Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.С., при секретаре Шмелёвой О.Е., с участием представителя заявителя Феофанова В.И. - Феофановой Т.В., представителя администрации <адрес> <адрес> Резниченко Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению Феофанов В. И. об оспаривании решения органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Феофанов В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что он, Феофанов В. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в д. <адрес> по адресу: <адрес>, является участником и ветераном Великой Отечественной войны. Также в настоящее время он является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию. Проживает он в доме, который остался после его родителей. Официально данный дом в собственность кого-либо в органах государственной регистрации не зарегистрирован. Единственным документом на него является справка администрации <адрес> <адрес>, согласно которой это жилое помещение принадлежит ему на праве личной собственности. Других правоустанавливающих документов на данный дом нет. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ. Состоит из одной жилой комнаты, кухни и подсобного помещения. В доме отсутствует ванная, туалет, горячее водоснабжение, канализация. Как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий в соответствие с федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию <адрес> <адрес> о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ её дом был обследован межведомственной комиссией, назначенной по постановлению данной администрации. Комиссией официально было установлено, что жилое помещение требует ремонта. В результате просадки и протекания кровли в холодном пристрое образовалась деформация пола и потолка, трещины в стенах. Требуется также ремонт наружной завалинки и замена кровли. Однако акт обследования помещения и заключение комиссии по результатам обследования ему сразу вручены не были. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> <адрес> было вынесено постановление за №-п, согласно которому ему было отказано в постановке на очередь в улучшении жилищных условий по основаниям п.2 ст. 54 ЖК РФ, то есть, в связи с тем, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилищном помещении. Считает данное решение органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, так как оно нарушает его права и создает препятствия к осуществлению его прав, в частности связанных с улучшением его жилищных условий в соответствие с Законом РФ «О ветеранах». В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 15 указанного Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009 года) «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Участники ВОВ имеют право на получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В соответствии с данной статьей участники ВОВ обеспечиваются жильем при условии, если они нуждаются в улучшении жилищных условий, а не при условии отсутствия жилого помещения и нуждаемости в нем. Все документы, которые имелись в распоряжении администрации <адрес> <адрес>, свидетельствовали, что он действительно нуждается именно в улучшении жилищных условий. В акте обследования жилого помещения, в котором он проживает, и в заключении по результатам обследования указано, что оно требует ремонта. Для Феофанова В.И. в настоящее время в силу его возраста и инвалидности, произвести данный ремонт представляется практически не выполнимой задачей. Кроме того, дому более <данные изъяты> лет. В нем отсутствуют, как было указано, горячее водоснабжение, ванная, туалет, канализация, то есть то, что для него жизненно необходимо. И он также не может сейчас по указанным им причинам оборудовать всем этим жилое помещение, в котором проживает. Таким образом, ссылка в постановлении главы администрации <адрес> <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ на положение п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ не обоснована. Как участник Великой Отечественной войны он должен быть поставлен на учет по улучшению жилищных условий при условии, что в этом нуждается. Однако данные обстоятельства, свидетельствующие о том, что он действительно нуждается в улучшении жилищных условий, во внимание органом местного самоуправления не приняты и не учтены. Документы по обследованию его жилого помещения: копии акта обследования и заключения комиссии были предоставлены ему в администрации <адрес> <адрес> только в ДД.ММ.ГГГГ. Указанным решением органа местного самоуправления об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нарушены его права, предоставленные ему Законом РФ «О ветеранах», и созданы препятствия для осуществления данных прав. Просит признать незаконным постановление главы администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п в части отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, и его отменить; обязать администрацию <адрес> <адрес> поставить его, участника Великой Отечественной войны, на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявитель Феофанов В.И. в судебное заседание не явился, в силу престарелого возраста, представил заявление с просьбой рассмотреть данное дело без его участия. Представитель заявителя Феофанова В.И. - Феофанова Т.В., действующая на основании доверенности, удостоверенной главой администрации <адрес> <адрес> Резниченко Ю.Г. ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированной в реестре за №, в судебном заседании заявление Феофанова В.