Дело № 2-125-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Ледяева А.П., при секретаре Елизарове И.В., с участием помощника прокурора <адрес> Бычкова М.Н., представителя администрации <данные изъяты> Мамыкина Р.А., представителя администрации <адрес> Иняхиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> и обязании устранить нарушения пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с исковым заявлением (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> и обязании устранить нарушения пожарной безопасности, указав, что прокуратурой <адрес> на территории района была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о противопожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений <данные изъяты>», в ходе которой были выявлены нарушения. Установлено следующее. Согласно ст. 73 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системной пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила пожарной безопасности в РФ (ПГТБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Кроме того, Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены пожарной безопасности (НПБ 110-03), Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ 104-03). Согласно п. 3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №, принятых во исполнение федерального законодательства РФ о пожарной безопасности, наряду с правилами пожарной безопасности, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Так, пунктом 14 НПБ 110-03 от ДД.ММ.ГГГГ № «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией» установлено, что здание общественного назначения, подлежат защите автоматическими установками тушения и автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации. Вместе с тем, в нарушении указанных норм в здании <данные изъяты> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре, а на путях эвакуации в качестве напольного покрытия используется линолеум, не отвечающий требованиям пожарной безопасности. Кроме того, проведенной проверкой было установлено, что на территории <адрес> функционирует фельдшерско-акушерский пункт, а на территории <адрес> - участковая больница. Так, согласно п. 14 НПБ 110-03 от ДД.ММ.ГГГГ № «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией» здания общественного назначения, подлежат защите автоматическими установками тушения и автоматической пожарной сигнализацией. Согласно п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Согласно п. 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Однако в нарушении указанных норм в фельдшерско-акушерском пункте <адрес> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре, а также план эвакуации; деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом. В соответствии с п. 14 НПБ 110-03 от ДД.ММ.ГГГГ № «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией» здания общественного назначения, подлежат защите автоматическими установками тушения и автоматической пожарной сигнализацией. Согласно п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Согласно п. 53 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и принятых во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации. Между тем, в нарушении указанных норм в участковой больнице <адрес> также отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре, план эвакуации не соответствует ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2002, а стены и потолок эвакуационного выхода облицованы из сгораемого материала (панели из пластика). Реальная возможность приведения указанных зданий медицинских учреждений района в соответствии с требованиями пожарной безопасности имелась. До настоящего времени вышеуказанные недостатки не устранены. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Здание <данные изъяты>», а также здания фельдшерско-акушерского пункта <адрес> и участковой больницы <адрес> являются местом массового пребывания людей. При угрозе возникновения пожара, в указанных зданиях медицинских учреждений названные нарушения норм пожарной безопасности могут создать угрозу жизни или здоровья неограниченному кругу лиц. Согласно п.1 ППБ 01-03 установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту жизни и здоровья людей. Угрозу жизни и здоровья людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с п.п. 1, 3 Устава муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес>, учредителем <данные изъяты>» («Учреждение») является администрация <адрес>, Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета <адрес> на основании сметы и средств ТФОМС. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении администрации <адрес>. Также, согласно п. 9, п.п. 15.4 Устава имущества <данные изъяты> является муниципальной собственностью <адрес> и закреплено за ней Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> на праве оперативного управления. Согласно п.п. 1.1, 1.2 Договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> («Комитет») закрепил за <данные изъяты>» («Учреждение») на праве оперативного управления муниципальное имущество. Имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью <адрес> и отражается на самостоятельном балансе Учреждения. Вопреки требованиям закона администрацией <данные изъяты>», а также её учредителем - администрацией <адрес> не осуществляются меры пожарной безопасности и не совершаются действия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях медицинских учреждений. Дальнейшее бездействие угрожает при возникновении пожара причинением вреда жизни, здоровью, имуществу в будущем неопределенному кругу лиц. В связи с тем, что администрация <адрес> является учредителем <данные изъяты>», она привлекается в качестве третьего лица. Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности и выполнению требований норм и правил пожарной безопасности. Обязать администрацию <данные изъяты>» устранить нарушения требований пожарной безопасности: здание <данные изъяты>» оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, пути эвакуации оснастить напольным покрытием, отвечающим требованиям противопожарной безопасности; здание фельдшерско-акушерского пункта <адрес> оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, разработать и разместить план эвакуации; обработать деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом; здание участковой больницы <адрес> оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, план эвакуации привести в соответствии с ГОСТ №, отделку стен и потолка эвакуационного выхода выполнить из материала, отвечающего требованиям пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор Бычков М.Н. исковое заявление прокурора <адрес> поддержал по основаниям в нем изложенным, суду пояснил, что реальная возможность приведения указанных зданий медицинских учреждений района в соответствии с требованиями пожарной безопасности имелась. До настоящего времени вышеуказанные недостатки не устранены, просил исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Представитель администрации <адрес> - Мамыкин Р.