об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

          п. Колышлей                                                                                      ДД.ММ.ГГГГ

         Колышлейский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.

при секретаре Новичковой Т.Т.,

с участием представителя заявителя Сиротиной А. Ф. - Поротченкова Н. Г.,

представителя заинтересованного лица - <данные изъяты> <адрес> Резниченко Ю. Г.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по заявлению Сиротиной А. Ф. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

        Сиротина А. Ф. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> <адрес> ею было подано заявление о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, представляемого по договору социального найма, как ветерану Великой Отечественной войны и вдове умершего участника ВОВ. Постановлением Главы указанной администрации - от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и, соответственно, она не была поставлена на учёт. Глава администрации мотивировал свой отказ тем, что ею, якобы, представлены документы, которые не подтверждают её право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ). При этом администрация сельсовета исходила из имеющегося акта обследования дома и соответствующего заключения, составленного межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано, что жилой дом, где она проживает, нуждается в капитальном ремонте. Она не согласна с указанным выше фактом, а также с заключением межведомственной комиссии, так как физический износ комиссией не определён, обоснованного вывода о пригодности либо непригодности жилого дома для проживания указанное заключение не содержит; кроме того, считает, что дом, в котором она проживает, фактически стал непригоден для проживания в связи с его ветхостью. Так, фундамент дома и наружная завалина разрушены, в результате чего деформировались потолок и пол в доме, кровля протекает, наружные оконные рамы частично сгнили, в холодном пристрое деформированы дверные проёмы, что свидетельствует об ухудшении эксплуатационных характеристик жилого дома, возникших в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, а также отдельных его частей, что приводит к снижению до недопустимости уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Согласно действующему Положению по оценке непригодности жилых домов, утверждённому Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 5.11.1985 года № 529, а также Положению о признании жилого дома (помещения) не пригодным для проживания, утвержденному постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, необходим физический износ жилого помещения свыше 65 %. Согласно справке <данные изъяты> износ её жилого дома составляет <данные изъяты> %. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. На основании изложенного заявитель просит признать незаконным постановление <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>, отменить его и обязать администрацию <данные изъяты> <адрес> поставить её на учёт, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

      Заявитель Сиротина А. Ф. в судебное заседание не явилась, в силу престарелого возраста, представила заявление с просьбой рассмотреть данное дело без её участия.

      Представитель заявителя Сиротиной А.Ф. - Поротченков Н.Г., действующий на основании удостоверенной <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за , в судебном заседании заявление Сиротиной А. Ф. поддержал по основаниям, в нем указанным, суду пояснил, что заявитель Сиротина А. Ф. является ветераном ВОВ и вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, который умер в ДД.ММ.ГГГГ. Сиротина А.Ф. проживает одна в д. <адрес>. Дом, в котором она проживает, был построен в ДД.ММ.ГГГГ году и с тех пор ни разу капитально не ремонтировался. Со временем дом обветшал, фундамент дома и наружная завалина разрушились, дом просел из-за того, что нижние венцы сгнили, деформировались потолок и пол, потолок перекосился, пол горкой, крыша протекает, наружные оконные рамы сгнили, деформировались дверные проёмы. О том, что вдовам инвалидов войны представляется благоустроенное жилье, Сиротина А.Ф. узнала от специалиста администрации <данные изъяты>, который разъяснил ей право подать заявление о постановке на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ Сиротина А. Ф. обратилась в администрацию <данные изъяты> <адрес> с указанным заявлением в связи с тем, что проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением администрации <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сиротиной А. Ф. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь в улучшении жилищных условий в связи с тем, что ею представлены документы, которые не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Когда он, как представитель Сиротиной А.И., обратился в БТИ, ему там выдали справку, что износ дома составляет <данные изъяты> Дом, в котором проживает заявитель, в силу старости и физического износа, является не пригодным для проживания в нем, поэтому он просит суд заявление Сиротиной А. Ф. удовлетворить.

      Представитель заинтересованного лица - <данные изъяты> <адрес> Резниченко Ю. Г. в судебном заседании с заявлением Сиротиной А. Ф. согласился, суду пояснил, что Сиротина А. Ф. проживает в д. <адрес> <адрес>, сама является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны ФИО1 Дом заявителя построен в ДД.ММ.ГГГГ, состоит из <данные изъяты>. При рассмотрении заявления Сиротиной А.И. дом, в котором она проживает, был осмотрен компетентной комиссией. Осмотром было установлено, что в результате разрушения фундамента имеется просадка дома по периметру, деформирован пол и потолок, протекает крыша, сгнили наружные рамы, деформированы дверные проемы в холодном пристрое. Требует ремонта наружная завалина. Все недостатки указаны в акте осмотра. Он говорил Сиротиной А.И., что ей необходимо представить технический паспорт на дом и справку с БТИ о физическом износе дома. Возможно, Сиротина А.И., в силу возраста, не поняла, но указанные документы представлены не были. Поэтому было вынесено решение об отказе в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учитывая, что физический износ дома составляет <данные изъяты> возражений против удовлетворения заявления Сиротиной А.И. не имеет.       

