, не согласилась, мотивируя свои возражения следующим.

В соответствии с п. 17 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ для регистрации по месту жительства гражданин предоставляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий паспорт, заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6; документ, являющийся основанием для вселение в жилое помещение. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, утверждающим «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями социального назначения, перечень данных лиц указан в Приложении к Постановлению. В соответствии с данными нормативными актами граждане, представляют документы должностным лицам ЖЭУ, РЭУ, жилищных кооперативов, которые заполняют документы, заверяют подписи граждан и передают, в свою очередь, документы в орган регистрационного учета – Федеральную миграционную службу. Результатом оказания услуги является простановка в паспорте гражданина штампа о регистрации по месту жительства. После чего, документы вновь возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, которые передают их гражданам.

Поскольку управляющей компанией жилого <адрес> <адрес> <адрес> является ТСЖ «УЮТ», то все документы гражданами предоставляются должностным лицам данного ТСЖ (председателю ТСЖ или паспортистке ТСЖ), в органы ОУФМС РФ сами граждане напрямую не обращаются.

По данному делу к ним должностными лицами ТСЖ «УЮТ» было представлено заявление отца заявителя - ФИО3, являющегося собственником вышеуказанной квартиры. Также было представлено заявление о регистрации ФИО1 по месту жительства, с подписью заявителя, с паспортом гр. РФ заявителя, иными необходимыми документами. В заявлении формы № 6 подпись заявителя соответствует его подписи в паспорте гр. РФ. При этом, она считает, что заявитель мог в любое время обратиться к ним и сняться с регистрационного учета. Она просит суд в удовлетворении заявления отказать, так как считает, что с их стороны все действия, связанные с регистрацией заявителя, были законны.

Представитель заинтересованного лица ТСЖ «УЮТ», привлеченного по делу на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 51), в лице председателя ФИО6, действующей на основании протокола общего собрания членов ТСЖ «УЮТ» от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 57-58), в судебном заседании с заявлением ФИО1 не согласилась, указав следующее.

Она является председателем ТСЖ «УЮТ», которое является управляющей компанией жилого <адрес>.

Собственником жилого помещения – <адрес> <адрес>, в котором был зарегистрирован заявитель – ФИО1, является отец заявителя – ФИО3. К ней в сентябре 2010 года обратилась мать заявителя, сообщив, что хочет зарегистрировать по указанному адресу своего сына, у которого отсутствует какая-либо регистрация. Она сказала ей какие необходимо для этого собрать и представить документы. Также необходимо было заполнить заявление формы № 6 о регистрации заявителя по месту жительства родителей и подписать его заявителем ФИО3. К ней лично заявитель не приходил. Мать заявителя попросила ее дать ей заявление форма № 6, чтобы заявитель смог заполнить его дома и расписаться в нем, так как она сказала, что заявитель прийти к ней не может сам, так как постоянно работает. Через время мать заявителя принесла ей заполненное и подписанное ФИО1 заявление форма № 6, паспорт заявителя гр. РФ, другие необходимые документы. Самого заявителя она никогда не видела в доме, ей известно от его родителей, что он не живет с ними.

Она считает, что вины Начальника ОУФМС РФ по МО в <адрес> в регистрации заявителя по месту жительства его родителей не имеется. Заявитель, как и все другие граждане, лично в ОУФМС с заявлениями о регистрации по месту жительства не обращался. Все граждане приходят к ней, как председателю ТСЖ, со всеми документами, заполняют заявление формы № 6, после чего она или паспортист передают все документы в ОУФМС РФ по МО в <адрес>.

Выслушав в судебном заседании объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований заявителю должно быть отказано.

Из материалов дела усматривается, что собственником <адрес> является отец заявителя – ФИО3 (л. д. 27).

Управляющей компанией вышеуказанного жилого <адрес> <адрес> является ТСЖ «УЮТ» (л. д. 56-58).

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании заявления о регистрации по месту жительства (Форма № 6) от ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, с согласия собственника жилого помещения, был зарегистрирован УФМС России по Московской области в лице отдела в <адрес> по месту жительства по адресу: <адрес> (л. д. 26, 28, 5). При этом, какая-либо регистрация по иному месту жительства у заявителя ФИО1 отсутствовала с ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 5).

