Дело № 2-286-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.С., при секретаре Шмелёвой О.Е., с участием помощника прокурора <адрес> Бычкова М.Н., главы администрации р.п. <адрес> Хованцева В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации р.п. <адрес> по проведению ремонта автомобильной дороги, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации р.п. <адрес> по проведению ремонта автомобильной дороги, указав, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории р.п. <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства. Установлено следующее. В соответствии со статьёй 3 федерального закона №195-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно части 9 статьи 5 федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с последующими изменениями автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. На основании части 8 статьи 6 федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со статьёй 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании части 4 статьи 6 федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" с последующими изменениями органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со статьёй 12 федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно Главе 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. В соответствии с пунктами 3.1.1. указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено наличие дефектов автомобильной дороги на территории р.п. <адрес> и необходимо произведение соответствующего ремонта дорожного покрытия в р.п. <адрес> на следующих участках местности. Повреждения дорожного покрытия имеются по <адрес> р.п. <адрес> напротив магазина <данные изъяты> (<адрес>), конгломерат выбоин объемом от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.; напротив магазина <данные изъяты> по <адрес> имеется выбоина объемом <данные изъяты> см.; по <адрес>, напротив <адрес> имеются выбоины размерами от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.; по <адрес>, напротив здания №, принадлежащего такси <данные изъяты> имеются многочисленные выбоины размерами от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см. Результат проверки свидетельствует о несоответствии состояния дорожного покрытия указанной дороги требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения. Данные дороги в силу закона являются собственностью муниципального образования <адрес> <адрес> и являются дорогами общего пользования. Следовательно, обязанность по содержанию и обеспечению безопасности дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возложена на администрацию р.п. <адрес>. Наличие выявленных нарушений затрудняет нормальное движение транспортных средств и создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения вследствие несоответствия дорожного покрытия требованиям действующего законодательства. Просит признать незаконным бездействие администрации р.п. <адрес>, выразившееся в непринятии мер по приведению технического состояния дорог р.п. <адрес> в соответствие с законодательством о безопасности дорожного движения; обязать администрацию р.п. <адрес> произвести ремонт дорожной сети р.п. <адрес> в части участков дорог, расположенных напротив магазина <данные изъяты> по <адрес> (конгломерат выбоин объемом от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.); напротив магазина <данные изъяты> по <адрес> (выбоина объемом <данные изъяты> см.); по <адрес>, напротив <адрес> (выбоины размерами от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.); по <адрес>, напротив здания №, принадлежащего такси <данные изъяты> (многочисленные выбоины размерами от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.). В судебном заседании прокурор Бычков М.Н. заявление прокурора <адрес> поддержала по основаниям в нем изложенным, просила его удовлетворить. Представитель органа местного самоуправления, чье бездействие оспаривается, - глава администрации р.п. <адрес> Хованцев В.Б., действующий на основании прав по должности, с заявлением прокурора <адрес> согласился, суду пояснил, что данный участок дороги в соответствии с ФЗ № 131 принадлежит муниципальному образованию «р<адрес>». Действительно имеются участки с ненадлежащим дорожным покрытием, требующим ремонта. В настоящее время выделены денежные средства и размещена информация на сайте администрации о проведении открытого аукциона на проведение соответствующего ремонта. Срок подачи заявок определен до ДД.ММ.ГГГГ Далее будет проведена работа по подписанию договора и сразу же подрядная организация приступит к ремонту. До этого ремонт не проводился в связи с отсутствием погодных условий, позволяющих осуществлять его. В противном случае, при наличии луж, проведение ремонта было бы нецелесообразным, а расходование денежных средств необоснованным. Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора <адрес> законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 9 статьи 5 федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с последующими изменениями автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. На основании части 8 статьи 6 федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со статьёй 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Согласно части 2 названной статьи от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно пункта 5 части 1 статьи 14 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании части 4 статьи 6 федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" с последующими изменениями органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со статьёй 12 федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Техническое состояние автомобильных дорог предусмотрено главой 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221. В соответствии с пунктами 3.1.1. указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Судом установлено, что на территории р.п. <адрес> имеются следующие дефекты дорожного покрытия: по <адрес>, напротив магазина <данные изъяты> - конгломерат выбоин объемом от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.; по <адрес>, напротив магазина <данные изъяты> - выбоина объемом <данные изъяты> см.; напротив <адрес> - выбоины размерами от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.; напротив <адрес>, где расположен пункт такси <данные изъяты> - многочисленные выбоины размерами от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см. Указанные обстоятельства подтверждены справкой о проверке от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой <адрес> совместно с главой администрации р.п. <адрес> Хованцевым В.Б. Следовательно, состояние дорожного покрытия указанных автодорог общего пользования не удовлетворительное и не соответствует требованиям действующего законодательства о безопасности дорожного движения. Поскольку данные дороги в силу закона является собственностью муниципального образования <адрес>» <адрес>, то обязанность по содержанию и обеспечению безопасности дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам возложена на администрацию р.п. <адрес>. Однако, администрация р.п. <адрес> до настоящего времени не предприняла мер по ремонту вышеуказанных участков автодорог, и выявленные нарушения затрудняют нормальное движение транспортных средств и создают угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения вследствие несоответствия дорожного покрытия требованиям действующего законодательства. В связи с данными обстоятельствами прокурор <адрес>, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Данное заявление подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации р.п. <адрес> по проведению ремонта автомобильной дороги - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации р.п. <адрес>, выразившееся в непринятии мер по соответствию технического состояния дорог р.п. <адрес> законодательству о безопасности дорожного движения. Обязать администрацию р.п. <адрес> произвести ремонт дорожной сети р.п. <адрес> в части следующих участков дорог: по <адрес>, напротив магазина <данные изъяты> имеющего конгломерат выбоин объемом от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.; по <адрес>, напротив магазина <данные изъяты> - выбоина объемом <данные изъяты> см.; напротив <адрес>, имеющего выбоины размерами от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см.; напротив <адрес>, имеющего выбоины размерами от <данные изъяты> см. до <данные изъяты> см. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья И.С. Кузнецова Решение вступило в законную силу