И. поддержала по основаниям, в нем указанным. А также суду пояснила, что при обращении в органы БТИ ей была выдана справка о проценте физического износа жилого дома <данные изъяты> %. Однако, при выдаче данной справки осмотра жилого дома не производилось, сведения были указаны только на основании данных таблиц по году постройки дома. Для проведения экспертного исследования она обратилась в АНО <данные изъяты> эксперт выехал на место, произвел детальный осмотр жилого дома полностью, вскрывал фундамент, полы, потолок, стены, и в результате дал экспертное заключение о не пригодности жилого дома для проживания, в силу его ветхости, так как процент физического износа составляет <данные изъяты> %. В доме сгнили практически все несущие конструкции, просел фундамент, отвалились сени от основного строения, в доме сырость и гниль, а также отсутствуют ванная, унитаз, которые необходимы Феофанову В.И. в силу престарелого возраста. Просит суд заявление Феофанова В.И. удовлетворить. Представитель заинтересованного лица - Глава администрации <адрес> <адрес> Резниченко Ю.Г., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании с заявлением Феофанова В.И. согласился. Суду пояснил, что Феофанов В.И. проживает в д. <адрес>, является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом <данные изъяты> группы. Дом заявителя построен в ДД.ММ.ГГГГ, состоит из <данные изъяты> комнат. При рассмотрении заявления Феофанова В.И. дом, в котором он проживает, был осмотрен комиссией. В результате осмотром было установлено, что в результате просадки и протекания кровли в холодном пристрое видна деформация пола и потолка, видны трещины в стенах. Кровлю необходимо частично заменить, наружная завалина требует ремонта. Комиссия пришла к выводу о необходимости проведения текущего ремонта дома Феофанова В.И. и о пригодности дома в целом для проживания. Феофановым В.И. каких-либо документов, подтверждающих не пригодность дома для проживания, в администрацию сельсовета представлено не было. Поэтому было вынесено решение об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Учитывая, что заявителем суду представлено заключение компетентного эксперта, который производил исследование и вскрывал элементы фундамента, несущих конструкций, а комиссия производила в рамках своих полномочий только визуальный осмотр, не возражает против удовлетворения заявления Феофанова В.И. Суд, выслушав представителя заявителя Феофанову Т.В., представителя заинтересованного лица Резниченко Ю.Г., исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление Феофанова В.И. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Из положений ч. 3 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. №714 предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, не установлены, следовательно, в силу п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, основания нуждаемости в жилых помещениях определяются в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФи ст. 2 Закона Пензенской области от 27.02.2010 года № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и порядке, определенные Жилищным кодексом РФ. Судом установлено, что Феофанов В.И. является ветераном ВОВ и инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается удостоверением участника войны серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>); удостоверением № выданным ГУ <данные изъяты> по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>); справкой серии <данные изъяты> № выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>). Согласно справке администрации <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), Феофанов В. И. на праве личной собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Целый жилой дом состоит из одного бревенчатого строения, общая площадь <адрес> кв.м, в том числе жилая площадь <адрес> кв.м, с надворными постройками при нем: сарай, уборная, расположенные на земельном участке, мерою <данные изъяты> кв.м. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) следует, общая площадь дома по адресу: <адрес> <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая <данные изъяты> кв.м. Указанное также подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ Феофанов В.И. обратился в администрацию <адрес> <адрес>, с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что подтверждается его письменным заявлением. (л.д. <данные изъяты>). Постановлением администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П Феофанову В.И. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Как установлено в судебном заседании, Феофанов В.И. проживает в д. <адрес> принадлежащем ему жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. Из акта обследования помещения по адресу: д. <адрес>, принадлежащего Феофанову В.И., от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что дом срубовой, ДД.ММ.ГГГГ постройки, под железной кровлей, общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м., состоящий из <данные изъяты> комнат. В одной из комнат внутренние стены оштукатурены глиняным раствором и побелены, в другой комнате стены поклеены обоями. Фундамент состоит из дубовых столбов, завалина земляная. Потолок и полы деревянные. Отопление газовое печное водяное, дом электрофицирован. К дому подведен водопровод, канализация в виде выгребной ямы, ванная, унитаз отсутствуют. Жилой дом расположен на земляном участке площадью <данные изъяты> кв.