Дело № 2-502/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Колышлей ДД.ММ.ГГГГ Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.С., с участием прокурора - помощника прокурора <адрес> Бычкова М.Н., лица, в интересах которого предъявлен иск, - Мясникова Э.В., представителя ответчика - заместителя главы администрации <адрес> Огуло Т.Н., при секретаре Митенёвой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Мясникова Э.В. к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: <адрес> в интересах Мясникова Э.В. обратился в суд с указанным иском по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> по обращению <данные изъяты>» была проведена проверка соблюдения на территории <адрес> федерального закона о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Мясников Э.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать Мясникова Э.В. - ФИО3 лишена родительских прав. Отец Мясникова Э.В. - ФИО4 в настоящее время находится в федеральном розыске за неуплату алиментов. На основании Приказа отдела образования администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Мясникова Э.В. было установлено попечительство. Какое-либо жилое помещение за Мясникова Э.В. органом местного самоуправления не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ Мясников Э.В. окончил обучение в <данные изъяты>» и должен был быть обеспечен жилой площадью по месту жительства. Конституция РФ в ст. 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Часть 3 ст. 40 Конституции РФ предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно положения ст. 49 ЖК РФ жилое помещение жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляют указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В силу абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). В определении от ДД.ММ.ГГГГ за №-О-П Конституционный суд РФ указал, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с частью 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами власти <адрес>» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> наделяются следующими государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в ст. 4.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>»: приобретения жилых помещений; принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключении договора социального найма. Как установлено в ходе проверки решением Комитета местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Мясников Э.В. был поставлен на учет в очередь на получение жилья, однако, в нарушение требований законодательства жилое помещение ему не представлено до настоящего времени, чем нарушено его право на жилое помещение, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Так как в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О преобразовании отдельных муниципальных образований <адрес>» сельское поселение Сумский сельсовет <адрес> было преобразовано путем объединения в сельское поселение <адрес>, который, таким образом, является правопреемником вошедших в его состав сельских поселений, - в данном случае надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация муниципального образования «<адрес>. Просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить Мясникова Э.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи из одного человека по договору социального найма. Прокурор Бычков М.Н. в судебном заседании исковое заявление поддержал по основаниям в нем изложенным, уточнил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить Мясникова Э.В. на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров. Лицо, в интересах которого предъявлен иск, Мясников Э.В. в судебном заседании исковое заявление полностью поддержал, суду пояснил, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его попечитель - бабушка ФИО5 отказалась зарегистрировать его в своей квартире в <адрес>, поэтому он по настоящее время зарегистрирован в <адрес> в доме отчима. Своего жилья не имеет. После окончания в ДД.ММ.ГГГГ года техникума в <адрес> он получил профессию «<данные изъяты>» и переехал проживать в <адрес>, куда его пригласила мать, с которой он общается. Потому что больше ему негде было жить, работы в <адрес> он не нашел. В случае предоставления ему жилья ответчиком он будет планировать свою жизнь дальше, пока конкретных планов не имеет. Просит удовлетворить иск. Представитель ответчика - заместитель главы администрации <адрес> Огуло Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседание исковое заявление признала, суду пояснила, что администрация приобрести жилье для Мясникова Э.В. не имеет возможности, так как Министерством здравоохранения и социального развития <адрес> деньги для приобретения жилья для детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году не выделялись. Кроме того, на территории сельсовета отсутствует благоустроенное жилье. Имеются обыкновенные жилые деревенские дома, площадь которых составляет не менее 30 кв.м., однако, они не благоустроены. Продаются даже такие дома очень редко, зачастую они не оформлены надлежащим образом. Каких-либо коттеджей в деревне нет, строительства жилья для детей-сирот не ведется. Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития <адрес>, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Пензенской от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органом государственной власти <адрес>» государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот наделены органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений. В связи с тем, что свободные помещения в собственности <адрес> отсутствуют, органы местного самоуправления для обеспечения лиц из категории дети-сироты осуществляют приобретение жилых помещений путем объявления открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» исходя из выделенного объема финансовых средств бюджета <адрес>. Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО «О бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановой период ДД.ММ.ГГГГ годов» размер субвенции по <адрес> на осуществлении полномочий по обеспечению жилым помещением по договору социального найма лиц категории детей-сирот равен: <адрес> - <данные изъяты>.,в том числе средства областного бюджета <адрес> -<данные изъяты>., из них средства на осуществление полномочий <данные изъяты>.; <адрес> сельсовет - <данные изъяты>., в том числе средства областного бюджета <адрес> - <данные изъяты>, из них средства на осуществление полномочий <данные изъяты>.; <адрес> - <данные изъяты>., в том числе средства областного бюджета <адрес> - <данные изъяты>., из них средства на осуществление полномочий <данные изъяты>.; <адрес> - <данные изъяты>., в том числе средства областного бюджета <адрес> - <данные изъяты>., из них средства на осуществление полномочий <данные изъяты>. Выделение дополнительных средств областного бюджета <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году на приобретение жилых помещений детям-сиротам не представляется возможным. Суд, выслушав прокурора, лица, в интересах которого предъявлен иск, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковое заявление является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Законодательство Российской Федерации предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, особые жилищные права. Статья 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что лица из указанной категории, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 1 указанного закона (в ред. Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО) органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес> наделяются следующими государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>": приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма. Статья 4.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>" устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной <данные изъяты> квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на <данные изъяты> квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру. Судом достоверно в судебном заседании установлено, что мать Мясникова Э.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была лишена родительских прав вступившим в законную силу решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; сведения об отце на тот момент отсутствовали, поскольку он находился в розыске. Приказом отдела образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № попечителем над несовершеннолетним Мясникова Э.В. Эдуардом была назначена его бабушка - ФИО5, проживающая в <адрес>. В связи с чем Мясников Э.В. переехал на место жительства по адресу проживания ФИО5 По месту фактического проживания с попечителем Мясников Э.В. закончил ДД.ММ.ГГГГ обучение в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Мясников Э.В. был поставлен Комитетом местного самоуправления <адрес> в очередь на получение жилья в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Указанное подтверждается пояснениями сторон и письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании: справкой прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; заявлением Мясникова Э.В.; приказом отдела образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; договором купли-продажи (купчей) земельного участка и жилого дома расположенного на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ; справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. По данным <адрес> (сообщение от ДД.ММ.ГГГГ №) сведения о принадлежности объектов недвижимости Мясникова Э.В. на праве собственности либо ином праве отсутствуют. Порядок предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, указанным в ст. 8 ФЗ № №, определяется нормами жилищного законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Анализируя вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что Мясников Э.В., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Учитывая, что он состоит на учете, как нуждающийся в жилом помещении, в настоящее время закончил пребывание в образовательном учреждении, то он имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Так как в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗПО (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О преобразовании отдельных муниципальных образований <адрес>» сельское поселение <адрес> было преобразовано путем объединения в сельское поселение <адрес>, который, таким образом, является правопреемником вошедших в его состав сельских поселений, - в данном случае надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация муниципального образования «<адрес>. Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования и соответствующего жилого помещения на территории сельсовета, суд считает несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчика не основаны на законе. При указанных обстоятельствах суд полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Мясникова Э.В. к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить Мясникова Э.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной <данные изъяты> квадратным метрам, а в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, то размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на <данные изъяты> квадратных метров. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд <адрес>. Судья И.С. Кузнецова Решение вступило в законную силу. - -