      Суд, выслушав представителя заявителя Поротченкова Н.Г., представителя заинтересованного лица Резниченко Ю. Г., исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление Сиротиной А. Ф. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

       В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

    Согласно п.3 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

     Из положений ч.3 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

      Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 года №714 предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

       Согласно ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленным для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

        К мерам социальной поддержки, установленным для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предусмотренным ст. 21 указанного закона, относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

       Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

    Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, не установлены, следовательно, в силу п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, основания нуждаемости в жилых помещениях определяются в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

     Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФи ст. 2 Закона Пензенской области от 27.02.2010 года №1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и порядке, определенные Жилищным кодексом РФ.

      Сиротина А. Ф. является ветераном ВОВ и вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО1, и имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением, выданным <данные изъяты> по <адрес>, серии от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением, выданным <данные изъяты> по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой <данные изъяты> <адрес> по <адрес> и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ,свидетельством о браке , выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, а также свидетельством о смерти серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, из которого следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чём в книге регистрации актов о смерти ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за .

      Согласно справке администрации <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем домовладения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, является Сиротина А. Ф.

      Из технического паспорта жилого <адрес> в д. <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный жилой дом на праве собственности принадлежит Сиротиной А. Ф.. Общая площадь дома - <данные изъяты> кв.м., жилая - <данные изъяты> кв.м.            

      ДД.ММ.ГГГГ Сиротина А. Ф. обратилась в администрацию <данные изъяты> <адрес> с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается её письменным заявлением, имеющимся в материалах дела.

     Постановлением администрации <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Сиротиной А. Ф. отказано на основании п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

      Как установлено в судебном заседании, Сиротина А. Ф. проживает в д. <адрес> принадлежащем ей жилом доме общей площадью - <данные изъяты> кв.м., жилой - <данные изъяты> кв.м.

      Из акта обследования помещения по адресу: д. <адрес>, принадлежащего Сиротиной А.Ф., от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом срубовой, ДД.ММ.ГГГГ постройки, под железной кровлей, общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью - <данные изъяты> кв. м., состоящий из <данные изъяты>. Фундамент состоит из дубовых столбов, завалина земляная. Потолок и полы деревянные. Отопление газовое печное водяное, дом электрофицирован. К дому подведён водопровод, канализация в виде выгребной ямы. В доме есть ванная, унитаз отсутствует. В результате разрушения фундамента наблюдается просадка дома по периметру, в результате чего видна деформация пола и потолка. В некоторых местах на потолке видны следы протекания кровли, необходимо произвести её ремонт. Наружные оконные рамы частично сгнили и требуют замены. В холодном пристрое видна деформация дверных проёмов. Наружная завалина требует ремонта. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: жилой дом нуждается в капитальном ремонте.

     Аналогичный вывод сделан в заключении от ДД.ММ.ГГГГ , при этом конкретного вывода, является ли указанное жилье пригодным либо не пригодным для постоянного проживания комиссией в нарушение действующего законодательства не сделано.

      Как следует из п.п. 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5.11.1985 года №529, жилые дома, независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К не пригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

      Из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом, расположенный в д. <адрес>, имеет износ на ДД.ММ.ГГГГ, который составляет <данные изъяты>

      Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что <адрес> в д. <адрес>, в котором проживает Сиротина А. Ф., является не пригодным для постоянного проживания ввиду его физического износа.

       Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Обеспечение жильем указанных лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м.

       Сиротина А. Ф. является ветераном ВОВ и вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает одна, в связи с чем проживание её в жилом доме, имеющем <данные изъяты> износа, невозможно, и не соответствует мерам социальной защиты, гарантированным государством для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.        

        При таких обстоятельствах отказ администрации <данные изъяты> <адрес> в постановке Сиротиной А. Ф. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, на основании п.2 части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что ею представлены документы, которые не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необоснованным, не соответствует закону и мерам социальной защиты, гарантированным государством для ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и нарушает право Сиротиной А. Ф. на обеспечение жилым помещением.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Заявление Сироттиной А. Ф. об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.

       Признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - об отказе Сиротиной А. Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и отменить его.

     Обязать Главу администрации <данные изъяты> <адрес> в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав Сиротиной А. Ф. и поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.     

     Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.

Судья                                                                                 С.Н. Елизарова              

           

Решение вступило в законную силу