Дело № 2-2238 <данные изъяты>/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Коломенского городского суда Московской области Зуйкиной И.М., с участием адвоката ФИО 2-1, при секретаре судебного заседания Лисиной В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата <адрес> к ФИО 2 о взыскании незаконно полученных сумм пенсии, УСТАНОВИЛ: Истец Военный комиссариат <адрес> обратился в суд с иском к ФИО 2 о взыскании незаконно полученных сумм пенсии в размере № копеек. В обоснование требований истец указал, а представитель ФИО 1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на 1 год (л.д. №) пояснила, что ФИО 3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получала от Министерства обороны РФ пенсию по потере кормильца, назначенную в соответствии с Законом № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Пенсия по потере кормильца ФИО 3 на основании пенсионного листа серия №, выданного военным комиссариатом <адрес>, перечислялась в <адрес> отделение № Сбербанка России. Согласно сообщению <адрес> отделения № Сбербанка России, средства со счета № на имя ФИО 3 выплачивались по доверенности ФИО 2. ДД.ММ.ГГГГ ФИО 3 умерла, о чем имеется запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому, по мнению представителя истца, выплата ей пенсии по потере кормильца должна была прекратиться с ДД.ММ.ГГГГ. Дочь умершей ФИО 2 о смерти матери и прекращении оснований выплаты пенсии в военный комиссариат <адрес> не сообщила, поэтому на лицевой счет ФИО 3 перечислялась пенсия до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Ответчица ФИО 2 получила средства со счета № открытого на имя ФИО 3 в филиале Сбербанка России № в сумме № рублей по доверенности ДД.ММ.ГГГГ и в сумме № рублей на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданном нотариусом ФИО 4, ДД.ММ.ГГГГ Как пояснила представитель истца, о смерти ФИО 3 в Военном комиссариате <адрес> стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ в связи с закрытием наследницей ФИО 2 банковского счета. Как считает, представитель истца ответчице ФИО 2 было известно о том, что ее мать получает пенсию на счет № Сбербанка России из федерального бюджета. По мнению истца, согласно выписке из лицевого счета ФИО 3 ответчица за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно получила пенсию в сумме № рублей, чем был нанесен ущерб федеральному бюджету. Ответчице ФИО 2 неоднократно направлялись уведомления о необходимости явиться в отдел Военного комиссариата <адрес> по городам <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> для разрешения вопроса о возникшей переплате, однако, ответы на них не поступали, поэтому истец вынужден был обратиться в суд с настоящим иском. Ответчица ФИО 2 о месте и времени судебного разбирательства извещена (л.д. №), в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое (л.д. №). С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся ответчицы в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Представитель ответчицы адвокат ФИО 2-1, действующий на основании ордера (л.д. №) и нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на 1 год, исковые требования не признал, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ОАО «Сбербанк России». Третье лицо ОАО «Сбербанк России» о месте и времени судебного разбирательства извещено (л.д. №), представитель в судебное заседание не явилась, просил о рассмотрении дела в свое (л.д. №). С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. В представленном возражении представитель ОАО «Сбербанк России» полагает, что выдача денежных средств производилась законно на основании представленных документов (л.д. №). Согласно исковому заявлению ФИО 3 ДД.ММ.ГГГГ ~ умерла ДД.ММ.ГГГГ. Дочь ФИО 3 - ФИО 2 получила денежные средства со счета № на имя ФИО 3 в филиале Сбербанка России № ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сумме № рублей основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выдам-нотариусом ФИО 4 ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный счет был закг, наследником ФИО 2. В соответствии с п. 7.1.1.1. Инструкции Сбербанка России № 1-ЗР "О пори-. совершения в Сбербанке России операций по вкладам физическими лицами" утвержден:-Постановлением Правления ДД.ММ.ГГГГ (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ): «Доверен; лицо совершеннолетнего вкладчика совершает операции по вкладу (распоряжается вклад на основании доверенности, оформленной вкладчиком в структурном подразделении Ба или вне его, по предъявлении своего паспорта и сберегательной книжки по вкладу». Таким образом, ответственному сотруднику <адрес> отделения № О Сбербанка России были представлены надлежаще оформленные документы, а име: паспорт, доверенность на ФИО 2 от ДД.ММ.ГГГГ срс:-действия на три года и сберегательная книжка по вкладу ФИО 3 На основании вышеизложенного <адрес> отделение № ОАО Сберё,. России полагает, что денежные средства со счета № были выдана основании надлежаще оформленных документов. Просим суд рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего л:; Коломенского отделения № ОАО Сбербанк России. Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, дав им оценку, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учрееждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определены правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок выплаты пенсий на основе принципа ведомственной ответственности за организацию пенсионного обеспечения лиц, на которых распространяется действие данного Закона, в зависимости от последнего места их службы (статья 11). Согласно части первой статьи 56 названного Закона пенсии, назначаемые лицам, мазанным в его статье 1, и их семьям, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного Российской Федерации путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом; перевод пенсии по почте и доставка ее на дом осуществляется за счет государства; выплата пенсии производится за текущий месяц в сроки, определенные пенсионными органами по согласованию с учреждениями Сберегательного банка и предприятиями связи. Приведенный общий порядок выплаты и доставки пенсий исходит из обязательности своевременного и полного перечисления необходимых для этого денежных средств, что требует от законодателя установления конкретного и контролируемого механизма расходования бюджетных средств, который учитывал бы специфику регулирования пенсионного обеспечения соответствующих категорий граждан в процессе перечисления, бюджетных средств, предназначенных на эти цели, в связи с чем порядок выплат пенсий рассматриваемой категории лиц детализируется федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Так, статьей 132 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», Министерство финансов Российской Федерации были возложены функции по заключению в централизованном порядке по согласованию с заинтересованными федеральными органом исполнительной власти соглашения со Сбербанком России о финансировании и выплате пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федерал органах налоговой полиции, таможенных органах и органах прокуратуры РФ, и членам их семей на 2003 год. На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, предметом которого являлось выполнение Минфином России и Сбербанком России всех необходимых мероприятий по своевременной и полной выплате пенсий, пособий и компенсаций, назначенных лицам рассматриваемой категории (пункт 1.1), Минфин России осуществлял в установленные сроки перечисление денежных средств с распределением сумм предназначенных для выплат пенсий по каждому из пяти федеральных органов исполнительной власти, на соответствующий счет Сбербанка России, включая средства для перевода пенсий военнослужащим через предприятия связи и расходы по их доставке (пункт 2.1.1), а Сбербанк России перечислял необходимые суммы на счета территориальных банков Сбербанка России с распределением указанных сумм по федеральным органам исполнительной власти (пункт 2.2.2). Статьей 105 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» обязанность перечисления Сбербанку России соответствующих средств из федерального бюджета передана от Минфина России федеральным органам исполнительной власти осуществляющим пенсионное обеспечение указанных лиц. Статьей 84 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год», а затем статьей 80 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», статьей 91 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», статьей 26 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый 2009 год», статьей 22 ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годы», статьей 26 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» федеральным органам исполнительной власти было передано также полномочие по заключению соглашений со Сбербанком России о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и других выплат лицам, проходившим службу в соответствующих ведомствах, и членам их семей, подробно регламентирующих проведение сторонами всего комплекса мероприятий по обеспечению указанных выплат, в том числе и перечисление федеральным органом исполнительной власти в установленные сроки на счет Сбербанка России денежных средств, необходимых для обеспечения пенсионных выплат получателям, включая средства для перевода указанных выплат через организации связи и сходов по их доставке. В 2004 году между Министерством обороны РФ и Сбербанком России было заключено соглашение. Данное соглашение предусматривает, что Сбербанк России ежемесячно до 25 числа месяца передает в Министерство обороны РФ заявку на средства федерального бюджета, необходимые для выплаты пенсий военным пенсионерам. Данная заявка составляется в разрезе субъектов РФ на основании заявок, представленных филиалами Сбербанка России. Филиалы банка, в свою очередь, формируют заявки на основании разрешений, поручений и сведений, полученных от пенсионных отделов Военных комиссариатов соответствующего субъекта. 14 января 2008 г. между Министерством обороны РФ и Сберегательным банком РФ было заключено соглашение о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат лицам, проходившим военную службу и членам их семей. Предметом данного соглашения является проведение сторонами мероприятий по обеспечению выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат, предназначенных лицам, проходящим военную службу, членам их семей, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими выплаты пенсий, пособий и компенсаций. Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. № 1132, определено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота). Подпунктом 40 пункта 11 указанного Положения на военные комиссариаты возложена организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат. В силу абзаца 1 статьи 10 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выплата пенсий обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Согласно абз. 1 статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства обороны РФ, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка РФ путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком РФ. Судом установлено и не оспаривается ответчицей, что ФИО 3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получала от Министерства обороны РФ пенсию по потере кормильца, назначенную в соответствии с Законом № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Пенсия по потере кормильца ФИО 3 на основании пенсионного листа серия №, выданного военным комиссариатом <адрес>, перечислялась в Коломенское отделение № Сбербанка России (л.