Дело № 2-398- 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Тузукова С.И., с участием прокурора - помощник прокурора <адрес> Бычков М.Н., <данные изъяты> <адрес> Авдеева А.В., при секретаре Акимовой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> <адрес> о признании незаконным <данные изъяты> <адрес> по организации мер пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: <адрес> обратился в суд с указанным заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Потловского сельсовета <адрес>, в ходе проведения указанной проверки установлено следующее. Статья 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделения Государственной пожарной службы о пожаре. Подпунктом «в» пункта 2 ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Согласно Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, изданного во исполнении положений вышеуказанного Федерального закона № № основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании ст. 63 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматривать в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещение населения о пожаре. Пунктом 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МСЧ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, изданных во исполнение положений Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Проверкой, проведенной прокуратурой района на территории <данные изъяты> <адрес> установлено, что вышеуказанные требования законодательства на указанной территории не выполняются. Так, в <адрес>, на озере в центре <адрес> не оборудованы пирсы водоемов, которые могут быть использованы для тушения возникшего в населенных пунктах пожара. Также, на территории Потловского сельсовета не имеется специализированных технических средств оповещения и информирования населения о возникшей чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения такой ситуации. Необходимые информационные современные технические средства (таблички, вывески, стенды, плакаты) в местах массового пребывания людей, которые информировали бы граждан о порядке поведения в условиях чрезвычайной ситуации, не установлены. По обеим сторонам дороги по <адрес> имеется сухой валежник, захламления сухими ветками деревьев. Кроме того, при проведении указанной проверки установлено наличие стихийной свалки бытового мусора напротив <адрес>, напротив будки ГРС по <адрес>, напротив <адрес> напротив <адрес>. Стихийные свалки образовались в непосредственной близости от жилых домов и при воспламенении мусора, пожар может угрожать жителям села. Водонапорная башня в <адрес> не оборудована специальным краном для забора воды пожарной машиной при тушении пожара. Выявленные нарушения могут повлечь возникновение пожара, который при наличии вышеуказанных обстоятельств может быть потушен не своевременно и привести к повреждению имущества и человеческим жертвам. На территории сельсовета отсутствуют местное телевидение и радиовещание, поэтому в отсутствии звуковой системы оповещения населения не может быть оповещено о возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе связанной с паводком, а также о возникновении пожара. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что работа администрации Потловского сельсовета по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета организована ненадлежащим образом. Такая работа администрацией сельсовета явно недооценивается и игнорируется, тогда как последствиями этого является возникновение пожара, других чрезвычайных ситуаций, а в отсутствии системы оповещения населения и оборудованных мест для забора воды для тушения пожара, последствиями возгорания может стать повреждение имущества населения, а также гибель людей и животных. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности населения РФ. Решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего оспариваются в суде. <адрес> просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер по организации противопожарных мероприятий, минимизации риска возникновения и последствий возникновения чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию <данные изъяты> произвести следующие мероприятия по защите населения от возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизация риска возникновения и последствий чрезвычайной ситуации: на берегу <адрес> в <адрес>, в <адрес>, на берегу озера в центре села, обустроить пирс для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организовать местную систему оповещения об угрозе возникновения или о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>, <адрес>, <адрес>; установить в местах массового скопления людей таблички, стенды, вывески, плакаты, приобрести рупоры (громкоговорители); ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив <адрес>; ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив будки ГРС по <адрес>; ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив <адрес>; ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив <адрес>; очистить левую и правую обочины дороги по <адрес> от валежника, сухих веток деревьев; оборудовать водонапорную башню <адрес> сельсовета специальным краном для забора воды пожарной машиной. В судебном заседании помощник прокурора Бычков М.Н. заявление прокурора <адрес>, отказался от требования - обязать администрацию <данные изъяты> в <адрес> на берегу озера в центре села обустроить пирс для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в остальной части заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. И.о. главы <данные изъяты> <адрес> Авдеев А.В., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании с заявлением прокурора <адрес> согласился. Суду пояснил, что действительно выявленные наращения имеют место на территории <данные изъяты>. По мере поступления денежных средств указанные нарушения будут устранены. Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Из ст. 42 Конституции РФ следует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Из ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №О пожарной безопасности» следует, что первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских сельских населенных пунктов относятся: создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделения Государственной пожарной службы о пожаре. Согласно пп. «в» п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, изданного во исполнение положений вышеуказанного Федерального закона № № основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании ст. 63 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматривать в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещение населения о пожаре. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МСЧ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, изданных во исполнение положений Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В судебном заседании установлено следующее: на территории Потловского сельсовета <адрес> не оборудованы пирсы водоемов, которые могут быть использованы для тушения возникшего в населенных пунктах пожара, а именно: на берегу <адрес> в <адрес>; не имеется специализированных технических средств оповещения и информирования населения о возникшей чрезвычайной ситуации или об угрозе возникновения такой ситуации в <адрес>, <адрес>; в местах массового скопления людей отсутствуют таблички, вывески, стенды, плакаты, системы оповещения, информирующие граждан о порядке поведения в условиях чрезвычайной ситуации; на улицах села, в близи жилых домов имеются стихийной свалки бытового мусора, которые в случае возникновения пожара могут угрожать жителям села - напротив <адрес>, напротив будки ГРС по <адрес>, напротив <адрес>, напротив <адрес>; водонапорная башня в <адрес> не оборудована специальным краном для забора воды пожарной машиной при тушении пожара. Наличие данных нарушений подтверждено в судебном заседании показаниями представителя указанной администрации, справкой по результатам проведённой прокуратурой проверки, фототаблицей, и у суда сомнений не вызывает. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что работа администрации Потловского сельсовета по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета организована ненадлежащим образом, последствиями данных нарушений могут привести к возникновению пожара, других чрезвычайных ситуаций, что приведет повреждению имущества населения сельсовета, а также гибель людей и животных. При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования прокурора <адрес> удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 194-196, 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Потловского сельсовета <адрес> по организации мер пожарной безопасности удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации противопожарных мероприятий, минимизации риска возникновения и последствий возникновения чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию <данные изъяты> <адрес> произвести следующие мероприятия по защите населения от возникновения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизации риска возникновения и последствий чрезвычайной ситуации: на берегу <адрес> в <адрес> обустроить пирс для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организовать местную систему оповещения об угрозе возникновения или о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>, <адрес>; установить в местах массового скопления людей таблички, стенды, вывески, плакаты, приобрести рупоры (громкоговорители); ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив <адрес>; ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив будки ГРС по <адрес>; ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив <адрес>; ликвидировать стихийную свалку бытового мусора напротив <адрес>; очистить левую и правую обочины дороги по <адрес> от валежника, сухих веток деревьев; оборудовать водонапорную башню <адрес> сельсовета специальным краном для забора воды пожарной машиной. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Колышлейский районный суд <адрес>. Судья: Тузуков С.И. Решение вступило в законную силу.