м, на котором находятся надворные постройки. В результате посадки и протекания кровли в холодном пристрое видна деформация пола и потолка, видны трещины в стенах. Кровлю необходимо частично заменить. Наружная завалина требует ремонта. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: жилой дом нуждается в текущем ремонте. (л.д. <данные изъяты>) Аналогичный вывод сделан в заключении от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом конкретного вывода, является ли указанное жилье пригодным либо не пригодным для постоянного проживания комиссией в нарушение действующего законодательства не сделано. (л.д. <данные изъяты>) Суд считает достоверными данные о площади жилого дома Феофанова В.И., указанные в техническом паспорте, поскольку ранее, при осмотре дома комиссией ДД.ММ.ГГГГ технической инвентаризации дома не производилось. Как следует из п.п. 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5.11.1985 года №529, жилые дома, независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К не пригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. Из справки Колышлейского производственного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом, расположенный в д. <адрес>, имеет износ на ДД.ММ.ГГГГ и составляет <данные изъяты>% (л.д. <данные изъяты>) Согласно Акта экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного АНО <данные изъяты> ФИО4, занимающей должность эксперта <данные изъяты> и представленного представителем заявителя Феофановой Т.В. в судебное заседание был произведен осмотр жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>. В результате осмотра установлено, что дом построен ив ДД.ММ.ГГГГ, фактический возраст дома составляет <данные изъяты> лет. Конструктивные элементы дома имеют следующие признаки износа: Фундамент - искривление горизонтальных линий стен, сильная осадка отдельных участков здания, массовое поражение несущих столбов гнилью, жучком, полное разрешение и прогнивание отдельных несущих деревянных столбов под стенами здания; Стены и перегородки - поражение гнилью и жучком, древесина расслаивается, нижние венцы прогнили полностью и разрушаются, образование трещин венцов сруба, фрагментарно выпучивание стен и прогибы, осадка, перекос дверных и оконных косяков; Перекрытия - протечки, выпучивания, появление продольных трещин, прогиб балок и прогонов, деструкция утеплителя; Крыша, кровля - растрескивание конструктивных элементов, увлажнение древесины стропильной системы, пробоины и свищи покрытия, ржавчина кровли, ослабление креплений листов к обрешетке; Полы - прогибы, просадки, стирание досок в ходовых частях, местами поражение гнилью и расхождение в стыках; Проемы - перекос оконных коробок, осадка дверных полотен, увлажнение и фрагментарное поражение гнилью; Отделочные работы - расслоение и повреждение гнилью древесины, отставание от стен, трещины, массово утрата окрасочного слоя, массовые пятна, вздутие и отпадение окрасочного слоя, выгорание. Потеки, выгорание внутренней отделки; Внутренние санитарно-технические и электротехнические работы - кладка печного отопления имеет волосные трещины, глубокие трещины дымохода, полная потеря эластичности проводов, местами оголение проводов, местное повреждение ржавчиной водопроводной системы, капельные течи; Отсутствует отмостка, препятствующая проникновению влаги к несущим конструкциям полностью. Таким образом, общий удельный процент физического износа дома составляет <данные изъяты> %. Техническое состояние при указанном проценте оценивается как ветхое. Проживание в данном доме создает угрозу жизни и здоровью граждан. Суд критически расценивает сведения органов БТИ о проценте физического износа жилого дома Феофанова В.И. в <данные изъяты> %, так как надлежащего осмотра дома и анализа данных осмотра при выдаче названных сведений органами БТИ не производилось, и величина физического износа была определена лишь на основании общих нормативных актов, исходя из года постройки, без учета реального состояния дома. При вышеизложенных обстоятельствах суд принимает за основу данные Акта экспертного исследования, поскольку указанное исследование произведено компетентным специалистом, которым проводился детальный осмотр дома с вскрытием пола, разбором фундамента. Акт оформлен и мотивирован надлежащим образом, с приведением положений действующих нормативных актов, подробных расчетов и выводов, не доверять которым у суда оснований не имеется. Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что <адрес> в д. <адрес>, в котором проживает Феофанов В.И., является не пригодным для постоянного проживания в нем. При таких обстоятельствах отказ администрации <адрес> <адрес> в постановке Феофанова В.И. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необоснованным, не соответствует закону и мерам социальной защиты, гарантированным государством для ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, и нарушает право Феофанова В.И. на обеспечение жилым помещением. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Феофанов В. И. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить. Отменить постановление администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П в части отказа Феофанов В. И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как незаконное. Обязать администрацию <адрес> <адрес> поставить Феофанов В. И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья И.С. Кузнецова Решение вступило в законную силу - -