д. №). Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО 3 умерла, о чем имеется запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). В соответствии со статьей 41 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» если в составе семьи, которой была назначена пенсия по случаю потери кормильца, произойдет изменение, в результате которого отдельные члены семьи или семья в целом утратят право на пенсию, уменьшение размера пенсии или прекращение ее выплаты производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором произошло это изменение. Таким образом, перечисление пенсии ФИО 3 должно быть прекращено с ДД.ММ.ГГГГ Абзацем 9 статьи 56 указанного Закона определено, что суммы пенсии, перечисленные на соответствующий счет после смерти пенсионера, подлежат возврату в федеральный бюджет. Доводы представителя ответчиц о том, что суммы полученные ФИО 3 после ДД.ММ.ГГГГ являются наследственным имуществом, на которое ФИО 2 получено свидетельство о праве на наследство по закону и в силу положений ст. 1109 Гражданского кодекса РФ переплаченные суммы пенсий не подлежат возврату, суд находит несостоятельными. В силу ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Правоспособность гражданина, на основании ст. 18 Гражданского кодекса РФ, предусматривает возможность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Из смысла действующего гражданского законодательства следует, что право на получение пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, как имущественное право, принадлежало лично ФИО 3 В соответствии с абз. 2 ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. Согласно абз. 1 ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Из содержания ст. 1183 Гражданского кодекса РФ следует, что суммы начисленной наследодателю пенсии, оставшиеся не полученными им при жизни, переходят по наследству. Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что наследники умершего пенсионера имеют право на получение невыплаченных ему сумм пенсий только в случае, если эти денежные средства были реально начислены пенсионеру, но по какой-либо причине своевременно им не получены. В соответствии со ст.1109 Гражданского кодекса РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию. Из смысла указанной нормы, положения указанной стать применяются в период жизни гражданина, таким образом, оснований для применения к возникшим между сторонами отношениям ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей случаи, когда неосновательное обогащение не подлежит возврату, не имеется. Доводы представителя ответчицы о том, что свидетельство на наследство по закону по счету № истцом не оспорено, суд считает необоснованными, поскольку в указанном свидетельстве не указано размер денежных средств полученных в порядке наследования. Доводы представителя ответчицы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ОАО «Сбербанк России» суд находит несостоятельными, поскольку доказательств того, что денежные средства перечисленные из федерального бюджета на счет ФИО 3, получены в доход ОАО «Сбербанк России» в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения и доказательств тому ответчицей не представлено. Напротив, материалами дела установлено и не оспаривается представителем ответчицы, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на счет № ФИО 3 из федерального бюджета перечислено № рублей (л.д. №). Ответчицей ФИО 2 в филиале Сбербанка России № на основании доверенности (л.д. №) ДД.ММ.ГГГГ получены денежные средства в сумме № рублей. ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданном нотариусом ФИО 4 (л.д. №) получены денежные средства сумме № рублей (л.д. №). Сумма полученных средств ответчицей по счету № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет № рублей (№ + № = №), из чего суд приходит к выводу, что ответчица по счету № наследовала только сумму № рублей. В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Денежная сумма в размере № копеек, в связи с незаконным её получением и невозвращением ее ответчицей является неосновательным обогащением, и в силу статьи 1103 Гражданского кодекса РФ Военный комиссариат <адрес> вправе эту сумму истребовать. При таких обстоятельствах требования Военного комиссариата <адрес> о взыскании с ФИО 2 незаконно полученных сумм пенсии в размере № копеек, подлежит удовлетворению судом. На основании ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчицы ФИО 2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме № копеек, с суммы удовлетворенных требований № копеек. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Военного комиссариата <адрес> о взыскании незаконно полученных сумм пенсии, удовлетворить. Взыскать с ФИО 2 в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере № рублей № копеек. Взыскать с ФИО 2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме № рубля № копеек. С решением суда, вынесенным в окончательной форме, стороны могут ознакомиться в течение пяти дней с момента вынесения судом резолютивной части решения. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение 10 дней. Судья Коломенского городского суда Московской области И.М. Зуйкина