Дело № 2-339-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С. Н., при секретаре Новичковой Т. Т., с участием прокурора - помощника прокурора <адрес> Перфилова А.В., представителя администрации <адрес> Зиновьевой О.А., представителя МУЗ «<данные изъяты>» Мамыкина Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ <данные изъяты>» и администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по укомплектованию фтизиатрического кабинета, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> области обратился в суд с указанным исковым заявлением на том основании, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в части оказания скорой и первичной медико-санитарной помощи больным туберкулезом, в деятельности МУЗ <данные изъяты> <данные изъяты>». Установлено следующее. Статьей 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Частью 12 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи. В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N 5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно ст. 8 Основ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относится: организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами. Статьей 37.1 указанных Основ установлено, что стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2010 N 1224н утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации. Приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации, утверждено «Положение об организации деятельности туберкулезного (фтизиатрического) кабинета». Пунктом 1 Положения об организации деятельности туберкулезного (фтизиатрического) кабинета установлено, что данное Положение определяет порядок организации деятельности туберкулезного (фтизиатрического) кабинета. Пунктом 7 вышеуказанного Положения установлено, что кабинет оснащается оборудованием в соответствии со стандартом оснащения согласно приложению N 5 к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации. Согласно указанному приложению № 5 кабинет врача-фтизиатра амбулаторно-поликлинического приема (участкового) оснащается в минимально необходимом количестве - 1: ингалятором кислородным, кабиной для сбора мокроты, рабочим местом врача-фтизиатра, негатоскопом, флюороскопом, тонометром, фонендоскопом, весами медицинскими, емкостью для сбора отходов, устройством обеззараживания воздуха, производительностью 150 куб. м/час, для работы в присутствии людей. В ходе проведения проверки фтизиатрического кабинета МУЗ «<данные изъяты>» установлено, что из вышеуказанного минимально необходимого количества медицинской техники и инструментария в кабинете отсутствовали: ингалятор кислородный, негатоскоп, флюороскоп, устройство обеззараживания воздуха, производительностью 150 куб. м/час, для работы в присутствии людей, также на момент проведения проверки весы медицинские находились в неисправном состоянии. Нарушение стандарта оснащения кабинета врача-фтизиатра МУЗ «<данные изъяты>» минимально необходимым количеством медицинской техники и инструментария приводит к нарушению прав и интересов больных туберкулезом в части оказания скорой и первичной медико-санитарной помощи. Недокомплект кабинета врача-фтизиатра МУЗ <данные изъяты>» минимально необходимым количеством медицинской техники и инструментария, может привести к некачественному оказанию медицинской помощи лицам, обратившимся в данное медицинское учреждение. На основании п. 1 Устава МУЗ «<данные изъяты>», утвержденного постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное учреждение здравоохранения <данные изъяты> <данные изъяты>» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Учредителем учреждения является администрация <адрес>. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета <адрес> на основании сметы и средств Территориального Фонда обязательного медицинского страхования. Статьей 2 Конституции РФ закреплена обязанность государства по соблюдению, защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокурор <адрес> просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> и МУЗ <данные изъяты>» по недоукомплектации кабинета врача-фтизиатра МУЗ «<данные изъяты>» минимально необходимым количеством медицинской техники и инструментария и обязать ответчиков доукомплектовать фтизиатрический кабинет МУЗ «<данные изъяты> недостающим оборудованием, а именно: ингалятором кислородным, негатоскопом, флюороскопом, устройством обеззараживания воздуха, производительностью 150 куб. м/час, для работы в присутствии людей. В судебном заседании прокурор Перфилов А.