Узнав о наличии указанной регистрацией по месту жительства своих родителей в начале октября 2010 года, заявитель ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Коломенский городской суд Московской области о признании действий начальника УФМС России по Московской области, отдел в <адрес>, связанных с его регистрацией по месту жительства, незаконной и о понуждении данного должностного лица снять его с регистрационного учета с момента постановки. Таким образом, обращение ФИО1 в суд осуществлено в установленный п. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (с изменениями и дополнениями) граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ…

Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждены Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года.

Контроль за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Согласно ст. 6 вышеуказанного Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (с изменениями и дополнениями) гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документ являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Согласно п. 4 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещений социального назначения.

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, к таковым относятся: должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов турбаз и т.д.; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. (Утвержден Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года).

Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года, органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.

Заявитель ФИО1 считает, что в результате регистрации без его ведома отцом ФИО3, являющимся собственником вышеуказанного жилого помещения, квартиры № <адрес>, Начальник Отдела УФМС России по Московской области в <адрес>, принял незаконное решение о его регистрации по данному месту жительства, чем существенно нарушил его права, в частности его права по получению жилья как бывшему военнослужащему.

Между тем, суд не может согласиться с данными доводами заявителя по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что в силу п. 4 и Перечня должностных лиц Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица управляющей компании ТСЖ «УЮТ», в ведении которых находится жилой <адрес> <адрес>, в частности паспортист или председатель данного ТСЖ, которые в силу своих должностных обязанностей и несут ответственность по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещений социального назначения. Данное обстоятельство подтвердила в ходе судебного разбирательства непосредственно председатель ТСЖ «УЮТ» ФИО6, которая указывала, что сбор и оформление всех документов относительно регистрации граждан по месту жительства, передачу их в орган регистрационного учета являются их обязанностью как управляющей компании.

В силу же п. 18 вышеуказанных Правил и п. 62 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России № 208 от 20.09.2007 года, Отдел УФМС России по Московской области в г. Коломне является органом регистрационного учета, который проверяет в силу Административного регламента: правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия, листков статистического учета и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации, в поквартирных карточках или домовых книгах сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах; производит запись о принятом решении; в паспортах граждан, зарегистрированных по месту жительства проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Таким образом, Отдел УФМС России по Московской области в г. Коломне как орган регистрационного учета, не может нести какой-либо ответственности за недостоверность сведений, указанных в представленных им на регистрацию гражданина по месту жительства документов, поскольку данные обязанности возлагаются непосредственно на должностных лиц ТСЖ «УЮТ», как лиц ответственных за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, и действия которых не могут обжаловаться в рамках Главы 25 ГПК РФ.

Кроме того, в судебном заседании исследовались документы, представленные должностными лицами ТСЖ «УЮТ» в Отдел УФМС России по Московской области в <адрес> о регистрации гражданина ФИО1 по месту жительства по вышеуказанному адресу, в частности: его заявление о регистрации по месту жительства по Форме № 6 (л. д. 26), паспорт гражданина РФ ФИО1 с отметкой о снятии с регистрационного учета с прежнего места жительства (л. д. 5), свидетельство о государственной регистрации права, подтверждающее тот факт, что собственником указанного жилого помещения является отец заявителя ФИО3 (л. д. 27), заявление собственника жилого помещения о регистрации его сына ФИО1 по месту его жительства (л. д. 28), в связи с чем, суд делает вывод о том, что представленные для регистрации по месту жительства ФИО1 документы, необходимый перечень которых предусмотрен п. 57 вышеуказанного Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и п. 16 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, достаточны для принятия должностным лицом Отдела УФМС России по Московской области в г. Коломне положительного решения о регистрации гр. ФИО1 по месту жительства его отца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений установленных требований по регистрации граждан по месту жительства со стороны должностного лица, начальника Отдела УФМС России по Московской области в г. Коломне, судом не выявлено.

С учетом изложенного, суд признает действия начальника отдела УФМС России по Московской области в г. Коломне, произведенных ДД.ММ.ГГГГ, по регистрации по месту жительства ФИО1, законными и обоснованными, а заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными действий начальника отдела УФМС России по Московской области в г. Коломне, произведенных ДД.ММ.ГГГГ, по регистрации по месту жительства ФИО1, о понуждении начальника отдела УФМС России по Московской области в г. Коломне снять с регистрационного учета ФИО1 по адресу: <адрес>, - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение десяти дней с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Е. В. Сергеева