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с указанным исковым заявлением прокурора согласился, факты нарушений правил пожарной безопасности признал и пояснил, что устранение нарушений требует денег, которых в настоящее время нет. Представитель администрации <адрес> Иняхина Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, суду пояснила, что действительно указанные выше нарушения существуют, и нарушение закона будет устранено в ближайшее время. Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, свидетеля ФИО5, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковое заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что им совместно с помощником прокурора <адрес> Перфиловым А.В. была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о противопожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений <данные изъяты>». В ходе проверки было выявлено ряд нарушений требований пожарной безопасности предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № «О пожарной безопасности», которые отражены в предписаниях №; №; №. На настоящий момент нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены. Согласно ст. 73 ФЗ РФ «О пожарной безопасности», организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системной пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила пожарной безопасности в РФ (ПГТБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены пожарной безопасности (НПБ 110-03), Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ 104-03). Согласно п. 3 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №, принятых во исполнение федерального законодательства РФ о пожарной безопасности, наряду с правилами пожарной безопасности, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 14 НПБ 110-03 от ДД.ММ.ГГГГ № «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией» установлено, что здание общественного назначения, подлежат защите автоматическими установками тушения и автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии с п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации. Согласно п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. В соответствии с п. 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. В нарушении указанных норм в здании <данные изъяты>» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре, а на путях эвакуации в качестве напольного покрытия используется линолеум, не отвечающий требованиям пожарной безопасности. На территории <адрес> функционирует фельдшерско-акушерский пункт, а на территории <адрес> - участковая больница. В фельдшерско-акушерском пункте <адрес> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре, а также план эвакуации; деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом. В участковой больнице <адрес> также отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей при пожаре, план эвакуации не соответствует ГОСТ Р №, а стены и потолок эвакуационного выхода облицованы из сгораемого материала (панели из пластика). Установленные обстоятельства подтверждаются актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности № (л.д.12-15), предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности № (л.д.12-15), предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности № (л.д.12-15). Здание <данные изъяты>», а также здания фельдшерско-акушерского пункта <адрес> и участковой больницы <адрес> являются местом массового пребывания людей. При угрозе возникновения пожара, в указанных зданиях медицинских учреждений названные нарушения норм пожарной безопасности могут создать угрозу жизни или здоровья неограниченному кругу лиц. Согласно п.1 ППБ 01-03 установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту жизни и здоровья людей. Угрозу жизни и здоровья людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно ч.1 ст. 286 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущественно закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с п.п. 1, 3 Устава муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес>, учредителем <данные изъяты>») является администрация <адрес>, Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета <адрес> на основании сметы и средств ТФОМС. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении администрации <адрес>. Согласно п. 9, п.п. 15.4 Устава имущества <данные изъяты> является муниципальной собственностью <адрес> и закреплено за ней Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> на праве оперативного управления. В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 Договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> («Комитет») закрепил за <данные изъяты>») на праве оперативного управления муниципальное имущество. Имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью <адрес> и отражается на самостоятельном балансе Учреждения. Судом установлено, что администрацией <данные изъяты>», а также её учредителем - администрацией <адрес> не осуществляются меры пожарной безопасности и не совершаются действия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях медицинских учреждений. Дальнейшее бездействие угрожает при возникновении пожара причинением вреда жизни, здоровью, имуществу в будущем неопределенному кругу лиц. Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. При таких обстоятельствах суд считает заявление прокурора <адрес> законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196, 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявлениепрокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> «<данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты>» и обязании устранить нарушения пожарной безопасности - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности и выполнению требований норм и правил пожарной безопасности. Обязать администрацию <данные изъяты>» устранить нарушения требований пожарной безопасности: здание <данные изъяты> оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, пути эвакуации оснастить напольным покрытием, отвечающим требованиям противопожарной безопасности; здание фельдшерско-акушерского пункта <адрес> оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, разработать и разместить план эвакуации; обработать деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом; здание участковой больницы <адрес> оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре, план эвакуации привести в соответствии с ГОСТ №, отделку стен и потолка эвакуационного выхода выполнить из материала, отвечающего требованиям пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Колышлейский районный суд <адрес>. Судья А.П. Ледяев Решение вступило в законную силу.