Дело № п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.С., с участием истца - заместителя прокурора <адрес> Беляевой С.М., ответчика - Филюкова О. А. при секретаре Шмелёвой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Филюков О. А. о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по устранению нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Филюков О. А. о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по устранению нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружении <адрес>, указав, что прокуратурой <адрес> на территории района была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений - <данные изъяты> <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты> <адрес>. На основании договора на передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Филюкова О. А. и администрацией <данные изъяты> <адрес>, Филюков О. А. использует два гидротехнических сооружения- <данные изъяты> <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты> <адрес>. По результатам осмотра узла ГТС <данные изъяты> установлены следующие нарушения: имеется разрушение водосборного сооружения ( наклонение 6 водопроводных стен слева; зарастание древесно-кустарниковой растительностью консольной части водосборного сооружения; отсутствие люка пути перекрытия колодца донного водоспуска. По результатам осмотра узла ГТС <данные изъяты> установлены следующие нарушения: нарушение стыка между откосной и наклонной стеной входной ковшовой околодки; разрушение колодца донного водовыпуска. Указанные нарушения могут повлечь разрушение указанных гидротехнических сооружений. На основании ст. 8 Федерального закона РФ « О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующий общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли а собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. Согласно ст.10 Федерального закона РФ « О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации, собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая его организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание безопасности гидротехнического сооружения и порядок её разработки устанавливает Правительство РФ с учётом спецификации гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая его организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод их эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию. В нарушение указанных требований декларация о безопасности ГТС Филюкова О. А. не составлялась, в орган надзора за безопасностью ГТС не направлялась. Также на основании 15 Федерального закона РФ « О безопасности гидротехнических сооружений» риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. Условия и порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, регулируется федеральным законом. Страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда Филюкова О. А. не производилось. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ « О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия ( бездействие), которые повлекли а собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. Согласно ст. 9Федерального закона РФ « О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны : обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль ( мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных т техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учётом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, связанной со строительством и эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнических сооружений; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления, и, в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта- население и организации в зоне возможного затопления ; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несёт ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со ст.ст. 16,17,18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. На основании ст. 19 Федерального закона « О безопасности гидротехнических сооружений», нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приёмке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации. Однако в нарушение требований законодательства в ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно с государственным инспектором отдела по надзору за электроустановками <данные изъяты> по <адрес> проверки, специалистом ГО ЧС администрации <адрес> установлено следующее. По результатам осмотра узла <данные изъяты> установлены следующие нарушения: имеется разрушение водосборного сооружения ( наклонение 6 водопроводных стен слева; зарастание древесно-кустарниковой растительностью консольной части водосборного сооружения; отсутствие люка пути перекрытия колодца донного водоспуска. По результатам осмотра узла <данные изъяты> установлены следующие нарушения: нарушение стыка между откосной и наклонной стеной входной ковшовой околодки; разрушение колодца донного водовыпуска. Указанные нарушения могут повлечь разрушение указанных гидротехнических сооружений. На данный момент вышеуказанные нарушения Филюковым О.А. не устранены. Таким образом, Филюковым О.А. узел ГТС эксплуатируется с нарушением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, дальнейшее бездействие Филюкова О..А. может привести к созданию реальной угрозы для безопасности здоровья, жизни и имущества граждан. В судебном заседании истец - заместитель прокурора Беляева С.М. отказалась от исковых требований в связи с добровольным приведением в соответствие нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, входящих в состав узлов ГТС <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты> <адрес>, о чем представила суду письменное заявление о прекращении производства по гражданскому делу в связи с отказом от иска, последствия отказа от заявленных требований и прекращения производства по гражданскому делу ей разъяснены и понятны. Ответчик Филюков О.А. в судебном заседании не возражал против принятия судом отказа прокурора от иска и прекращения производства по делу, пояснив, что привёл в соответствие нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, входящих в состав узлов ГТС <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты> <адрес>. Представитель третьего лица - администрации <данные изъяты> <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил. Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, находит ходатайство прокурора <адрес> о принятии отказа от заявленных требований и прекращении производства по гражданскому делу - законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. В силу ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Судом установлено, что отказ от заявленных требований прокурором заявлен добровольно, оформлен письменно, ему известны и понятны последствия отказа от заявленных требований и прекращения производства по гражданскому делу, отказ от заявленных требований не затрагивает прав и охраняемых законодательством РФ интересов и прав иных лиц, в связи с чем может быть принят судом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 220, 221, 224 и 225 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Принять отказ прокурора <адрес> от иска в защиту интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Филюков О. А. признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по устранению нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Филюков О. А. признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии мер по устранению нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений - прекратить в связи с отказом истца от иска и принятия его судом, разъяснив прокурору <адрес>, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение может быть подана частная жалоба в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области в течение 10-ти дней со дня вынесения. Судья И.С. Кузнецова Определение вступило в законную силу - -