В. исковое заявление прокурора <адрес> поддержал по основаниям, в нем изложенным, просил его удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - МУЗ <данные изъяты>» Мамыкин Р. А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковым заявлением прокурора <адрес> не согласился, суду пояснил, что согласно Уставу МУЗ «<данные изъяты>» является муниципальным учреждением, собственных источников финансирования не имеет, финансирование районной больницы осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджета <адрес>. Отсутствие необходимого оборудования и инструментария фтизиатрического кабинета больницы объясняется недостаточным финансированием со стороны администрации <адрес>. Больницей будут сделаны заявки на приобретение недостающего оборудования для кабинета врача-фтизиатра. Как только будут выделены необходимые денежные средства, данный кабинет в больнице будет полностью укомплектован. Представитель администрации <адрес> Зиновьева О. А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с исковым заявлением прокурора <адрес> согласилась, суду пояснила, что кабинет врача-фтизиатра, расположенный в МУЗ «<данные изъяты>», действительно полностью не укомплектован, в нём отсутствует часть необходимого оборудования и инструментария, что связано с недостаточным финансированием. В ближайшее время администрация <адрес> постарается устранить указанные нарушения в комплектовании кабинета врача-фтизиатра в МУЗ «<данные изъяты>». Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора <адрес> законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 41 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно ст. 8 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N 5487-1, организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Статьей 37.1 указанных Основ установлено, что стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2010 N 1224н утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации. Приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации, утверждено «Положение об организации деятельности туберкулезного (фтизиатрического) кабинета». Пунктом 7 вышеуказанного Положения установлено, что кабинет оснащается оборудованием в соответствии со стандартом оснащения согласно приложению N 5 к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации. Согласно указанному приложению № 5 кабинет врача-фтизиатра амбулаторно-поликлинического приема (участкового) должен быть оснащен ингалятором кислородным, кабиной для сбора мокроты, рабочим местом врача-фтизиатра, негатоскопом, флюороскопом, тонометром, фонендоскопом, весами медицинскими, емкостью для сбора отходов, устройством обеззараживания воздуха, производительностью 150 куб. м/час, для работы в присутствии людей.. Минимально необходимое количество - 1. Судом установлено, что в кабинете врача-фтизиатра, расположенном в МУЗ <данные изъяты> отсутствуют ингалятор кислородный, негатоскоп, флюороскоп, устройство обеззараживания воздуха, производительностью 150 куб. м/час, для работы в присутствии людей, весы медицинские находятся в неисправном состоянии. Указанное подтверждено материалом проверки исполнения требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» от 05.05.2011 года, проведённой прокуратурой <адрес>, и не отрицалось представителями ответчиков в судебном заседании. Частью 12 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи. Согласно Уставу МУЗ <данные изъяты> учредителем муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты> центральная районная больница является администрация <адрес>. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета <адрес> на основании сметы и средств Территориального Фонда обязательного медицинского страхования. В судебном заседании установлено, что МУЗ «<данные изъяты> никаких мер по обеспечению кабинета врача-фтизиатра минимально необходимым количеством медицинской техники и инструментария не принимала, заявки на приобретение необходимых медицинских средств для полного укомплектования фтизиатрического кабинета в администрацию <адрес> не представлялись. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что в результате бездействия ответчиков кабинет врача-фтизиатра в МУЗ <данные изъяты> должным образом не укомплектован минимально необходимым количеством медицинской техники и инструментария, что не соответствует требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и влечёт за собой нарушение прав и интересов больных туберкулезом в части оказания скорой и первичной медико-санитарной помощи, а также лиц, обратившихся в МУЗ «<данные изъяты>», на получение надлежащей медицинской помощи и обслуживания. При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МУЗ «<данные изъяты>, администрации <адрес> по укомплектованию фтизиатрического кабинета - удовлетворить. Признать незаконным бездействие МУЗ «<данные изъяты> и администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по укомплектованию кабинета врача-фтизиатра МУЗ <данные изъяты>» минимально необходимым количеством медицинской техники и инструментария. Обязать МУЗ «<данные изъяты> и администрацию <адрес> в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения и укомплектовать фтизиатрический кабинет МУЗ «<данные изъяты>» недостающим оборудованием, а именно: ингалятором кислородным, негатоскопом, флюороскопом, устройством обеззараживания воздуха, производительностью 150 куб. м/час, для работы в присутствии людей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области. Судья С. Н. Елизарова Решение вступило в законную силу