иски оганов государственной власти, органов местного самоуправления



Дело № 2-399- 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                      ДД.ММ.ГГГГ

Колышлейский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тузукова С.И.,

с участием помощника прокурора <адрес> Бычкова М.Н.,

и.о. <данные изъяты> <адрес> Кузнецова В.В.,

при секретаре Акимовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> <адрес> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> <адрес> по организации мер пожарной безопасности,

                                          У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с указанным заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации <данные изъяты> <адрес>, в ходе которой установлено следующее. Статья 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских сельских населенных пунктов относятся: создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделения Государственной пожарной службы о пожаре. Подпунктом «в» пункта 2 ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Согласно Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ , изданного во исполнение положений вышеуказанного Федерального закона № основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании ст. 63 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматривать в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещение населения о пожаре. Пунктом 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МСЧ РФ от ДД.ММ.ГГГГ , изданных во исполнение положений Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Проверкой, проведенной прокуратурой района на территории <данные изъяты> <адрес> установлено, что вышеуказанные требования законодательства на указанной территории не выполняются. Так на берегу <адрес> в <данные изъяты> не обустроены пирсы водоемов, которые могут быть использованы для тушения возникшего в населенных пунктов пожара. Также, на территории <данные изъяты> не имеется специализированных технических средств оповещения и информирования населения о возникшей чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения такой ситуации. Необходимые информационные современные технические средства (таблички, вывески, стенды, плакаты) в местах массового пребывания людей, которые информировали бы граждан о порядке поведения в условиях чрезвычайной ситуации, не установлены. Кроме того, при проведении указанной проверки установлено, что в центре <данные изъяты> напротив <адрес> образовалась стихийная свалка бытовых отходов. Свалка находится в непосредственной близости от жилых домов и при воспламенении мусора, пожар может угрожать жителям села. Выявленные нарушения могут повлечь возникновение пожара, который при наличии вышеуказанных обстоятельств может быть потушен не своевременно и привести к повреждению имущества и человеческим жертвам. На территории сельсовета отсутствуют местное телевидение и радиовещание, поэтому в отсутствии звуковой системы оповещения населения не может быть оповещено о возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе связанной с паводком, а также о возникновении пожара. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что работа <данные изъяты> по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета организована ненадлежащим образом. Такая работа администрацией сельсовета явно недооценивается и игнорируется, тогда как последствиями этого является возникновение пожара, других чрезвычайных ситуаций, а в отсутствии системы оповещения населения и оборудованных мест для забора воды для тушения пожара, последствиями возгорания может стать повреждение имущества населения сельсовета, а также гибель людей и животных. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности населения РФ. Решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего оспариваются в суде. <адрес> просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер по организации противопожарных мероприятий, минимизации риска возникновения и последствий возникновения чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию <данные изъяты> произвести следующие мероприятия по защите населения от возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизация риска возникновения и последствий чрезвычайной ситуации: на берегу <адрес> в <адрес> и на берегу <адрес> в <адрес> оборудовать пирс для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организовать местную систему оповещения об угрозе возникновения или о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>; установить в местах массового скопления людей таблички, стенды, вывески, плакаты, приобрести рупоры (громкоговорители); ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив <адрес> в центре <адрес>           

       В судебном заседании помощник прокурора Бычков М.Н. заявление прокурора <адрес> поддержал по основаниям в нем изложенным.

        И.о. <данные изъяты> <адрес> Кузнецов В.В., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании с заявлением прокурора <адрес> согласился, пояснил, что по мере поступления денежных средств указанные нарушения будут устранены.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Из ст. 42 Конституции РФ следует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

         Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

          Из ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» следует, что первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

          В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских сельских населенных пунктов относятся: создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделения Государственной пожарной службы о пожаре.

            Согласно пп. «в» п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

              В соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ , изданного во исполнение положений вышеуказанного Федерального закона № основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

              На основании ст. 63 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматривать в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещение населения о пожаре.

             Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МСЧ РФ от ДД.ММ.ГГГГ , изданных во исполнение положений Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В судебном заседании установлено следующее: <данные изъяты> <адрес> не оборудованы пирсы водоемов, которые могут быть использованы для тушения возникшего в населенных пунктах пожара, а именно: на берегу <адрес> в <адрес>, на берегу <адрес> в <адрес>; не имеется специализированных технических средств оповещения и информирования населения о возникшей чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения такой ситуации в д<адрес> в местах массового скопления людей отсутствуют таблички, вывески, стенды, плакаты, системы оповещения, информирующие граждан о порядке поведения в условиях чрезвычайной ситуации; на улице у <адрес> в центре д<адрес> имеется стихийная свалка бытового мусора, которая в случае возникновения пожара может угрожать жителям села.

Наличие данных нарушений подтверждено в судебном заседании показаниями представителя указанной администрации, справкой по результатам проведённой прокуратурой проверки, фототаблицей, и у суда сомнений не вызывает.

Как следует из акта проверки выполнения вышеуказанных норм действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Плещеевского сельсовета, на берегу <адрес> в <адрес> пирсы не оборудованы, специальных условий для забора воды пожарной машиной не создано, техническая возможность установки пирсов имеется.

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что работа <данные изъяты> по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета организована ненадлежащим образом, последствиями данных нарушений могут привести к возникновению пожара, других чрезвычайных ситуаций, что приведет повреждению имущества населения сельсовета, а также гибель людей и животных.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора <адрес> удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196, 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> <адрес> о признании незаконным бездействия <данные изъяты> <адрес> по организации мер пожарной безопасности, удовлетворить.            

        Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации противопожарных мероприятий, минимизации риска возникновения и последствий возникновения чрезвычайной ситуации.

        Обязать администрацию <данные изъяты> <адрес> произвести следующие мероприятия по защите населения от возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизация риска возникновения и последствий чрезвычайной ситуации: на берегу <адрес> в <адрес> и на берегу <адрес> в <адрес> оборудовать пирсы для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организовать местную систему оповещения об угрозе возникновения или о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>; установить в местах массового скопления людей таблички, стенды, вывески, плакаты, приобрести рупоры (громкоговорители); ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив <адрес> в центре <адрес>.

            Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Колышлейский районный суд <адрес>.

Судья:                                                                      Тузуков С.И.